«Можно хоть первое место нарисовать»: эксперт Олег Арефьев — о скачке Уфы в транспортном рейтинге

«Можно хоть первое место нарисовать»: эксперт Олег Арефьев — о скачке Уфы в транспортном рейтинге

Олег Арефьев считает, что в большинстве случаев места Уфы искусственно завышают

Поделиться

Аналитическая компания из Санкт-Петербурга Simetra опубликовала ежегодный рейтинг качества общественного транспорта в крупнейших городах России за I квартал 2022-го. Уфа в этот раз заметно отличилась, перескочив с 45 на 22 место, что вызвало множество вопросов у транспортного эксперта Олега Арефьева. Публикуем его мнение на UFA1.RU.

Проблема рейтингов «на расстоянии»

— Начнем с того, что качество любого рейтинга определяется, во-первых, критериями, на основании которых он строится, а во-вторых, исходными данными и способом их получения. При том что единых критериев оценки качества работы транспортных систем на сегодня не существует.

Объясню очень просто, так сказать утрируя. Вот я решил составить рейтинг тех, кто из вашей редакции лучше играет в футбол. При этом я сделал это, находясь в другом городе. Чтобы рейтинг получился достоверным, я должен приехать в ваш город, привезти или привлечь местных независимых специалистов разного профиля. Потом собрать вас всех на поле и дать сыграть несколько игр. После чего на основании оценки специалистов определить лучших и худших.

Ситуация усложнится, если я захочу составить рейтинг журналистов по тому, как они играют в футбол в разных городах. Для этого мне нужно много времени и денег. Но у меня, например, или нет денег, или времени, или желания. Я беру местные «открытые источники», собираю о вас всю информацию, а потом опрашиваю (пусть это будет аналог статистики), кто из вас в частности видел футбольный мяч. Сколько раз? У кого есть дома бутсы, сколько у вас этих бутс и насколько они новые?

И на основании этого составляю рейтинг, не выезжая из дома. Вы же понимаете, что к реальности он будет иметь самое малое отношение. Хотя, конечно, даст понимание, кто из вас вообще знает, что такое бутсы. При этом мы еще должны понимать, зачем мне этот рейтинг? Если для того, чтобы потом просто общество его обсуждало, ссылаясь на меня и делая мне рекламу, это одно. Собственно, это «одно» мы и имеем в данном случае — специалисты не ставили задачи получить истинную картинку.

Что касается самой Уфы, с этой точки зрения, да можно хоть первое место нарисовать! Позиция в данном рейтинге напрямую зависит от нашей честности перед органами, собирающими статистику. Но, к сожалению, в этом есть большой подвох.

Как тогда поступать в такой ситуации?

— Вообще, реальный рейтинг можно получить только при наличии широких каналов обратной связи от населения, с правильно настроенными фильтрами на искусственно создаваемый негатив и позитив, что тоже имеет место. И вот уже в динамике мы сможем увидеть отношение пассажира, то есть оценку самого потребителя. Иных универсальных критериев, как я уже писал, на данный момент попросту не существует. Да, есть «стандарт качества», но это рекомендательная и довольно невнятная бумага, разработанная Минтрансом РФ.

Вот простейший пример. В Стерлитамаке довольно развитая система электротранспорта, которая занимает более 30% парка транспортных средств в городе и обслуживает более трети всех маршрутов. Смотрите, даже если принять на веру данные цифры, то остается очень много вопросов о состоянии этого парка, а мы знаем, что он критически изношен. Еще много вопросов к ценам, а также к графикам движений, которые чаще всего вообще не учитываются, но тем не менее. А что происходит с межгородским транспортом, удивляет еще сильнее.

Более того, при всём том, что я двумя руками за электротранспорт по ряду объективных причин, с точки зрения большинства пассажиров, всё по-другому. Для них это непринципиально. Если им предложить выбор между стареньким троллейбусом и новым большим современным автобусом, то могу вас уверить: 99% выбрали бы автобус за его качество. Это и есть спор о критериях оценки.

Субъективность, которую мы не заслужили

— Если оценивать места в рейтинге с точки зрения человека, реально эксплуатирующего транспорт, то по многим городам у меня очень много вопросов. Если конкретно говорить про Уфу, то место довольно сильно завышено, тем более если еще учесть, что при расчете эксперты опирались на наличие в городе электротранспорта, которого, откровенно говоря, сегодня уже практически нет. А тот, что всё-таки есть, доживает последние дни.

Рейтинг, по моему мнению, в принципе не учитывает основного показателя — стабильности транспортной системы с точки зрения возможности ее самообновления. Этот показатель зависит от эффективности каждого вложенного в систему рубля. А уже от него зависит жизнеспособность самой системы и ее качество. Но, повторюсь, этот рейтинг — субъективный взгляд компании «Симетра» как планировщиков, не больше, чем их самореклама. Они, конечно, имеют на это полное право, но это только их взгляд, не более, опираться на него стоит лишь в редких случаях.

Не всё так плохо

Ранее, в День работника транспорта 20 ноября, премьер Башкирии Андрей Назаров отмечал, что в Башкирии в этой сфере произошли существенные перемены в положительную сторону. В частности, он отметил транспортную реформу, которую инициировали в республике с приходом на пост главы Радия Хабирова.

— Было очень непросто, инициативы вызывали критику. Однако результаты говорят сами за себя: мы практически полностью избавились от нелегальных перевозчиков, освободили улицы столицы от пазиков и прочих устаревших машин, вместо которых на маршруты вышло более тысячи автобусов большого и среднего класса. Сегодня у нас самый молодой в Приволжском федеральном округе парк пассажирских автобусов.

Подробнее о транспортной реформе читайте на UFA1.RU.

Ранее эксперт высказывался о проблеме с пробками в городе. По его словам, скоро в Уфе наступит коллапс, если специалисты городской администрации не предпримут ряд грамотных решений, в частности по спасению общественного транспорта и организации автодвижения.

Total
0
Shares
Связанные Посты
Читать далее

В «Башавтотрансе» заявили, что в давке на их автобусы в Башкирии виноват частный перевозчик

В толпе видно и пожилых людей Фото: «Подслушано Кушнаренково» / Vk.com Поделиться В компании «Башавтотранс» прокомментировали инцидент в…
Читать далее

Из бизнеса в скандалы: чем запомнился министр транспорта Башкирии и кто может его заменить

Table of Contents Hide БиографияБизнесМинистерство транспортаЛичная жизньКто может заменить Булушева? Александр Булушев покидает пост Фото: Александр Булушев /…