Сегодня, 25 ноября, одному из погибших во время спецоперации жителей Уфы Азату Шакирову исполнилось бы 35 лет. Он был обученным военным и добровольно отправился на службу, но в мирное время занимался музыкой и работал диджеем. В день рождения Азата публикуем рассказ его матери.
«Красивый парнишка»
«Мой сын — такой талантливый, уникальный мужчина», — говорит Гульшат Шакирова. В подтверждение своих слов она рассказывает, как Азат учился в кадетском интернате МЧС: там он несколько раз прыгал с парашютом, погружался под воду с аквалангом, получал грамоты и закончил учебу с отличием. После этого он поступил в медицинский колледж, а получив диплом, отправился служить в армию в звании сержанта медслужбы.
Второй страстью Азата была музыка. Он работал в развлекательных заведениях под именем DJ Mongol. Как рассказывал его младший брат Тамерлан, когда началась эпидемия коронавируса и бары позакрывались, Азат, чтобы заработать, решил обучиться автопродажам.
Мать вспоминает, что Азат всегда старался помочь родным и друзьям, готов был выручить в любое время дня и ночи. При этом, отмечает Гульшат, парень был душой компании, часто шутил, читал стихи, цитировал поэтов и писателей.
— Красивый, внешне красивый парнишка, тем более диджей, юморной. Что-то рассказывал, все ржут. Он очень любил стихи, практически знал наизусть всех, удивлял друзей. Бывает такое, друзья сидят, разговаривают, и вдруг он чего-то начинает говорить. «Это Омар Хайям сказал». Наизусть знает Омара Хайяма, потому что наша с ним любимая книжка была, мы на ней гадали, — рассказывает Гульшат Шакирова.
С младшим братом Тамерланом разница у них была 10 лет, но они крепко дружили, никогда не ссорились и опекали друг друга. Молодой человек рассказал, что их последняя встреча показалась ему тогда очень обыденной — смотрели кино, трепались о том о сём. По словам Тамерлана, он понимал, что Азат рискует, отправляясь на службу, но верил, что уж его-то старший брат со всем справится и выберется из любой ситуации.
— Я их воспитывала так, что на земле есть только родных человека, если не станет родителей. Глупо между братьями и сестрами ссориться. У них была взаимовыручка, — рассказала Гульшат.
И сама она могла звонить ему по несколько раз за день, с любым вопросом. С сыном у Гульшат были доверительные отношения, она во всём могла на него положиться. Женщина отмечает, что даже фермерское хозяйство, которое вела она, было оформлено на старшего сына.
Девушки у Азата, судя по словам мамы, не было. Подруги были, но постоянных отношений он не заводил. Сейчас, говорит Гульшат, ей часто звонят девушки Азата.
— Его подружки бывшие звонят: «Я только поняла, что только Азата любила». Ну а чего же вы так внуков не оставили? Слишком он такой был объемный, он не мог одной принадлежать. Это я сейчас понимаю. Когда-то, конечно, мы его пилили, что пора бы уже и детей заводить, — вспоминает Гульшат.
«До последнего держался»
На спецоперацию Азат отправился в мае. Он записался добровольно, по контракту был назначен санинструктором.
— Я ему говорила: «Азат, почему ты?» — «Мам, а кто, если не я? Я могу — я пойду». Он приехал ко мне 17 мая, а 19-го уехал. Больше мы с ним не виделись, только по телефону общались, — вспоминает Гульшат.
13 июля Гульшат собиралась праздновать 60-летие. Но пока готовилась, всё никак не могла дозвониться до сына.
— Я всё отменила, мне было не до юбилея, я не могу сидеть, веселиться, когда у меня ребенок непонятно где, — объяснила Гульшат.
Как выяснилось, 16 июля Азат погиб. Официально никаких обстоятельств его гибели семье никто не рассказал. Подробности матери сообщил сослуживец Шакирова.
Со слов матери, Азат в тот день участвовал в бою как заместитель командира взвода и в месте с ним находился в бронетранспортере (БТР). В них попал снаряд, и Азат отвез раненого командира в медико-санитарный батальон, а сам вернулся.
— Он пешком вернулся на поле боя, пока он шел, попал под обстрел. Ему ранило обе ноги, он затянул их жгутами, лег в кустах и по рации вел бой до конца, пока всех ребят не вывел из-под огня, — рассказала мама. — Он до последнего держался, но в паховую зону попал снаряд. Если бы бронежилет был удлиненный, может быть, он бы был жив, кто знает, сейчас можно говорить бесконечно.
Среди личных вещей Азата, который передали матери, оказались его наручные часы, в них остался застрявший осколок снаряда.
— Когда он привез командира, он мог остаться, — сокрушается Гульшат. — Азат уже тогда был израненный, но он вернулся на поле боя, потому что понимал ответственность, что он замкомандира взвода. Он не мог бросить ребят на поле боя. Он вел бой до конца, пока всех ребят не вывел. Это со слов парня, который его сопровождал. Спасибо ему и его родителям, он его привез.
Прощание
Хоронили Азата 21 июля. Гульшат признается, что сначала не могла заставить себя подойти к гробу, не хотела видеть сына изуродованным. Один из сослуживцев сына ее успокоил.
— На похоронах мне все говорят: «Чего ты не подходишь?» А я не хочу подходить, там какие-нибудь ветки сложили, если их взорвало, чего там? А этот парень говорит: «Вы не правы, я лично на мундире застегивал пуговицы в морге в Ростове. Всё аккуратно приводил в порядок. У него чистое лицо». Но всё остальное [тело] попало под обстрел, — говорит мама.
После гибели сына родители едва справляются с горем. По словам Гульшат, ее муж, узнав, что старшего сына не стало, перенес инфаркт. Сейчас они просто стараются держаться.
— Мы живем и не ценим того, что имеем. Это жизнью подтвержденная фраза. Мы не ценим воздух, не ценим солнце, пока это есть. Так же и было с Азатом. Мозг не примиряется с этой потерей. Тут как в той песне: «Серега, дай закурить, а он вчера не вернулся из боя», — говорит мама Азата.
новость из сюжета
Подпишитесь на важные новости о спецоперации на Украине
На церемонии прощания Шакирову посмертно присвоили орден Мужества. По словам Гульшат, награду им еще не доставили, но семья терпеливо ждет, когда это случится, чтобы у них было воспоминание о героизме их Азата.