Уфа еще не видела серьезных пробок на дорогах, считает транспортный эксперт Олег Арефьев, но, по его словам, нам это «удовольствие» скоро предстоит — если специалисты городской администрации не предпримут ряд грамотных решений, в частности, по спасению общественного транспорта и организации автодвижения. Сегодня,
Пробки в Уфе
Для начала хочу заметить, что Уфа пока еще не видела серьезных пробок, — есть очаговые затруднения движения в пики по нескольким направлениям. «Восьмерки» и «девятки» по шкале «Яндекс.пробок» — это скорее исключение для города, чем правило. Дополнительные факторы, конечно, есть, как и шансы в обозримом будущем увидеть реальные пробки. Во-первых, это массовые точечные застройки города, которые сейчас ведутся с невиданной до этого времени интенсивностью. Вот сейчас на месте «
Второй момент. Ситуация с общественным транспортом, к сожалению, не становится лучше. Да, появились новые и красивые автобусы, но благодаря им общественный транспорт становится красивее, но не становится лучше. Все новые автобусы рано или поздно встанут — и, учитывая, что автобусы новые, это очень сложная техника, обслуживать которую мы не умеем, встанут рано, а не поздно. При этом мы сейчас хороним электротранспорт. И все эти люди, которые имеют потребность в перемещении, в итоге пересядут на личные автомобили.
При этом расширение дорог, даже если им заниматься, не даст ожидаемого эффекта, точнее, эффект, конечно, будет, но его ресурс очень ограничен и быстро исчерпывается. В научной литературе есть такой «Парадокс Доунса-Томсона», который кратко можно выразить так: чем больше пропускная способность дорог, тем хуже дорожная обстановка. Более того, когда пропускная способность дорог отстает от потребности в ней, мы формируем индуцированный (отложенный) спрос, и при появлении новых дорог они сразу же заполняются теми, кто при их отсутствии мог и не выезжать, и далее они начинают формировать общий трафик, его перегружая.
Новые дороги
Обустройство дорожной инфраструктуры в Уфе сложно назвать именно грамотно организованным. Последние много лет ей вообще никто не занимался. Основная проблема в том, что мы часто строим дороги не потому, что они нужны и нужны именно там, где мы их строим, а в том, что мы строим эти дороги для того, чтобы построить. Простейший пример — Комсомольская и
Я сам проехал по этим улицам.
Сама улица Комсомольская перегружена светофорами, которые стоят буквально через 50 метров, и самое главное, что они вообще не синхронизированы. Как бы ты ни ехал, но, отстояв красный на одном светофоре, ты постоянно «втыкаешься» в красный на следующем светофоре. Со светофорами вообще в Уфе беда, а ведь их синхронизировать умели еще в СССР, в те времена, когда не было никаких интеллектуальных транспортных систем. При средней скорости
Как улучшить ситуацию?
Если навскидку, то как минимум организовать парковочные пространства. Я сейчас не о платной парковке, я о парковке вообще. Для иллюстрации можно вернуться к примеру улицы Комсомольской или улицы Революционной от Мингажева до Центрального рынка, да масса примеров хаотичной парковки, мешающей нормальному движению. Далее — всё же заняться синхронизацией светофоров, они держат очень серьезно поток. На особо проблемных участках в час пик должны дежурить регулировщики. Да, пока ничего более эффективного, чем грамотный регулировщик, для разруливания проблемных перекрестков не придумали, увы.
Нужна грамотная разметка, не просто разметка, а именно грамотная, способная структурировать транспортный поток. Самое главное — нужно срочно развивать общественный транспорт, делая его основой транспортной мобильности населения города. Нужно срочно спасать электротранспорт, который уже даже не гибнет, а уже, по сути, погиб, и спасти его в реальности очень сложно. Но делать это необходимо, просто потому что город пока еще не знает, что такое серьезные пробки, но может очень скоро это узнать, и тогда уже будет очень поздно причитать.
Вафельная разметка? Так для начала не мешало бы разобраться, для чего она нужна и как работает. Это не круг мелом на полу из фильма «Вий», куда не могут демоны прорваться, это обычная краска на асфальте. Основным предназначением этой разметки было облегчение фиксации камерами нарушения, а для водителя — понимания зоны, где его накажут. Без камер это работать не будет, да и, судя по качеству разметки, скоро вообще сотрется. А с камерами там не всё просто, там необходимо разделять тех, кто встал для поворота и просто встал, поэтому съемка ведется в динамике. В Москве минимум шесть кадров плюс видеосъемка. Научат и наши камеры? Не буду вдаваться в подробности — просто скажу, что не научат по целому ряду причин. Да и саму разметку наносили где ни попадя, я вот даже видел на перекрестке перед въездом в аэропорт, там вообще никогда пробок не было.
Всё остальное — только фантазии по мотивам «как хорошо мы можем сделать», обещания и фантазии, часто полностью оторванные от реальности. При этом каждый раз, чтобы перебить осадочек от неисполнения предыдущих обещаний, каждое следующее еще более грандиозно. Про канатные дороги и аэротакси помним же, да? А самое главное — нет четкой и ясной программы развития городской среды, без которой вести какие-либо разговоры о системных изменениях просто смысла нет.