Урок для 1-го «Ж»: репортаж из класса, где по-русски говорит только учитель

Целый класс детей граждан Узбекистана и Таджикистана сформировали в поселке Аэропорт

Поделиться

В школе Волгограда появился первый класс, где по-русски говорит только учитель. Поток детей мигрантов — выходцев из СНГ решили определить в отдельную группу и обучать по особой программе. Мальчишки и девчонки едва понимают русские речь и письмо, однако стараются не отставать от сверстников. Одни родители восприняли такое решение на ура, другие — категорически против. Мы поговорили с родителями учеников, педагогами и экспертами об особенностях такого подхода к обучению и его возможных последствиях.

Они появились из ниоткуда

В этом году под конец августа школу в поселке Аэропорт ждал сюрприз — почти два десятка первоклассников едва говорят и понимают по-русски. В ходе общения с семьями выяснилось, что такие же проблемы и у большинства родителей кандидатов в ученики.

— В этом году у нас необычный набор. Во втором корпусе МОУ СОШ № 33 было набрано огромное количество первоклашек — 35 заявлений, — говорит заместитель директора МОУ СОШ № 33 Елена Елизарова. — Узнали об этом в конце августа, с 25 числа мы думали, как поступить. Я уверена, что было принято правильное решение — образовать два класса: 1-й «Е» и 1-й «Ж». Оба на базе второго корпуса школы в поселке Аэропорт. Один из классов — это дети мигрантов из стран ближнего зарубежья, мало говорят по-русски, так называемые инофоны. Родители тоже не все говорят по-русски. Приходилось индивидуально им помогать, кто-то приходил с переводчиками. Они предоставили весь пакет документов, там всё в порядке было. Мы принимали всех детей.

Так появился 1-й «Ж» класс, в котором учатся 14 человек. Все они — дети мигрантов из Таджикистана и Азербайджана. Кто-то родился уже в Волгограде, а кто-то совсем недавно переехал сюда с семьей. Уровень русского языка у всех разный, но в целом — крайне низкий.

В 1-м «Ж» классе 14 учеников

В 1-м «Ж» классе 14 учеников

Поделиться

— Программа для всех детей одинаковая, но в этом классе мы перешли на обучение по платформе «Дети здесь», — рассказала Елена Елизарова. — Это программа, помогающая детям овладевать русским языком. Особенность в том, что к занятиям тесно привлекаются родители. Мы надеемся, что эта программа нам поможет. Сначала дети проходят тестирование, которое показывает их уровень знаний. Там же строятся занятия, показываются фильмы и мультфильмы на русском языке. Очень многогранная программа, которая позволяет детям во всех сферах жизни принимать участие и говорить на русском языке.

Помимо специальной программы, в школе планируют сделать большой акцент на внеурочную деятельность, в том числе с параллельными классами, чтобы дети мигрантов общались не только между собой, но и с русскоговорящими сверстниками.

— Уже по внешнему виду детей видно, что родители заинтересованы в обучении: все школьники опрятные, в форме, со школьными принадлежностями, — отмечает заместитель директора школы. — Внеурочная деятельность предусмотрена в каждом классе. Здесь будет такая особенность: мы будем проводить совместные мероприятия для 1-го «Е» и 1-го «Ж» класса, чтобы они встречались, общались и взаимодействовали между собой, что тоже поможет им овладеть русским языком. Для нашей школы это первый подобный опыт, я надеюсь, что он будет успешным.

Классный руководитель признаётся: работать с детьми из семей мигрантов сложнее

Классный руководитель признаётся: работать с детьми из семей мигрантов сложнее

Поделиться

Основной груз работы лег на классного руководителя, которая за свою карьеру успела выпустить из начальной школы всего один класс. При этом она не выглядит измученной, напротив — судя по тому, как молодой педагог рассказывает о своих учениках, она подходит к делу с хладнокровной уверенностью и с полным осознанием ситуации.

— Работать в таком классе очень тяжело, потому что незнание русского языка сказывается на том, что каждый раз мы проговариваем одно и то же, заучиваем, запоминаем, несколько раз проходим одно и то же, чтобы детям было проще запоминать, — признаётся классный руководитель 1-го «Ж» класса Ирина Плотникова. — От незнания русского языка они иногда просто не понимают, чего я от них хочу. Нужно к каждому подойти, показать, какой цвет, открыть страницу, показать, докуда вести линию, и так далее. Например, у нас было задание с птицами — нужно было рядом с каждой птичкой нарисовать фишку. А некоторые дети даже не знали, что это птицы нарисованы. Нужно каждый раз объяснять всё с нуля. Это тяжело.

Педагог утверждает, что дети очень трудолюбивые и стараются в учебе. Часто они не понимают таких вещей, которые для русскоговорящего первоклассника кажутся элементарными. Ирина Плотникова предполагает, что, возможно, именно от незнания основ у детей и наблюдается повышенный интерес к знаниям.

Все ученики — дети выходцев из Таджикистана и Узбекистана

Все ученики — дети выходцев из Таджикистана и Узбекистана

Поделиться

— С родителями те же сложности — языковые. Например, я прошу их подготовить что-то к уроку дома. Некоторые дети приходят неподготовленные, потому что родители могут не понять то, о чем я попросила, — рассказала классный руководитель. — С прошлым выпуском мне было намного проще, конечно. Там была параллель русскоязычных детей. Сейчас я думаю наперед о том, как сделать каждый урок понятнее для детей. Подготовка к ним гораздо сложнее.

«Наши дети должны быть наравне с русскими»

Родители учеников из «спецкласса» по-разному отреагировали на выделение их детей в отдельную группу.

— Мы приехали из Республики Таджикистан на постоянное место жительства, — рассказала мама ученицы 1-го «Ж» класса Ахмина. — Мы живем в поселке Аэропорт. Нашу дочку приняли в первый класс. Мы пришли, нам сказали, какие документы предоставить, дочка прошла собеседование и нас приняли. Мы рады этому, будем стремиться, учиться, ходить в продленку, чтобы у нас было всё хорошо. Дочка не очень хорошо говорит по-русски, но она учится. Сначала было немного обидно, что детей разделили, но учительница объяснила, что они пока не очень хорошо по-русски разговаривают. Так что я нормально к этому отношусь.

Есть и родители, которые выступили против отделения их детей от обычных первоклассников.

После уроков педагог общается с родителями первоклашек

После уроков педагог общается с родителями первоклашек

Поделиться

— Я из Таджикистана. Всех троих детей я родила в Волгограде, живу тут постоянно, — рассказала мама ученика 1-го «Ж» класса Гульхон Хасанова. — Мы купили за школой дом. Хотим, чтобы тут, в поселке, наши дети учились. Детей разделили на два класса. Первая смена — русские, вторая смена — таджики и узбеки. Мы хотим, чтобы наши дети перемешанные были. Чтобы мой ребенок с русскими учился и без акцента потом разговаривал. Понятное дело, что с таджиками он на таджикском будет болтать.

По словам Гульхон Хасановой, дома с детьми они разговаривают и на русском, и на таджикском, чтобы не забывать родной язык. Ее сын окончил первый класс в Таджикистане, но после переезда в Россию она принципиально отдала его в первый класс волгоградской школы, чтобы ребенок начал с нуля учиться на русском языке.

Как и всем другим школьникам, детям мигрантов предстоит каждый понедельник петь гимн России на линейках

Как и всем другим школьникам, детям мигрантов предстоит каждый понедельник петь гимн России на линейках

Поделиться

— Мы дома занимаемся, в продленку хотим ребенка отдать и репетитора нанять, чтобы он успевал за всеми, — добавила мама первоклассника. — Мы экзамен сдали при поступлении, всё прошли, там не тяжело было. Ребенок на всё ответил. Разделение не нравится не потому, что дети во второй смене, а потому, что в классе все узбеки и таджики. Русских там нет. А я хочу, чтобы ребенок с русскими общался.

А детская ли это проблема?

Главный вопрос, который волнует и детей, и родителей, и педагогов, — чем кончится эксперимент с выделением детей мигрантов в отдельный класс. Четкий ответ на этот вопрос, скорее всего, не даст никто. Но можно обратиться к уже существующим практикам. Большой опыт работы с иностранными студентами есть у Волгоградского медицинского университета. Конечно, сравнивать ситуацию в школе и вузе тяжело — подход к образованию зависит от возраста учеников. Однако, по словам проректора по работе с иностранными учащимися и международным связям ВолгГМУ Натальи Альшук, в университете потоки русскоговорящих и студентов из зарубежных стран разделяются похожим образом.

Все учебники ребят — на русском языке

Все учебники ребят — на русском языке

Поделиться

— Конечно, стоит отметить, что мы с вами говорим про разные возрастные группы. У нас есть возможность для иностранных граждан обучаться либо на русском языке, либо на английском, это их выбор, — рассказала Наталья Альшук. — Если студенты из Индии по законам их страны должны получать иностранное образование на английском языке в течение шести лет (чтобы потом вернуться и работать на родине), то, к примеру, студентам из Иордании по их законам необходимо обучаться на языке страны обучения. У нас и российский студент по своему желанию может обучаться на английском языке. Если иностранный студент хочет учиться вместе с российскими студентами и его знаний языка хватает, чтобы не чувствовать себя отстающим, — пожалуйста.

При этом, как отмечает проректор ВолгГМУ, в данной ситуации речь идет о взрослых людях, которые пришли за конкретным образованием и платят деньги за него. Что же касается школьников, то, по мнению Натальи Альшук, стандартной программы общего образования может не хватить для достижения поставленных целей.

Классный руководитель отмечает большое трудолюбие первоклашек

Классный руководитель отмечает большое трудолюбие первоклашек

Поделиться

— Я бы порекомендовала школе пригласить автономную некоммерческую организацию, чтобы она проводила дополнительные занятия. Преподаватели и учителя и так загружены, а работать бесплатно еще и ночью физически очень тяжело, — отметила проректор ВолгГМУ. — Эта АНО могла бы подать интересную заявку на президентский грант. Заявка включала бы в себя оплату специалистов, которые бы занимались с детьми с учетом их территориального нахождения и возраста. Также нужны поездки в музеи, кукольный театр, чтобы дети посещали интересные выставки и спектакли на русском языке. Тогда бы дети почувствовали потребность в общении на русском языке. Понятно, что, если мы говорим о разделении потоков на детей, которые обучаются общей программе, и детей, которые дополнительный акцент делают на русский язык, отставание у последних всё равно будет. Я бы на второй год смешала классы. И там отставание тоже будет, но не такое тяжелое.

Но что если посмотреть на этот «спецкласс» через призму взрослой жизни? Очень часто семьи мигрантов и в том числе взрослые выходцы из СНГ живут в России, но практически не общаются с русскими, а сосуществуют в своей импровизированной провинции. Примеров можно найти множество — начиная с «чайна-таунов», заканчивая целыми деревнями мусульман или цыган. За иностранцами даже закрепились профессиональные стереотипы: если строитель или продавец на рынке — в большинстве случаев мигрант.

По мнению экспертов, важную роль в обучении русскому языку играет мотивация

По мнению экспертов, важную роль в обучении русскому языку играет мотивация

Поделиться

Более глобальные проблемы с адаптацией мигрантов в России также наблюдает депутат Госдумы от КПРФ, первый заместитель председателя думского комитета по науке и высшему образованию Олег Смолин.

— Когда 30 лет назад разрушили Советский Союз, никто не догадывался, что тем самым мы приведем населения наших республик в Российскую Федерацию, в том числе в крупные города и столицу нашей родины, — вспоминает Олег Смолин. — Получили то, что было порождено разрушением СССР. Вводить визы для населения Средней Азии, с моей точки зрения, неправильно. У нас довольно остро не хватает рабочих рук, в том числе на стройках и сельском хозяйстве. Другое дело — надо было устремиться к тому, чтобы те люди, которые к нам едут, изучали русский язык и приобщались к русской культуре еще в своих республиках. Для этого надо в том числе открывать специальные курсы в школах и профессиональных учебных заведениях в Узбекистане и Таджикистане в частности.

В руководстве школы не исключают, что <nobr class="_">1-й</nobr> «Ж» класс в перспективе может слиться с другим’ title=’В руководстве школы не исключают, что <nobr class="_">1-й</nobr> «Ж» класс в перспективе может слиться с другим’ data-vox=”https://static.ngs.ru/news/2015/99/preview/e1403dc5ad4512a14301086ab30e331a146003997_640_480.jpg” itemprop=”contentUrl” class=”_06Zgu”></source></source></source></source></source></source></source></source></picture></div><figcaption class="No+sF">
<p class="BDPZt _1Gdrr vFRhq"><span itemprop="caption">В руководстве школы не исключают, что <nobr class="_">1-й</nobr> «Ж» класс в перспективе может слиться с другим</span></p>
<div class="_09wK1">
<p itemprop="author" itemscope="itemscope" itemtype="http://schema.org/Person" class="_2O7On _1Gdrr Cgbgl">Фото: <span itemprop="name">Алексей Волхонский / V1.RU</span></p>
<div class="NHXuY">
<div class="hb5At lN3D2 _33rXE">
<p class="NeIdg"><svg fill="#77808c" width="20" height="15" viewbox="0 0 20 14" stroke-width="1" xmlns="http://www.w3.org/2000/svg"><path d="M11.6667 11.375L20 5.616L11.6667 0V2.47162C11.6667 2.47162 1.985 4.57031 0 13C4.22667 8.58731 11.6667 8.76038 11.6667 8.76038V11.375Z" transform="translate(0 0.794128)"></path></svg>Поделиться</p>
<div class="Wbp18 TFGz0 _0m48j">
<ul class="jp0zF" style="width:212px;">
<li style="margin-right:8px;"><button data-test="btn-share-vk" class="rKAyr _2RrhH" style="width:36px;height:36px;"><svg width="16" height="17" viewbox="0 0 24 24" fill="currentColor"><g clip-path="url(#jtn-icon52__clip0_4735_45521)"><path fill-rule="evenodd" clip-rule="evenodd" d="M23.45 5.948C23.616 5.402 23.45 5 22.655 5H20.03C19.362 5 19.054 5.347 18.887 5.73C18.887 5.73 17.552 8.926 15.661 11.002C15.049 11.604 14.771 11.795 14.437 11.795C14.27 11.795 14.019 11.604 14.019 11.057V5.948C14.019 5.292 13.835 5 13.279 5H9.151C8.734 5 8.483 5.304 8.483 5.593C8.483 6.214 9.429 6.358 9.526 8.106V11.904C9.526 12.737 9.373 12.888 9.039 12.888C8.149 12.888 5.984 9.677 4.699 6.003C4.45 5.288 4.198 5 3.527 5H0.9C0.15 5 0 5.347 0 5.73C0 6.412 0.89 9.8 4.145 14.281C6.315 17.341 9.37 19 12.153 19C13.822 19 14.028 18.632 14.028 17.997V15.684C14.028 14.947 14.186 14.8 14.715 14.8C15.105 14.8 15.772 14.992 17.33 16.467C19.11 18.216 19.403 19 20.405 19H23.03C23.78 19 24.156 18.632 23.94 17.904C23.702 17.18 22.852 16.129 21.725 14.882C21.113 14.172 20.195 13.407 19.916 13.024C19.527 12.533 19.638 12.314 19.916 11.877C19.916 11.877 23.116 7.451 23.449 5.948H23.45Z"></path></g><defs><clippath id="jtn-icon52__clip0_4735_45521"><rect width="24" height="24" fill="white"></rect></clippath></defs></svg></button></li>
<li style="margin-right:8px;"><button data-test="btn-share-twitter" class="rKAyr _2RrhH" style="width:36px;height:36px;"><svg width="16" height="17" viewbox="0 0 24 24" fill="currentColor"><path d="M23.643 4.93708C22.808 5.30708 21.911 5.55708 20.968 5.67008C21.941 5.08787 22.669 4.17154 23.016 3.09208C22.1019 3.63507 21.1014 4.01727 20.058 4.22208C19.3564 3.47294 18.4271 2.9764 17.4143 2.80955C16.4016 2.6427 15.3621 2.81487 14.4572 3.29933C13.5524 3.78379 12.8328 4.55344 12.4102 5.48878C11.9875 6.42412 11.8855 7.47283 12.12 8.47208C10.2677 8.37907 8.45564 7.89763 6.80144 7.05898C5.14723 6.22034 3.68785 5.04324 2.51801 3.60408C2.11801 4.29408 1.88801 5.09408 1.88801 5.94608C1.88757 6.71307 2.07644 7.46832 2.43789 8.14481C2.79934 8.8213 3.32217 9.39812 3.96001 9.82408C3.22029 9.80054 2.49688 9.60066 1.85001 9.24108V9.30108C1.84994 10.3768 2.22204 11.4195 2.90319 12.2521C3.58434 13.0847 4.53258 13.656 5.58701 13.8691C4.9008 14.0548 4.18135 14.0821 3.48301 13.9491C3.78051 14.8747 4.36001 15.6841 5.14038 16.264C5.92075 16.8439 6.86293 17.1653 7.83501 17.1831C6.18484 18.4785 4.1469 19.1812 2.04901 19.1781C1.67739 19.1782 1.30609 19.1565 0.937012 19.1131C3.06649 20.4823 5.54535 21.2089 8.07701 21.2061C16.647 21.2061 21.332 14.1081 21.332 7.95208C21.332 7.75208 21.327 7.55008 21.318 7.35008C22.2293 6.69105 23.0159 5.87497 23.641 4.94008L23.643 4.93708Z"></path></svg></button></li>
<li style="margin-right:8px;"><button data-test="btn-share-ok" class="rKAyr _2RrhH" style="width:36px;height:36px;"><svg width="16" height="17" viewbox="0 0 24 24" fill="currentColor"><path d="M11.9861 12.341C9.16115 12.341 6.81315 9.995 6.81315 7.219C6.81315 4.347 9.16115 2 11.9871 2C14.9091 2 17.1601 4.346 17.1601 7.219C17.1551 8.58205 16.6091 9.88733 15.6421 10.848C14.6751 11.8086 13.3662 12.346 12.0031 12.342L11.9861 12.341ZM11.9861 5.017C10.7901 5.017 9.88015 6.022 9.88015 7.22C9.88015 8.416 10.7901 9.326 11.9871 9.326C13.2321 9.326 14.0941 8.416 14.0941 7.22C14.0951 6.021 13.2321 5.017 11.9861 5.017ZM14.0461 16.603L16.9691 19.428C17.5441 20.049 17.5441 20.959 16.9691 21.534C16.3471 22.155 15.3881 22.155 14.9091 21.534L11.9871 18.661L9.16115 21.534C8.87415 21.821 8.49015 21.964 8.05815 21.964C7.72315 21.964 7.34015 21.82 7.00415 21.534C6.42915 20.959 6.42915 20.049 7.00415 19.427L9.97415 16.602C8.90158 16.2844 7.87268 15.8346 6.91115 15.263C6.19215 14.88 6.04915 13.923 6.43215 13.204C6.91115 12.486 7.77315 12.295 8.54015 12.774C9.57874 13.4078 10.7719 13.7431 11.9886 13.7431C13.2054 13.7431 14.3986 13.4078 15.4371 12.774C16.2041 12.295 17.1131 12.486 17.5441 13.204C17.9761 13.923 17.7831 14.879 17.1121 15.263C16.2031 15.838 15.1491 16.269 14.0471 16.604L14.0461 16.603Z"></path></svg></button></li>
<li style="margin-right:8px;"><button data-test="btn-share-telegram" class="rKAyr _2RrhH" style="width:36px;height:36px;"><svg width="16" height="17" viewbox="0 0 24 24" fill="currentColor"><path d="M20.6649 3.71706L2.93485 10.5541C1.72485 11.0401 1.73185 11.7151 2.71285 12.0161L7.26485 13.4361L17.7969 6.79106C18.2949 6.48806 18.7499 6.65106 18.3759 6.98306L9.84285 14.6841H9.84085L9.84285 14.6851L9.52885 19.3771C9.98885 19.3771 10.1919 19.1661 10.4499 18.9171L12.6609 16.7671L17.2599 20.1641C18.1079 20.6311 18.7169 20.3911 18.9279 19.3791L21.9469 5.15106C22.2559 3.91206 21.4739 3.35106 20.6649 3.71706V3.71706Z"></path></svg></button></li>
<li style="margin-right:0px;"><button data-test="btn-share-wa" class="rKAyr _2RrhH" style="width:36px;height:36px;"><svg width="16" height="17" viewbox="0 0 24 24" fill="currentColor"><g clip-path="url(#jtn-icon53__clip0_4735_45531)"><path fill-rule="evenodd" clip-rule="evenodd" d="M17.415 14.382C17.117 14.233 15.656 13.515 15.384 13.415C15.112 13.316 14.914 13.267 14.715 13.565C14.517 13.861 13.948 14.531 13.775 14.729C13.601 14.928 13.428 14.952 13.131 14.804C12.834 14.654 11.876 14.341 10.741 13.329C9.858 12.541 9.261 11.568 9.088 11.27C8.915 10.973 9.069 10.812 9.218 10.664C9.352 10.531 9.515 10.317 9.664 10.144C9.813 9.97004 9.862 9.84604 9.961 9.64704C10.061 9.44904 10.011 9.27604 9.936 9.12704C9.862 8.97804 9.268 7.51504 9.02 6.92004C8.779 6.34104 8.534 6.42004 8.352 6.41004C8.178 6.40204 7.98 6.40004 7.782 6.40004C7.584 6.40004 7.262 6.47404 6.99 6.77204C6.717 7.06904 5.95 7.78804 5.95 9.25104C5.95 10.713 7.014 12.126 7.163 12.325C7.312 12.523 9.258 15.525 12.239 16.812C12.949 17.118 13.502 17.301 13.933 17.437C14.645 17.664 15.293 17.632 15.805 17.555C16.375 17.47 17.563 16.836 17.811 16.142C18.058 15.448 18.058 14.853 17.984 14.729C17.91 14.605 17.712 14.531 17.414 14.382H17.415ZM11.993 21.785H11.989C10.2184 21.7854 8.48037 21.3094 6.957 20.407L6.597 20.193L2.855 21.175L3.854 17.527L3.619 17.153C2.62914 15.5774 2.10529 13.7538 2.108 11.893C2.11 6.44304 6.544 2.00904 11.997 2.00904C14.637 2.00904 17.119 3.03904 18.985 4.90704C19.9054 5.82362 20.6349 6.91361 21.1313 8.11394C21.6277 9.31427 21.8811 10.6011 21.877 11.9C21.875 17.35 17.441 21.785 11.993 21.785ZM20.405 3.48804C19.3032 2.37896 17.9922 1.49958 16.5481 0.900841C15.1039 0.302105 13.5553 -0.00407625 11.992 4.09776e-05C5.438 4.09776e-05 0.102 5.33504 0.1 11.892C0.099 13.988 0.646 16.034 1.687 17.837L0 24L6.304 22.346C8.04787 23.2962 10.0021 23.794 11.988 23.794H11.993C18.547 23.794 23.883 18.459 23.885 11.901C23.8898 10.3383 23.5848 8.79014 22.9874 7.34608C22.3901 5.90201 21.5124 4.59071 20.405 3.48804Z"></path></g><defs><clippath id="jtn-icon53__clip0_4735_45531"><rect width="24" height="24" fill="white"></rect></clippath></defs></svg></button></li>
</ul>
</div>
</div>
</div>
</div>
</figcaption></figure>
<div class="qQq9J">
<div>
<p>По словам депутата Госдумы, действенным решением было бы сначала подготовить детей к обучению в российской школе.</p>
</div>
</div>
<div data-cms-place="10771" class="_1dHWz _0qwh3 dHH76">
<div class="N2CiT">
<div id="adv_mob_mob-in-4_46"></div>
</div>
</div>
<div class="qQq9J">
<div>
<p>— Правильным способом решения вопроса было бы следующее: взять ребят, не говорящих по-русски, в подготовительный класс, год заниматься с ними русским языком, а затем перевести их в общий класс, — считает парламентарий. — Так как это не сделано, может быть, придется поступить другим образом: первый класс посвятить в основном изучению русского языка, а затем поместить детей в инклюзивные условия. Понятно, что общение будет способствовать освоению русского языка, но тогда, когда есть хоть какая-то база. В противном случае учителя не смогут понять, на кого им ориентироваться в первом классе — на тех, кто знает русский, или на тех, кто не знает его вовсе. Правильный путь, как показывает опыт, — подготовленная инклюзия. Некоторое время учить отдельно специально языку, а затем помещать в инклюзивные условия.</p>
</div>
</div>
</div>
			</div>

						<div class="cs-entry__after-share-buttons">
						<div class="pk-share-buttons-wrap pk-share-buttons-layout-default pk-share-buttons-scheme-bold-bg pk-share-buttons-has-counts pk-share-buttons-has-total-counts pk-share-buttons-after-post pk-share-buttons-mode-php pk-share-buttons-mode-rest" data-post-id="6071" data-share-url="https://ufa2.ru/2022/09/%d1%83%d1%80%d0%be%d0%ba-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-1-%d0%b3%d0%be-%d0%b6-%d1%80%d0%b5%d0%bf%d0%be%d1%80%d1%82%d0%b0%d0%b6-%d0%b8%d0%b7-%d0%ba%d0%bb%d0%b0%d1%81%d1%81%d0%b0-%d0%b3%d0%b4%d0%b5/" >

							<div class="pk-share-buttons-total pk-share-buttons-total-no-count">
												<div class="pk-share-buttons-title pk-font-primary">Total</div>
							<div class="pk-share-buttons-count pk-font-heading">0</div>
							<div class="pk-share-buttons-label pk-font-secondary">Shares</div>
										</div>
				
			<div class="pk-share-buttons-items">

										<div class="pk-share-buttons-item pk-share-buttons-whatsapp pk-share-buttons-no-count" data-id="whatsapp">

							<a href="whatsapp://send?text=https://ufa2.ru/2022/09/%d1%83%d1%80%d0%be%d0%ba-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-1-%d0%b3%d0%be-%d0%b6-%d1%80%d0%b5%d0%bf%d0%be%d1%80%d1%82%d0%b0%d0%b6-%d0%b8%d0%b7-%d0%ba%d0%bb%d0%b0%d1%81%d1%81%d0%b0-%d0%b3%d0%b4%d0%b5/" class="pk-share-buttons-link" target="_blank">

																	<i class="pk-share-buttons-icon pk-icon pk-icon-whatsapp"></i>
								
								
																	<span class="pk-share-buttons-label pk-font-primary">Share</span>
								
																	<span class="pk-share-buttons-count pk-font-secondary">0</span>
															</a>

							
							
													</div>
											<div class="pk-share-buttons-item pk-share-buttons-vkontakte pk-share-buttons-no-count" data-id="vkontakte">

							<a href="https://vk.com/share.php?url=https://ufa2.ru/2022/09/%d1%83%d1%80%d0%be%d0%ba-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-1-%d0%b3%d0%be-%d0%b6-%d1%80%d0%b5%d0%bf%d0%be%d1%80%d1%82%d0%b0%d0%b6-%d0%b8%d0%b7-%d0%ba%d0%bb%d0%b0%d1%81%d1%81%d0%b0-%d0%b3%d0%b4%d0%b5/" class="pk-share-buttons-link" target="_blank">

																	<i class="pk-share-buttons-icon pk-icon pk-icon-vkontakte"></i>
								
								
																	<span class="pk-share-buttons-label pk-font-primary">Like</span>
								
																	<span class="pk-share-buttons-count pk-font-secondary">0</span>
															</a>

							
							
													</div>
								</div>
		</div>
				</div>
			


<div class="cs-entry__comments cs-entry__comments-collapse" id="comments-hidden">

	
	
		<div id="respond" class="comment-respond">
		<h5 class="cs-section-heading cnvs-block-section-heading is-style-cnvs-block-section-heading-default halignleft  "><span class="cnvs-section-title"><span>Добавить комментарий <small><a rel="nofollow" id="cancel-comment-reply-link" href="/2022/09/%d1%83%d1%80%d0%be%d0%ba-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-1-%d0%b3%d0%be-%d0%b6-%d1%80%d0%b5%d0%bf%d0%be%d1%80%d1%82%d0%b0%d0%b6-%d0%b8%d0%b7-%d0%ba%d0%bb%d0%b0%d1%81%d1%81%d0%b0-%d0%b3%d0%b4%d0%b5/#respond" style="display:none;">Отменить ответ</a></small></span></span></h5><form action="https://ufa2.ru/wp-comments-post.php" method="post" id="commentform" class="comment-form" novalidate><p class="comment-notes"><span id="email-notes">Ваш адрес email не будет опубликован.</span> <span class="required-field-message">Обязательные поля помечены <span class="required">*</span></span></p><p class="comment-form-comment"><label for="comment">Комментарий <span class="required">*</span></label> <textarea id="comment" name="comment" cols="45" rows="8" maxlength="65525" required></textarea></p><p class="comment-form-author"><label for="author">Имя <span class="required">*</span></label> <input id="author" name="author" type="text" value="" size="30" maxlength="245" autocomplete="name" required /></p>
<p class="comment-form-email"><label for="email">Email <span class="required">*</span></label> <input id="email" name="email" type="email" value="" size="30" maxlength="100" aria-describedby="email-notes" autocomplete="email" required /></p>
<p class="comment-form-url"><label for="url">Сайт</label> <input id="url" name="url" type="url" value="" size="30" maxlength="200" autocomplete="url" /></p>
<p class="comment-form-cookies-consent"><input id="wp-comment-cookies-consent" name="wp-comment-cookies-consent" type="checkbox" value="yes" /> <label for="wp-comment-cookies-consent">Сохранить моё имя, email и адрес сайта в этом браузере для последующих моих комментариев.</label></p>
<p class="form-submit"><input name="submit" type="submit" id="submit" class="submit" value="Отправить комментарий" /> <input type=

Related Posts