Трагедия за трагедией: как в Башкирии умерла авиация

ds

Когда-то в Башкирии были свои авиакомпании

Поделиться

Еще каких-то 15–20 лет назад, после развала СССР и жесткого экономического кризиса, в Башкирии было несколько авиакомпаний. Жители могли напрямую летать за рубеж, цены можно было регулировать, а в экономику республики приходили дополнительные деньги. Сейчас от этого почти ничего не осталось. О том, как в Башкирии умерла авиация, читайте в материале UFA1.RU.

«Башкирские авиалинии»

Самолет БАЛ в небе

Самолет БАЛ в небе

Поделиться

«Башкирские авиалинии» — самая известная, жаль, что по печальному поводу, авиакомпания республики. Она зародилась еще в 90-е годы. Ее самолеты летали не только по России, но еще и в Европу, Азию и даже Африку.

Уже тогда из Уфы напрямую можно было улететь в Стамбул или Хургаду, от этого и цены на билеты были дешевле. А еще можно было улететь в небольшие города, например в Магнитогорск.

Самолеты компании БАЛ летали даже в Африку

Самолеты компании БАЛ летали даже в Африку

Поделиться

В 1996 году пилоты «Башкирских авиалиний» смогли посадить самолет без двигателя. Во время полета Анапа — Уфа судно столкнулось со стаей птиц. Одна из них попала в двигатель, он загорелся. В такой тяжелой ситуации летчики развернули самолет и посадили его в аэропорту Анапы. На борту находились 76 пассажиров. Никто из них не пострадал.

Через шесть лет с БАЛ произошла еще одна чрезвычайная ситуация, но, к сожалению, закончилась она трагично. В 2002 году над Боденским озером в Германии столкнулись самолеты DHL и «Башкирских авиалиний». Ошибка диспетчера привела к смерти 71 человека. 50 из них были детьми из Башкирии.

Разбившийся самолет

Разбившийся самолет

Поделиться

Эта трагедия стала закатом «Башкирских авиалиний». Стабильная и мощная компания начала погибать. Предприятие перестало выплачивать сотрудникам зарплату. Средств просто не было. Долг вырос до 70 миллионов рублей. А еще 100 миллионов нужно было вернуть бюджету. Сотрудники авиакомпании устраивали пикеты. Чтобы хоть как-то расплатиться с работниками, пришлось продать самолеты. Два оценили в 60 миллионов рублей.

В 2006 году компанию признали банкротом. По данным «Контур.Фокуса», авиалинии принадлежали Федеральному агентству по управлению имуществом.

Авиакомпания «Башкортостан»

Авиакомпания «Башкортостан» начала свою деятельность 2006 году. Ее учредителем числилась татарская «ВИМ-Авиа». Авиапарк у нее был небольшой: всего три Boeing 757-200. «Башкортостан» выполнял чартерные рейсы внутри страны и за рубеж. Также компания делала аэрофотосъемку.

Как сообщали СМИ, в 2007 году правительство Башкирии и «ВИМ-Авиа» планировали совместно развивать молодую авиакомпанию. Наши чиновники хотели приобрести акции «Башкортостана» и выделить средства на покупку воздушного судна, а руководство фирмы должно было купить еще два самолета и обеспечить инфраструктуру для их эксплуатации.

Самолет «Башкортостан»

Самолет «Башкортостан»

Поделиться

В 2011 году правительство республики предъявило «Башкортостану» претензии. По мнению чиновников, авиакомпания несолидная, портит имидж региона, а потому название надо сменить. Как рассказывал «Коммерсанту» вице-премьер Сергей Афонин, такое название должна носить солидная авиакомпания, а «”Башкортостан” сегодня представляет собой всего три самолета», тем более что рейсов из Уфы не было. Но в организации от такой идеи отказались. Руководство посчитало, что нарушения закона в этом нет.

В 2012 году авиакомпанию признали самой опаздывающей, ведь из 227 рейсов она задержала 71.

В том же году стало известно о долге компании по зарплате в 20 миллионов рублей. Через год долг превысил 50 миллионов рублей. 151 работник получил заработанные деньги только в 2014-м.

В 2014 году «Башкортостан» лишили сертификата эксплуатанта, то есть лицензии.

— В конце сентября 2013 года воздушный флот перевозчика был сокращен до одного самолета, и авиакомпания перестала соответствовать требованиям федеральных авиационных правил, — сообщали в Федеральном агентстве воздушного транспорта.

«Лэйт Эйр»/«Уфимские авиалинии»

«Уфимские авиалинии» зародились 21 год назад с целью сохранить остатки башкирской малой авиации. Самолеты летали для нужд различных предприятий и ведомств, например для сельского и лесного хозяйств, а также для «Газпрома» и «Башнефти». Для населения проводились воздушные экскурсии. Как сама заявляла авиакомпания, когда-то она была единственной в России, кто регулярно выполнял рейсы для оказания срочной медпомощи.

Самолет УАЛ

Самолет УАЛ

Поделиться

Компания начинала с нескольких арендованных самолетов, а уже потом в ее авиапарке насчитывалось 9 самолетов и 17 вертолетов. Работали в УАЛ 140 человек.

В 2013 году «Уфимские авиалинии» провели ребрендинг и стали называться «Лэйт Эйр». Но сохранить в Башкирии малую авиацию это не помогло. В 2016 году компания лишилась сертификата эксплуатанта. Как говорилось в приказе, что о приостановке сертификата попросила сама авиакомпания. Компания больше не могла перевозить пассажиров. Это произошло из-за большого количества ЧП с летальным исходом.

В феврале 2016 года в Оренбургской области разбился самолет Ан-2, который принадлежал «Лэйт Эйр». Погибли три человека.

Ан-2

Ан-2

Поделиться

В марте 2016 года командир вертолета Robinson совершил жесткую посадку рядом с селом Воскресенское в Башкирии. Пилот и пассажир выжили.

В апреле 2016-го другой вертолет «Лэйт Эйр» также совершил жесткую посадку недалеко от Уфы. За штурвалом сидел один из самых опытных пилотов авиакомпании. Тогда выполнялся учебный полет. Вертолет получил сильные повреждения хвостовой балки, несущего винта, было разрушено остекление кабины. Ущерб оценили примерно в 44 миллиона рублей. Было возбуждено уголовное дело.

У «Лэйт Эйр» было много ЧП

У «Лэйт Эйр» было много ЧП

Поделиться

А в 2017 году, уже после лишения сертификата эксплуатанта, в Белорецком районе Башкирии погибли пилот и два сотрудника Минлесхоза при облете территории для контроля пожарной ситуации. Рассматривались несколько причин трагедии: технические неисправности вертолета, ошибка пилота, некачественное топливо и неблагоприятные погодные условия. На месте крушения был густой туман.

Погибшие при крушении

Погибшие при крушении

Поделиться

По данным «Контур.Фокуса», предприятие всё еще действует. За всё время существования авиакомпании с нее взыскали 9 миллионов рублей за компенсацию морального вреда. В госзакупках компания не участвует с 2019 года. Генеральный директор Дмитрий Торопов числится владельцем другой авиакомпании, зарегистрированной в Булгаково, — «Русавиа». На ее сайте указано, что она организовывает туры по России и миру. О ней известно мало, однако компания выполняет авиаработы и сейчас по всей стране.

Авиакомпания «Аркаим»

Авиакомпания «Аркаим» создана относительно недавно — в 2009 году. Ее основали по программе «Развитие воздушного транспорта на территории Башкирии» в попытке возродить авиацию в республике. Но документ, который разрешает выполнять воздушные перевозки, получила только в 2010-м. Тогда у «Аркаима» было только пять самолетов. В планах у компании было приобрести еще семь воздушных судов, в том числе «Боинги».

Самолет «Аркаима»

Самолет «Аркаима»

Поделиться

«Аркаим» часто летала из Уфы в Екатеринбург, Казань и Нижний Новгород. В 2010 году был сделан прямой перелет в Ханты-Мансийск.

Еще самолеты «Аркаима» перевозили людей внутри Башкирии. Были рейсы Уфа — Нефтекамск и Уфа — Сибай. Однако эти маршруты спросом не пользовались, и из-за невостребованности их закрыли. Ее создателем числится Николай Одегов. Раньше он руководил «Башкирскими авиалиниями».

По данным «Контур.Фокуса», авиакомпания прекратила деятельность шесть лет назад. Ее развитие тормозилось из-за низкого пассажиропотока — рейсы выполнялись только в ближайшие города и популярностью не особо пользовались.

Что осталось сейчас?

Наличие в Башкирии авиалиний позволило бы регулировать цены на билеты и летать за рубеж напрямую. Да и лишние деньги бюджету республики и аэропорту Уфы не помешали бы.

Сейчас в Башкирии остались аэропорт и аэродром в Первушино, где можно научиться управлять самолетом.

Всё, что осталось от борта «Уральских авиалиний», который экстренно сел на кукурузном поле, наши коллеги рассказывали здесь.

Трагедия за трагедией: как в Башкирии умерла авиация

Поделиться

Трагедия за трагедией: как в Башкирии умерла авиация

Поделиться

Total
0
Shares
Связанные Посты
Читать далее

Главный гаишник Башкирии Владимир Севастьянов рассказал, почему в Уфе не решается вопрос с пробками на Галле

Сейчас тут начертили «вафельную» разметку Фото: Тимур Шарипкулов Поделиться Главный госавтоинспектор Башкирии Владимир Севастьянов рассказал, почему в Уфе…