«Дикая смесь американского хоррора с советскими фильмами про милицию»: история уфимской студии «Муха», которая рисовала первые в стране комиксы

Комиксы студии «Муха»

Поделиться

Девяностые годы ассоциируются у населения в основном с двумя вещами: крахом экономики и бандитизмом. Однако даже среди столь злостных событий были проявления света и добра. Речь идет об искусстве, которое делает человека человеком, а конкретно — о студии «Муха», которая появилась в Уфе на рубеже 1980–1990-х годов и стала местной легендой. UFA1.RU поговорил с художником Камилем Бузыкаевым, который стоял у истоков журнала и сегодня, 4 сентября, рассказывает, с чего начинался этот проект.

Клочок бумаги

В 1990 году Камиль, будучи студентом-художником, познакомился с основателем студии Виталием Мухаметзяновым. Произошло это совершенно случайно.

— Я нарисовал какой-то рисунок на клочке бумаги. Мой товарищ этот рисунок у меня выпросил, повесил у себя на работе. И к нему потом зашел Виталий — он увидел рисунок, спросил, кто его сделал. Товарищ объяснил — и потом Виталий пришел ко мне в общежитие, предложил поработать, — рассказывает Камиль.

Основатель студии «Муха» Виталий Мухаметзянов в ранние годы

Основатель студии «Муха» Виталий Мухаметзянов в ранние годы

Поделиться

Тогдашний студент-первокурсник не мог отказаться от такого предложения — и согласился. Ему дали сценарий и попросили нарисовать комикс — и итоговый результат вышел в первом номере журнала.

Дом печати

На бывшем сайте «Мухи» была запись, которая рассказывала о создании студии:

«Однажды Виталий Мухаметзянов собрал на чердаке уфимского Дома печати друзей — художников. И они начали рисовать комиксы. Средние тиражи были тысяч двести на один выпуск, а книжка про собачку Рипли продалась тиражом более миллиона штук, о чем у Виталия некоторое время хранилась справка».

Дом печати находится в центре Уфы

Дом печати находится в центре Уфы

Поделиться

Как рассказывал в соцсетях один из основателей «Мухи» Руслан Сулейманов, его знакомство со студией началось с предложения съездить к товарищу, который собирал команду для рисования комиксов.

— Я захватил рисунки и комиксы, мы отправились на явочную квартиру к Виталию Мухаметзянову. <...> Смотрины удались, все друг другу понравились, и я «влился в банду», — писал Сулейманов.

Команда студии в Доме печати

Команда студии в Доме печати

Поделиться

В то время Руслан работал на Уфимском ламповом заводе (прекратил существование в 2018 году. — Прим. ред.), однако это не помешало ему начать рисовать для «Мухи». Хотя в итоге художник всё равно ушел с завода — и устроился в кинотеатр «Матросова». В его мастерской и рисовался первый комикс, прямо на обратной стороне рекламных афиш. Виталий в то же время рисовал пса Рипли, и эта работа заинтересовала Дом печати, куда студия позже переехала. Ей предоставляли помещение, а она взамен оформляла иллюстрации к книгам, плакатам, поздравительным открыткам.

В своем коротком рассказе Руслан Сулейманов отмечает, что комиксы распродавались не только в Уфе, но также в Санкт-Петербурге и на Украине. Некоторые выпуски делали специально для США и Германии.

Комиксы и не только

Шло время — и студия развивалась, в итоге перейдя от комиксов к клипам. Камиль Бузыкаев говорит, что они делали видео для Сергея Галанина, «Глюкозы» и других артистов — даже для Филиппа Киркорова.

На сайте об этом тоже есть запись: первые клипы были созданы в 1994 году для групп «Алиса» и «Чайф», а также упомянутого ранее Галанина.

— Но сначала, конечно, были комиксы, которые были интересны молодежи девяностых, — вспоминает Камиль.

Поделиться

Также художник рассказал, какой сюжет закладывали в комиксы: в основном это была фантастика по каким-то рассказам или повестям иностранных писателей. Бывало, что и сами придумывали какого-нибудь героя, его путешествие.

— Давали волю фантазии сами. Допустим, взял рассказ какой-то, почитал, он тебе понравился, представил — нарисовал, — рассказывает Камиль.

Кто-то рисовал комиксы на понравившиеся ему темы, например, про дореволюционную Россию, про далекое будущее на Марсе. Кроме того, затрагивалась история про Чернобыльскую катастрофу, которая произошла в 1986 году.

— Мы все росли в стране, в которой многих тем не было. Тот же Чернобыль замалчивался, — объясняет художник. — Например, был комикс, где после аварии там появились мутанты, которые нападали на людей. И всё это такая дикая смесь американского хоррора с советскими фильмами про милицию.

А платили за такое творчество довольно неплохо по тем временам — 40 рублей. И хотя средняя зарплата, по некоторым данным, была в районе 300, на 40 вполне можно было прокормить себя. Например, как пишет сайт «Деньги России», килограмм сахара стоил около рубля, цена на хлеб не превышала 50 копеек.

Помимо «Мухи», Камиль работал художником в Доме офицеров — и там платили больше 100 рублей.

— Для меня это были дурные деньги. Я с благодарностью вспоминаю то время, потому что, наверное, я был самый обеспеченный студент! — смеясь признается Камиль.

Студия также выпускала и сказки

Студия также выпускала и сказки

Поделиться

Художники были молоды, а потому у них был большой азарт войти во что-то ранее неизведанное. Считается, что «Муха» была первым периодическим журналом комиксов в СССР и России.

— Я считаю, что он [журнал] один из лучших, если не самый лучший, кто делает мультики в России, — отметил Камиль.

Сейчас художник продолжает рисовать и работать в «Мухе». В прошлом году журнал выпустил два комикса, а в текущем — три. Их отличительная особенность в том, что они сделаны на двух языках: сначала читаешь на русском, переворачиваешь страницу — и всё то же уже на башкирском языке.

— В прошлом году выпускали про Карима Хакимова, в этом году про Минигали Шаймуратова, Вафу Ахмадуллина и Салавата Юлаева. Они получились достойными и хорошими по качеству, — говорит художник.

На вопрос, снизилась ли популярность комиксов, Камиль Бузыкаев сказал, что есть снижение интереса к печатной продукции в принципе. Такая проблема может решиться с помощью соцсетей — выложить их туда. Сам художник пробовал так делать — и комиксы зашли, что называется, на ура. Зритель остается благодарен: оценивает, комментирует.

— Я рисовал про первый метеорит, который летит во Вселенной миллиарды лет назад. Он падает, видит динозавров, мамонтов, а потом оказывается в женской бане № 2 города Уфы — и как бы жизнь сложилась удачно, — смеясь рассказывает Камиль.

Однако он считает, что сейчас хорошо заработать на этом будет трудно, но публика тем не менее останется довольной.

Виталий

В 2007 году UFA1.RU брал интервью у основателя студии «Муха» Виталия Мухаметзянова. В нем, помимо прочего, он рассказывал, что ему предлагали работу в других городах, в том числе и в Москве, но он не стал переезжать из-за живущих в Уфе родителей, плюсом ко всему ему не нравилась «московская суета».

— Просто не люблю Москву из-за суеты, из-за толкотни. Не понимаю, почему все туда стремятся. Здесь человек жил хорошо, едет туда, снимает за бешеные деньги полкомнаты, носится целый день как угорелый, и всё равно эта жизнь ему кажется слаще, чем на родине, — говорил тогда Виталий.

Виталий в 2009 году

Виталий в 2009 году

Поделиться

Тем не менее, по его словам, из «Мухи» регулярно уезжали художники. Однако некоторые, даже живя в другом месте, продолжали работать на родной журнал.

В свое время, когда только начинал свою деятельность, Виталий не ставил себе цель заработать имя или создать бренд.

— Просто 15 лет бил в одну точку. Что еще мне оставалось делать? С детства любил рисовать, любил мультики… А сейчас получается, что создал бренд, — говорил художник.

Виталий умер в 2016 году из-за остановки сердца.

Четырьмя годами позже студию посетил глава Башкирии. Он назвал ее одной из визитных карточек и гордостью республики. На тот момент «Муха» вела работу над мультфильмом «Северные амуры», который был посвящен башкирским воинам во времена сражений с Наполеоном.

Что известно компании

В 1998 году было создано ООО «Студия “Муха”». Его учредителями, согласно данным сервиса «Контур.Фокус», были Марат Черкасов (значился как директор) и Виталий Мухаметзянов — они владели компанией в равной степени.

С 2015 года к студии стали предъявлять финансовые претензии — в базе приставов имеется 12 исполнительных производств на сумму в 1,5 миллиона рублей, однако их все вернули взыскателю. При этом сумма активов компании на конец 2014 года составляла всего 48 тысяч рублей. В связи с отсутствием денег и имущества для уплаты долгов налоговая служба пыталась провести банкротство студии в 2016 году, однако суд отказал: во-первых, никто из кредиторов не заявился за собственный счет провести процедуру банкротства, а во-вторых — финансировать этот процесс из бюджета тоже нет смысла, поскольку израсходованные средства обратно не вернутся. К тому же студия имела признаки недействующего юридического лица — не предоставляло налоговую отчетность в течение года, а такие подлежат снятию с учета.

В 2012 году было создано ООО «Муха» — именно оно сейчас управляет студией. Директором, по данным «Контур.Фокуса», является Артур Абдрахманов. Он также имеет ИП, который в 2021 году выиграл два госконтракта на разработку анимационных фильмов. Стоимость обоих — 4 миллиона рублей.

В числе участников в ООО с 2021 года значатся двое детей основателя «Мухи» Виталия Мухаметзянова и его жена — она имеет долю 33,3%, а дети по 8,33%.

По данным на конец 2021 года, выручка студии составляла 8,7 миллиона рублей, в то время как в 2016–2017 годах — больше 25 миллионов рублей. Чистая прибыль по итогу 2021 года — всего чуть больше 40 тысяч рублей.

Total
0
Shares
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Связанные Посты
Читать далее

«Превратили в пивнушку»: как в Уфе умирает детская филармония и территория вокруг. Смотрим, какой она должна была быть

Так выглядит площадка перед входом в филармонию Фото: Тимур Шарипкулов Поделиться Разрушенные ступеньки, пивные бутылки и вывеска «Уфимская…