В Башкирском государственном театре оперы и балета разгорелся скандал, связанный с увольнением 24 артистов оркестра. Музыканты от лица профсоюзной ячейки выступали за соблюдение своих трудовых прав, однако в итоге оказались без работы вовсе и теперь пытаются доказать свою правоту в суде. Главное действующее лицо этой истории — смелая скрипачка Елена Галимова, выступающая от лица своих коллег в противостоянии с руководством театра. Сегодня,
Закулисные игры
Галимова пришла в театр в девяностых и с тех пор видела и взлеты, и падения, и разных руководителей, и разные времена. Как и многие коллеги, в оркестре она оказалась после училища 20-летней девушкой, полной надежд. В те времена руководителем Башоперы был народный артист Башкирии и РФ Радик Гареев, о котором Галимова отзывается исключительно положительно.
— В те времена я просто занималась карьерой, — вспоминает артистка. — Нам предоставляли хорошую зарплату здесь, гостиницу, жилье. И даже в тяжелые годы, в девяностые, Радик Арсланович, если не было денег, мог поехать за город куда-то, спеть концерт, собрать деньги и раздать потом из них зарплату. Он был ответственный руководитель и молодец в этом плане.
Елена Галимова родилась 14 июня 1973 года во Владимирской области. С 1988-го по 1992-й проходила обучение в Училище искусств Набережных Челнов. Начала свою творческую карьеру в годы учебы 1990 году в камерном оркестре под руководством Лермана И. М. (класс которого и окончила в 1992 году). В том же 1992 году пришла работать в Башкирский государственный театр оперы и балета. За годы работы с 1992 по 2001 год дослужилась до должности «помощник концертмейстера первых скрипок» (исполнитель сольных партий), с 2001 по 2004 год в связи с установленным профессиональным заболеванием работала помощником режиссера, одновременно с этим руководила отделом гастролей, с 2008 года являлась работником группы первых скрипок. С 1996 до 2004 года была казначеем профкома и зампредседателя профкома театра.
С супругом Радимиром, тромбонистом и музыкальным педагогом, Галимова познакомилась во время учебы в институте, вместе они долгие годы выступали вместе, и это абсолютно типичная история для артистов, вся жизнь которых проходит в стенах родного театра. Когда в Башопере начался конфликт между музыкантами оркестра и администрацией, сразу несколько супружеских пар попали под увольнение. Муж Галимовой до этого скандала не дожил — скончался в период пандемии коронавируса после возобновления работы театром, как уточняет скрипачка, из-за вспышки заболевания.
В ковидный год с музыкантами заключили очередные срочные контракты, на которые большинство артистов перешли в 2018 году. Переход этот производился, как часто бывает в госучреждениях, в добровольно-принудительном порядке, вспоминает Галимова. Кому-то повезло остаться на бессрочных благодаря тому, что они болели, отсутствовали по каким-то причинам. Некоторые солисты оперы, по словам скрипачки, даже наняли адвоката, чтобы избежать перехода на срочный договор, рассказала она.
— Переход на эти договоры производился путем внесения в дополнительное соглашение изменения срока в 2018 году, — отмечает артистка. — При этом наша работа не подразумевает срочности, в отличие от того же директора, мы работаем тут десятилетиями. Ну а в пандемию вообще было непонятно, когда театр заработает, все сидели дома (заработную плату платили исправно). А тут в июле 2020-го уведомляют об увольнении и сразу предлагают срочный договор на два года. И что было работникам делать? Остаться дома на изоляции без средств к существованию или подписать срочный на два года? В этот момент было не до того, чтобы начинать спорить. Пришлось согласиться на срочный.
Напряжение возрастало — за годы работы в трудовых отношениях между музыкантами и работодателем возникло немало порочных практик. Свое недовольство работники оркестра высказывали непосредственным руководителям, в том числе дирижеру, однако это ни к чему не привело. Существовавший профсоюз также не оказывал особой поддержки, рассказывает Галимова, а в конфликтах всегда занимал сторону администрации. В конце концов работники решили создать собственную профсоюзную организацию, чтобы добиться более комфортных условий труда. Галимова, имевшая к этому моменту юридическое образование и опыт работы в профкоме, начала активную деятельность с другими активистами оркестра.
Проблем накопилось немало. Елена перечисляет, загибая пальцы: в договорах не указывались конкретные должности, что накладывает риски остаться без профессиональной пенсии, переработки оплачивались непрозрачно и в мизерном объеме, обслуживание, ремонт и покупка музыкальных инструментов в большинстве случаев ложилась на плечи самих артистов, оценка вредности работы не проводилась должным образом — а работники оркестра, учитывая постоянное нахождение в крайне шумной обстановке, при плохом освещении, при длительном нахождении в однообразной напряженной позе и глубокой сосредоточенности, зачастую становятся жертвами профессиональных заболеваний.
— Я сама столкнулась с этим, — рассказывает она. — Я же восемь лет не играла, потому что пережила профзаболевание, когда отнялась половина руки и мне врачи сказали: «Вы играть на скрипке больше не будете, забудьте». Поэтому я и задумалась о получении второй профессии.
Администрация начала препятствовать деятельности профсоюза практически с его зарождения, рассказывает артистка. По всей видимости, вражда зародилась после того, как директор попытался подтолкнуть коллектив к написанию жалобы на главного дирижера, с которым у него возник конфликт, а сотрудники ему подыграли не так, как того ожидали от них. В дальнейшем, по словам скрипачки, администрация агитировала сотрудников не вступать в рабочую организацию артистов оркестра, отказывала профсоюзу в предоставлении необходимой документации, директор театра проигнорировал коллективное письмо сотрудников, в котором каждый желающий изложил свои жалобы и предложения (корреспондент UFA1.RU ознакомился с содержанием данного письма. — Прим. ред.). Доходило до смешного: по требованию администрации со стены сняли информационный стенд, составленный профсоюзными активистами.
Разыграли, как по нотам
Финальным аккордом этого противостояния стали события, случившиеся летом 2022 года. Тогда 32 артиста, по словам Галимовой, отказались подписывать новые срочные договоры с театром, пока не будут исправлены юридические коллизии, связанные с их оформлением. Профсоюз также усмотрел в договорах ссылки на локальные нормативные акты (в том числе коллективный договор, правила внутреннего распорядка и другие), тексты которых даже не были доступны работникам — и, соответственно, с ними не согласовывались и в установленном порядке не обсуждались.
Администрация театра, по словам Галимовой, до последнего не предпринимала никаких мер в отношении музыкантов для продолжения с ними трудовых отношений, а после истечения сроков по предыдущим договорам 6 августа объявила конкурс на вакантные должности в оркестре. Так, сотрудники, возмутившиеся нарушением своих трудовых прав, официально оказались безработными (в распоряжении UFA1.RU имеется поименный список лишившихся работы музыкантов оркестра, предоставленный Галимовой. — Прим. ред.). Некоторые из них в итоге, отчаявшись, сдались — приняли участие в конкурсе и остались в театре.