Вокруг него построили Затон: как 100-летний завод Уфы купил олигарх

ds

Предприятие знало разные времена

Поделиться

Недавно новый инвестор — депутат Горсовета Уфы Артур Шайнуров объявил о том, что вошел в сделку по приобретению легендарного уфимского «Судоремонтно-судостроительного завода» («ССЗ»). Пока сумма сделки не озвучена публично, однако уже известно, что в планах нового собственника есть не только возрождение предприятия, но и жилая застройка на части его территорий. Стоит отметить, что на протяжении последних лет вокруг завода то и дело возникают новостройки, а сам он переживает далеко не лучшие времена, находясь в предбанкротном состоянии. Между тем когда-то именно «ССЗ» дал жизнь целому району Уфы — так называемому Затону. Сегодня, 27 сентября, UFA1.RU рассказывает о самых главных этапах развития предприятия с момента основания до наших дней.

От поселка староверов до большого бизнеса

Затон, как рассказывают в мэрии Уфы, появился в начале XX века как поселок судоремонтников, обслуживающих зимующие в старице грузовые и пассажирские суда. Фактически как населенный пункт он возник вокруг завода РЭБОР, ныне известного как «Судоремонтно-судостроительный завод». Но предприятие, конечно, образовалось не на пустом месте. Как писал в 2014 году в своем блоге краевед Сергей Синенко, местные купцы в конце 1850-х обратились к правительству для организации «речной комиссии». Она должна была оценить степень пригодности реки Белой для судоходства. В 1857 году специальная комиссия офицеров Казанского корпуса путей сообщения пришла к выводу, что по реке можно организовать пароходное сообщение до Стерлитамака.

Зимняя стоянка судов, 1912 год

Зимняя стоянка судов, 1912 год

Поделиться

К этому моменту Белая изменила свое русло в связи с тем, что при строительстве железной дороги в нижнем течении реки Дёмы было прорыто искусственное русло. Как писала в своей статье для газеты «Истоки» в январе 1999 года исследователь Навалихина, образовался Старицкий затон в 1854 году после обильного таяния снегов, когда река Белая пробила себе новое русло, подступив ближе к городу, в старом же русле появился залив. Сюда с осени 1861 года стали заходить на зимовку пароходы и баржи — ежегодно тут останавливались 30 судов, 50 барж и баркасов.

На берегу начали строить землянки, бараки, маленькие домики и хозяйственные постройки. Быт речников тех времен был несладок — в домах было холодно и тесно. В одной землянке на берегу старицы могли жить по 2–3 семьи. Несмотря на такую компактность, мест для всех не хватало, потому некоторые речники снимали углы в ближайшем поселке Кержацкий, населенном высланными или беглыми староверами. В честь него, кстати, в дальнейшем назвали центральную улицу Затона — Кержацкую (ныне Ахметова), на которой сейчас расположились важнейшие предприятия и учреждения микрорайона: судоремонтно-судостроительный завод, пожарная часть, школы.

Строительство судоремонтного завода, 1920 год

Строительство судоремонтного завода, 1920 год

Поделиться

По реке ходило всё больше пароходов, возивших различные товары — хлеб, скот, лес, железо, соль. Кроме Старицкого, в бассейне были и Кузнецовский, и Бирский, и Ахлыстинский, и Дербешкинский затоны, однако именно Старицкий был самым крупным из них. В конце XIX века, рассказывал Сергей Синенко, наиболее пригодные для зимовки берега здесь скупило семейство уфимских мещан Першиных (их усадьба на нынешней улице Коммунистической внесена в список объектов культурного наследия). После того как Першины стали владельцами этих земель, другие предприниматели были вынуждены арендовать их.

Тяжелые времена

Бизнес прервала революция. Как рассказывают в уфимской мэрии, в феврале 1918 года частные мастерские Старицкого затона были национализированы. На их базе появился завод РЭБОР. В 1923 году Старицкий затон получил имя Октябрьской революции за заслуги по национализации флота, в 1932 году стал называться судоремонтным заводом. Пять лет спустя было образовано самостоятельное Бельское речное пароходство, которому подчинялось данное предприятие. В годы войны оно выполняло военные заказы.

В 1970-х, как писал Сергей Синенко, на Сафроновской пристани (ныне пристань «Уфа») было освоено строительство буксирных теплоходов. Тогда завод и стал именоваться судоремонтно-судостроительным. По данным интерактивной энциклопедии «Башкортостан», до 1992 года предприятие носило название «Ремонтно-эксплуатационная база флота имени Октябрьской Революции Бельского речного пароходства», с 1992 по 1999 годы — Уфимская ремонтно-эксплуатационная база флота БРП. В 1999 году «Бельское речное пароходство» стало акционерным обществом, а завод — его дочерней компанией. После 2005 года предприятие получило свое современное название и форму общества с ограниченной ответственностью.

Судоремонтный завод в наше время

Судоремонтный завод в наше время

Поделиться

Первоначально учредителем завода было АО «Башкирское речное пароходство», однако в дальнейшем предприятие стало принадлежать правительству Башкирии, следует из данных сервиса «Контур.Фокус». Также в компании получили небольшие доли первичная профсоюзная организация завода, бизнесмен Сергей Фомичев и химик-водник Геннадий Церяпкин. В своей новейшей истории завод трижды пытались банкротить. В первый раз это произошло в 2016 году — тогда долг предприятия перед кредиторами, крупнейшим из которых был государственный инвестор АО «Региональный фонд», составил более 100 миллионов рублей.

Как писал «Коммерсант», с кредиторами удалось рассчитаться благодаря продаже участка в 5,3 гектара в Кузнецовском затоне малоизвестной компании «Дионис», а в дальнейшем уже у оренбургского застройщика ГК «Лист» возникли проблемы с застройкой части этих земель. К слову, на тот момент рядом с этой территорией компания «Госстрой» ныне арестованного депутата Кирилла Бадикова строила жилой комплекс «Белая река».

«Кладбище кораблей» в Затоне в 2022 году

«Кладбище кораблей» в Затоне в 2022 году

Поделиться

Пока застройщики выясняли отношения с мэрией, в 2020 году в Арбитражный суд вновь поступил иск на завод. В этот раз признать компанию несостоятельной потребовала Федеральная налоговая служба. Заявитель утверждал, что сумма долга «ССЗ» составляла 12 миллионов рублей. Однако уже через три месяца суд вынес решение отказать в признании предприятия банкротом. В феврале 2020 года следком Башкирии возбудил уголовное дело, обвинив предприятие в преднамеренном банкротстве. Следователи пришли к выводу, что бывшие руководители компании и должностные лица Минземимущества своими действиями привели ее к разорению, причинив имущественный вред республике на сумму более 120 миллионов рублей.

Новый владелец

В мае 2021 года произошла реорганизация АО «Башкирское речное пароходство» — предприятия «Речной порт «Уфа»» и «Порт Уфа», которые входили в компанию, перешли к «ССЗ». Сейчас, по данным «Контур.Фокуса», судоремонтный завод числится управляющей компанией портов. Новые активы не сделали компанию прибыльнее: если в 2020 году она показывала 33,7 миллиона рублей убытков, то уже по итогам 2021 года завод ушел в минус на 106,3 миллиона.

Власти в итоге решили предприятие продать. На 100% доли в умирающем «ССЗ» сразу появился претендент — депутат Горсовета Уфы, экс-кандидат в мэры города Артур Шайнуров. Он руководит «Башкирской строительной компанией», принадлежащей, по данным «Контур.Фокуса», бывшему директору компании «Аптечный двор», уроженке Балтачевского района Динаре Хабировой. По информации «Коммерсанта», она является лишь номинальным собственником предприятия.

А так выглядит здание завода сейчас

А так выглядит здание завода сейчас

Поделиться

Шайнуров, до того как перейти в строительную сферу, успел побывать и в кресле депутата Курултая Башкирии, и заместителем полпреда республики при президенте РФ. В 2017 году он возглавил скандальную компанию «Башкиравтодор» — короля госзаказа, неоднократно подвергавшегося критике со стороны жителей республики. На этом посту он проработал примерно два года.

На новый актив у Шайнурова сразу возникли большие планы — он заявил о желании реанимировать предбанкротное предприятие и построить рядом жилкомплекс с яхт-клубом. Сейчас, когда он уже вошел в сделку, экс-депутат сдержанно сообщает о том, что жилая застройка — это планы «очень далекой перспективы», к воплощению которых перейдут лишь после завершения реконструкции и развития самого завода. По словам Шайнурова, речь идет о 5–10 годах.

Артур Шайнуров выступает на конгрессе «Транспорт и строительство» в Уфе в сентябре 2022 года

Артур Шайнуров выступает на конгрессе «Транспорт и строительство» в Уфе в сентябре 2022 года

Поделиться

UFA1.RU направил запрос в Минземимущества республики по поводу приватизации «ССЗ». Напомним, власти решили развивать водный транспорт в регионе — в том числе установить семь понтонных речных причалов. Тем временем бизнесмен Александр Землянский, который проводит в Уфе речные прогулки на теплоходе, вынужден ходить по судам, поскольку мэрия Уфы считает, что он организовал плавучий причал на набережной самовольно, нарушив таким образом целостность гидротехнического сооружения. Приставы перегородили доступ к теплоходам Землянского с берега, а сам плавучий причал, который купил у банкротного Башкирского речного пароходства и отреставрировал его бизнес-партнер Динар Булатов, отбуксировали. Происходящее Землянский называет рейдерским захватом.

Total
0
Shares
Связанные Посты