Ровно 68 лет назад, 18 августа 1954 года, родился второй президент Башкирии Рустэм Хамитов. В 2010 году он возглавил регион после отставки Муртазы Рахимова — и остался у руля еще на 8 лет. Сегодня, 18 августа, UFA1.RU рассказывает подробнее о правлении Рустэма Хамитова — о том, что было сделано и чем запомнилось жителям Башкирии это время.
Становление карьеры
В 1977 году Хамитов окончил МГТУ имени Баумана в Москве. С 1977 по 1990 годы он работал в Уфе на заводе и в институтах. С 1990 по 1993 годы будущий башкирский президент стал народным депутатом автономии. Далее Хамитов вел деятельность в различных министерствах и ведомствах в Башкирии, в 2003 году даже был назначен на должность министра в федеральном министерстве налогов и сборов. Именно Рустэм Хамитов был одним из инициаторов возбуждения уголовного дела из-за неуплаты налогов нефтяной компанией ЮКОС.
С 2004 по 2009 годы он руководил Федеральным агентством водных ресурсов. В 2009 году Хамитов участвовал в ликвидации аварии на Саяно-Шушенской ГЭС — как он сам писал, здесь ему пригодился прежний опыт работы в МЧС.
Наконец в 2010 году президент России назначает Рустэма Хамитова исполняющим обязанности президента Башкирии, а позже Курултай дал ему соответствующие полномочия. В 2014 году он с уверенностью побеждает на выборах и вновь становится у руля республики. В 2018 году Хамитов подал в отставку, заявив: «По моему глубокому убеждению, руководители региона в зрелом возрасте должны своевременно принимать решение о завершении деятельности и должны уходить достойно».
Саммиты
Период работы Хамитова на посту главы Башкирии некоторым жителям мог запомниться как время многочисленных международных конгрессов. На одни только саммиты ШОС (входят Россия, Индия, Пакистан, Китай и азиатские страны бСССР) и БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка) республика потратила 11 миллиардов рублей, хотя изначально были планы потратить на это 60 миллиардов. Специально к этим мероприятиям в Уфе построили конгресс-холл «Торатау» неподалеку от Телецентра. Подготовку к мероприятиям оценил президент России, заявив, что в городе «построили семь гостиниц и наладили инфраструктуру».
Власти республики рассчитывали, что эти 11 миллиардов удастся вернуть в качестве инвестиций. Региону удалось заключить контракты с компаниями из Китая, Австрии, Италии и Франции — на строительство завода, выпуск тракторов и прочее, но не всё это в итоге было воплощено в жизнь.
Далее ко дну пошли проекты, которые готовили специально к саммитам. Отель Park City обанкротился, а Sheraton и вовсе ушел. Забавно, что в 2022 году отель вернет свое «историческое» название. Кроме того, собственники арендного фонда апартаментов и жилья вместе с гостиницами столкнулись с низким спросом на свои услуги. В то же время надо отметить, что сам факт проведения в Уфе крупных международных мероприятий открыл для нее возможность организовывать и другие события — «Сердце Евразии» или Всемирную Фольклориаду.
Хамитов и «Башнефть»
В 2014 году Уралу Рахимову, сыну бывшего президента Башкирии, предъявили обвинения в хищении акций «Башнефти» и Уфимского НПЗ. Как считает следствие, это происходило с 2002 по 2006 годы. Эта история, к слову, тесно связана с сенатором от Башкирии Игорем Изместьевым, которого позже тоже ждет преследование. Именно Изместьев указал на Рахимова-младшего. По данным расследования, ущерб от действий сына первого президента составил более 200 миллиардов рублей.
Тогда в дело вмешалась Генеральная прокуратура России — она потребовала признать незаконными приватизационные сделки, прошедшие в 1990-х годах. Ведомство считало, что 71% акций ТЭК Башкирии принадлежали государству, но власти решили продать их без согласия федерального центра.
Урала Рахимова поймать вовремя не удалось, потому он оказался в международном розыске — его отыскали в Австрии. От властей Австрийской Республики требовалось арестовать нарушителя и выдать его на родину, однако европейское государство не стало этого делать, поскольку считало дело «политически мотивированным».
Тем временем в рамках дела «Башнефти» были арестованы ее акции. Ими владела компания АФК «Система», связанная с миллиардером Владимиром Евтушенковым. Бизнесмен оказался под домашним арестом. Компания возражала против ареста акций, но суд признал их отчуждение законным. В итоге к концу 2014 года «Башнефть» стала государственной компанией. Через полгода 25% акций были переданы правительству Башкирии, а через год их выкупит «Роснефть».
Рустэм Хамитов в то время заявлял: «Справедливость восстановлена. Так думает очень много людей, подавляющее большинство». Он также поблагодарил президента России, поскольку благодаря его действиям «республика стала богаче» — предполагалось, что за 2014 год регион получит около 5 миллиардов рублей. Когда «Башнефть» стала частью «Роснефти», он также это одобрил.
Стоит отметить, что спустя несколько лет по удивительному совпадению республика лишится доли в «Башкирской содовой компании». Это произошло на фоне многочисленных и жестких протестов в защиту шихана Куштау. В башкирские разборки вновь пришлось вмешиваться президенту страны.
Хамитов и шиханы
Говоря об этих горах, можно вспомнить, что в 2015 году БСК искала новые запасы сырья — и нашла их на Торатау, однако тот был под охраной государства, а Рустэм Хамитов заявил: «Торатау не трогать».
— Шиханы — это достояние нашей республики. Не стоит беспокоиться. Закон охраняет эти шиханы. Снять статус памятников невозможно. Давление со стороны предприятия продолжается. На этом производстве работают около трех тысяч человек. Но давайте искать альтернативу. Башкортостан стоит на известняках. Разрабатывайте. Если качество сырья не устраивает — меняйте технологию. Да, это долго и дорого, — говорил тогда Рустэм Хамитов.
Восточный выезд
Хамитову достался многострадальный объект — Восточный выезд из Уфы, который представляет из себя подземный тоннель. Он должен был связать столицу Башкирии с трассами М-5 «Урал» и М-7 «Волга», но, как это водится, стройку свернули: нет денег. Однако при втором президенте (тогда уже главе) в 2016–2017 годах получилось возобновить работы. Инвестиции в проект влила дочерняя компания банка ВТБ — это около 29 миллиардов рублей.
Но за время своего правления у Хамитова не получилось закончить проект из-за ухода в отставку. В 2018 году его сменил Радий Хабиров, который, впрочем, дело не забросил. Сейчас Восточный выезд готов где-то наполовину.
Как относиться к правлению Хамитова?
Политолог Аббас Галлямов, рассказывая про Рустэма Хамитова, сравнил его с конгрессменом-республиканцем из США.
— По своему типажу Хамитов больше всего напоминал престарелого конгрессмена-республиканца из консервативной американской глубинки. Это класс людей, главной ролью которых является постоянная критика действий других. Они вечно брюзжат, вечно всем недовольны и очень подозрительны. Они — образец и квинтэссенция негативного настроя в политике. Сама природа создала их в качестве противовеса всем тем позитивным трендам, которые порождает человечество. Видимо, чтоб последнее не слишком зазнавалось, — сказал Галлямов.
Однако время правления Хамитова еще могло запомниться и как кладбище идей. Сюда включают завод «Белсталь», технопарк «Русгидро-Альстом», Нижне-Суянский гидроузел, Башкирскую АЭС, порт в Агидели (он должен был принимать речные и морские суда), производство сверхлегких летательных аппаратов в Кумертау, железную дорогу от Уфы до Нефтекамска и многое другое. Список большой, если не бесконечный.
Надо сказать, что некоторые проекты являлись утопиями от и до, хотя какие-то шансы на их реализацию были.
Также можно отметить, что к концу правления Рустэма Хамитова профицит бюджета Башкирии составил 20 миллиардов рублей. Аббас Галлямов считает, что это не успех, а наоборот, показатель того, что глава не был способен тратить деньги на крупные проекты. Пока одни регионы едва сводили концы с концами, Башкирия могла шиковать, но этого не сделала.
В свою очередь, политолог Дмитрий Михайличенко высказал другое мнение о правлении второго президента (и первого главы одновременно). По его словам, Хамитов внёс «позитивный вклад» в развитие региона:
— Он внес позитивный вклад в развитие республики. Он приходил в Башкирию с задачей уничтожить последствия парада суверенитетов. Первые годы его работы (а не правления) — это двоевластие с Рахимовым. Доходило до отказа последнего финансировать хоккейный «Салават Юлаев». Проблема Хамитова в том, что у него не было мощной внутриэлитной поддержки. Напомню, назначал его Дмитрий Медведев, который в последние годы не имеет такого влияния. Это же обстоятельство вынудило актуализироваться крупных игроков, которые играли против Хамитова много лет. В итоге он продержался достаточно долго, 8 лет, но желанного одобрения на новый срок не получил.
Говоря о достижениях, Михайличенко указывает на долю республики в «Башнефти», а также на позицию по шиханам: глава Башкирии говорил, что это достояние региона и их трогать нельзя.
— Многие говорили, что он хочет доли и поэтому не дает добро на разработку шиханов. Я же уверен, что Хамитов прекрасно понимал негативные последствия разработки шиханов и этот общественно-политический фактор препятствовал ему принимать иные решения, — говорит Михайличенко.
Но были и провалы: Хамитов неправильно сделал ставку на представителей башкирской нации, а также имел в своем штате некомпетентных сотрудников.
— Хамитов во всём пытался продемонстрировать свою башкирскость, но своим для титульного этноса он не стал, а вот русских и татар от себя отдалил. Хамитов не смог создать свою команду управленцев и вообще индифферентно относился к кадрам. Это главная его проблема как управленца, — отметил политолог.
После своей отставки Хамитов исчез из публичного пространства. По мнению Михайличенко, это недопустимо для человека, который управлял регионом на протяжении стольких лет.
— Ведь у него есть свое видение, мнение, оно имеет значение для республики, ее жителей. В отличие от него, Муртаза Рахимов не стесняется своего мнения и выражает его, — подытожил политолог.
В конце июля 2022 года появились сообщения о нахождении первого президента Башкирии Муртазы Рахимова в больнице. К тому моменту он уже как 12 лет был не у руля родного региона. В этом свете UFA1.RU решил напомнить, кем является для Башкирии Муртаза Губайдуллович.