Какой предстает Уфа для вновь приезжающих в нее людей? Корреспондент UFA1.RU Андрей Бирюков совсем недавно переехал в столицу Башкирии и спустя несколько месяцев жизни в новом для себя городе делится впечатлениями. Публикуем его мнение сегодня, 16 октября.
До Уфы на постоянной основе мне довелось пожить в Ижевске — почти три года, а также в Подмосковье — почти 20 лет. Кроме того, я часто бывал в разъездах по стране. Где-то жил день, где-то — неделю: от Мурманска до Сочи, от Изборска до Новосибирска. Некоторые вещи ты не замечаешь в ходе краткосрочных поездок. Чтобы познать город от и до, в нем нужно прожить не меньше месяца. Кому-то хватит и меньшего времени, но мне, чтобы понять Уфу, понадобился месяц. За это время увидел многое из того, чего не замечал за последние три года поездок в столицу Башкирии.
Транспортный коллапс
Это, наверное, самое яркое воспоминание, которое осталось у меня от поездки 2020 года. Тогда я оказался на остановке «Гостиный двор» и заметил, как почти десяток автобусов пытается уместиться на этой узкой улочке. Хуже того, они все не давали друг другу проходу и постоянно сигналили. Представим ситуацию: тормозит на остановке автобус, за ним две маршрутки, следом встают еще два автобуса. С поворота на эту же остановку заезжают еще две маршрутки и пазик. Сколько всего единиц транспорта? Прямо загадка от Жака Фреско.
Те, кто часто бывает в этом районе, наверняка поймут, что происходит в такие моменты. Никто никого не пропускает, все сигналят, нарушают правила, лихачат.
Случается и такое: на остановку заезжает первый автобус, а вперед него выруливает частник. Влезает на остановку так, что одни автобусы не могут встать вперед него, а другие — уехать с остановки. Однако даже в такой ситуации нашелся какой-то умник на маршрутке, который остановился впереди обоих — первого автобуса и маршрутки.
Спустя 2 года ничего особенно не поменялось. Хотя… появились новые автобусы, почти полностью убрали маршрутки и ПАЗы, но суть осталась та же. Гостиный двор — не единственная локация, где имеется такая проблема. Достаточно заявиться на проспект Октября вечерком, где-нибудь в районе округа Галле.
А еще в Уфе решили перекрасить трамваи. Столько денег потратили на краску — лучше б новый транспорт закупили.
Автохамство
Некоторые водители в Башкирии, кажется, вообще не знают правил дорожного движения. Мало того что очень много людей садятся пьяными за руль или вообще ездят без прав и номеров, так еще и пешеходов не горят желанием пропускать.
Опять же, представим ситуацию: центр Уфы, с угла на происходящее смотрит Шаймуратов на своем коне. Едет дорогущий внедорожник. Его водитель видит, что по переходу идут люди. Вместо того чтобы остановиться, он жмет на газ, обгоняет их и еще вдогонку сигналит, мол, куда идешь — не видишь, я еду?
И это, к сожалению, не единичная ситуация. И произойти она может в любой части города. В Уфе даже на «зебре» нельзя чувствовать себя в безопасности: считай, повезло, если кто-нибудь за рулем не отвлечется и не перепутает педали.
После истории в Бакалах, произошедшей на третий день моего проживания в Уфе, я стал проявлять излишнюю осторожность: например, десять раз смотреть по сторонам, даже когда все машины остановились на «зебре» или светофоре. Вероятность быть сбитым в это лето была весьма высокой. История в Бакалах, честно признаться, повергла меня в некий ступор: ну как же так? Как опытный водитель мог сесть за руль пьяным, разогнаться и сбить людей?
Кстати, на тему состояния аварийности на дорогах есть прекрасный доклад от Научного центра безопасности дорожного движения МВД России. Состоящий из более чем сотни страниц материал рассказывает о причинах ДТП, приводит статистику по регионам. Из тех данных следует, что уже в 2021 году в Башкирии увеличилось число аварий (страницы 4, 6, 61, 69, 77, 84, 98, 99).
В этом плане Уфу можно сравнить с Махачкалой — там, как мне показалось, пешеходов вообще ни во что не ставят, а сами пешеходы перебегают где и как хотят. Хотя при этом в РД было меньше аварий, чем в РБ. Но речь не об этом.
Светофоры
Далеко не везде, где нужно, на пешеходных переходах есть светофоры. Возможность перехода сильно зависит от светофора для машин, а не для пешеходов.
Представим ситуацию: перекресток двух улиц. Нужно перейти дорогу. Есть разметка и знак. Начинаем переход — и тут же все водители недовольно сигналят. Оказалось, что вы пошли на зеленый для них сигнал светофора. А как вы могли это узнать? Да никак.
Чтобы перейти в указанной ситуации, нужно осмотреться по сторонам, найти светофор для той дороги, которую переходите, и по нему определить, можно переходить или нельзя.
В качестве яркого примера — пересечение улиц Халтурина и Зорге. Важная деталь: на одной из сторон светофор для автомобилей находится прямо перед глазами. Подобное явление можно встретить и на пересечении Цюрупы и Коммунистической, причем со стороны здания республиканского Минюста светофора нет, а с другой — есть. Здесь тоже приходится подгадывать момент для того, чтобы перейти дорогу.
Хочется затронуть и «реконструкцию» бульвара Ибрагимова. Так, на пересечении с улицей Ленина имеется переход — там ориентироваться тоже нужно на автомобильный светофор. Причем позднее на перекрестке установили новые дорожные знаки — и они перекрыли пешеходу обзор на световые сигналы для машин.
Аромат Уфы
Никогда не задумывались, чем пахнет Уфа? Жители некоторых районов прекрасно знают. Чаще всего на запах в этом году жаловались живущие в районе Горсовета и Черниковки. Неприятные запахи проверяло Минэкологии Башкирии, но ничего путного в ведомстве рассказать не смогли — ни причины толком, ни источник оного. Причем стоит заметить, что подобные проверки проводятся едва ли не каждый год.
Уловить чертовски едкий запах, похожий на канализацию, можно как на окраинных кварталах, так и в центре города.
Огромные размеры
Несмотря на все минусы, в Уфе есть и плюсы. Так, к ним можно отнести огромную площадь города — 707 квадратных километров. Это почти площади Казани и Ижевска вместе взятые. Из этого следует, что даже простому жителю, не говоря уже о туристе, есть куда пойти. Центр Уфы настолько огромен, что обойти его за час попросту невозможно — ты обязательно застрянешь на смотровой возле памятника Салавату Юлаеву или в Арт-квадрате.
Бытует мнение, что Уфа является самым протяженным региональным центром в России. Хотя если судить по площади, то столица Башкирии находится на шестом месте, уступая Москве, Петербургу, Перми и другим городам.
О большой протяженности говорит и набережная реки Белой — это порядка трех километров. Да и то, пока идешь по одной части, ты можешь перейти ниже или выше, остановиться там, смотря на воду или катаясь на качелях. Летом, кстати, на ней засохли цветы.
Впрочем, огромные размеры иногда вызывают неудобства: из центра до Черниковки пешком идти часа 2–3, а на автобусе — около часа, но это если повезет.
Невероятная природа
Уфа вообще удивляет тем, что у нее очень много парков — не менее 20 обычных и еще порядка 10 лесных. Если надоела однообразная городская жизнь, индустриальные пейзажи, то можно просто пойти в сквер, парк и прогуляться там. К слову, на весь Ижевск существует всего 2 парка. В данном отношении Уфа похожа на Тюмень, которая выделяется количеством скверов, — они там буквально на каждом шагу.
Помимо парков, есть и леса, как, например, на улице Зорге, Пугачева, в районе Акбузата и других местах. Недавно еще появилось «Уфимское ожерелье» — большая прогулочная зона в Октябрьском районе.
Ну и вообще, вы часто бываете на Белой или на Каме?
Расположение
Географически Уфа очень хорошо расположена. Это одновременно и Урал, и Прикамье: хочешь в горы — пара часов, и ты в Стерлитамаке, хочешь на Каму — пара часов, и ты в Нефтекамске, а там и до Удмуртии недалеко. По-моему, самая живописная Кама только в Удмуртии. Да и до столицы последней можно доехать часов за пять.
Недалеко расположен и Екатеринбург — при всём желании до него можно доехать за те же пять часов. Дорога утомительная, но она того стоит — в пути можно увидеть различные красоты Урала. Также недалеко находятся Оренбург, Челябинск. Есть и более мелкие города, до которых можно прямиком домчаться из Уфы, — Октябрьский, Дюртюли, Аша, Усть-Катав и прочие.
Культурные мероприятия
Уфа как город-миллионник привлекает к себе множество музыкальных исполнителей. Мое знакомство с Уфой несколько лет назад началось как раз с концерта зарубежной группы — я приехал сюда на их мероприятие. В соседний Ижевск, например, доезжают только российские исполнители, да и то не все — да и то раз в несколько лет.
И этим Уфа притягивает — событийным туризмом.
Подводя итог, можно сказать, что Уфа сталкивается с типичными проблемами большого города, но кажется, что она даже не пытается их решить. Жить здесь хорошо, но, как говорится, есть нюансы. Особенно когда в городе идут проливные дожди и все улицы попросту затапливает, с чем мы все столкнулись в июне. Самое главное в этом городе — просто выжить и не утонуть в луже.