55 лет назад, 17 ноября 1967 года, в Уфе был торжественно открыт памятник Салавату Юлаеву. Главная достопримечательность города, расположенная на берегу реки Белой в самом сердце столицы республики, сейчас находится в аварийном состоянии и нуждается в реставрации. В этом материале UFA1.RU разбирается в истории монумента, рассказывает, что с ним сейчас и объясняет, почему он так важен для Уфы, Башкирии и всей страны.
Муки творчества
По данным энциклопедического портала «Башкортостан», высота постамента памятника составляет 10 метров, самой конной статуи — 9,6 метра. Фигура была отлита из чугуна на ленинградском заводе «Монументскульптура» по проекту осетинского скульптора Сосланбека Тавасиева (другая его известная работа — памятник Коста Хетагурову во Владикавказе). Юлаев, по информации Минкульта Башкирии, весит 40 тонн и является самой крупной конной статуей в России.
Уфимский арт-критик, экскурсовод и активистка Кристина Абрамичева рассказывает, что в день открытия памятника в 1967 году на берегу реки Белой звучали торжественные речи, стихи, увертюра из оперы «Салават Юлаев» Загира Исмагилова. Появлению монумента, ставшего визитной карточкой башкирской столицы, предшествовала длинная история.
Так, сама идея поставить памятник национальному герою появилась еще в довоенные годы. В сентябре 1939 года было выпущено постановление Совета народных комиссаров БАССР о проведении Всесоюзного конкурса на лучший проект памятников Салавату и Чапаеву.
Согласно распространенной версии, Сосланбек Тавасиев услышал о Салавате Юлаеве уже во время Великой Отечественной войны при эвакуации в башкирское село Стерлибашево. Его вдохновила эта историческая фигура — именно в тот момент, как считается, скульптор задумался о памятнике.
В Минкульте Башкирии сообщали, что работа над ним заняла у автора долгие тридцать лет (по сведениям других источников, чуть меньше — 25 лет). При этом насчет места, где появится памятник, поначалу велись споры. Как писало издание Mkset со ссылкой на научного сотрудника музея «Абрамцево» Светлану Волкову, в башкирском комитете КПСС хотели видеть монумент у Горсовета или на Советской площади, однако Тавасиев настоял на том, что Салават Юлаев должен появиться на склоне у берега. За него вступилась в том числе министр культуры Клара Тахватуллина.
В своем письме жене в мае 1959 года после того, как была завершена работа над моделью памятника, он пишет о встрече в своей мастерской в подмосковной Ахтырке (цитата по Кристине Абрамичевой. — Прим. ред.):
— В прошлое воскресенье в Ахтырку свез поэтов Башкирии со съезда писателей. Был Мустай Карим. Они пришли в великий восторг, — сказано в письме. — Мустай Карим признался, что он — один из тех, которые подняли вопрос о пересмотре места постановки памятника на стыке Уфы и Черниковки, и что он, увидев модель памятника, понял, что он может быть поставлен только там, где намечался мной, автором.
Тавасиев не просто так настаивал на этом месте: автор сразу задумывал целый ансамбль. Согласно видению скульптора, национального героя должен был окружать впечатляющий пейзаж, а сам Салават визуально должен был словно мчаться на коне по небу. Упоминается и о планах разместить памятник на кургане с внутренними помещениями, где под лучом света находился бы памятный камень, а на выходе из зала посетителей встречал вид на реку.
Модель памятника в 1963 году одобрили крупнейшие специалисты и коллегия Минкульта СССР. При этом упоминается об эпизоде, когда Тавасиев изменил образ Салавата после замечания одной из башкирок, которая указала на то, что фигура национального героя в первоначальном замысле автора оказалась слишком по-юношески хрупкой. В итоге батыра на памятнике «увеличили». После всех правок и согласований была отлита знакомая каждому уфимцу скульптура.
Сосланбек Тавасиев скончался в 1974 году, но для его родственников 17 ноября и по сей день — радостная дата. Как рассказывал еженедельнику «Аргументы и факты» внук скульптора художник Ростан Тавасиев, у монумента Салавату Юлаеву сложилась уникальная для памятников советского времени судьба.
— Всё на свете меняется, судьбы памятников, установленных в советское время, складываются по-разному. А дедушкин памятник любят. Действительно искренне любят, — рассказывал он. — Это редко не только для памятников советского времени, но и для крупных монументов вообще.
Ржавчина, дыры и накренившийся постамент
Долгие годы памятник оставался украшением Уфы и одной из ее главных достопримечательностей. Бывали случаи, когда хулиганы красили «гениталии» коня яркой краской, а родственники Тавасиева объявляли о своих авторских правах на изображения памятника и предлагали их выкупить, но в целом каких-то громких инцидентов с Салаватом не происходило. Казалось, что так будет всегда, пока в 2022 году глава Башкирии Радий Хабиров в ходе очередной прямой линии не огорошил жителей известием, что
— Мы нашли подрядчика, который делает проектирование [для реставрации памятника], — сказал он. — Я гадать не буду, но мы все должны быть готовы, что невероятно сделать всё это на постаменте, его придется снимать. Велика вероятность, что
О необходимости реставрации памятника заговорили в сентябре 2019 года. Тогда тревогу забили в Башкультнаследии — после внеплановой проверки обнаружилось, что монумент находится в удручающем состоянии. Примечательно, что за два года до этого экс-мэр Уфы, а ныне сенатор Совета Федерации Ирек Ялалов утверждал, что с памятником всё настолько хорошо, что он простоит еще как минимум сто лет. Реальность оказалась иной.
Башкультнаследие в 2020 году добилось через суд штрафа для мэрии за ненадлежащее состояние памятника. Городские власти обязали привести монумент в порядок — согласно выводам экспертов, опубликованных на сайте культурного ведомства, фигура Салавата Юлаева сильно пострадала от коррозии, стилобат, на котором она стоит, накренился, фундамент осел, одна из ног коня проржавела и нуждается в частичной замене, также требуется усилить и частично заменить элементы каркаса памятника.
Изнутри памятника многие проблемы оказались особенно хорошо видны — и многочисленные дыры, и ржавчина, и опадающая с хвоста коня окалина. В голове коня обнаружилось птичье гнездо. После всех этих открытий в 2022 году мэрия Уфы начала поиск подрядчика для проектирования реставрации памятника.
Торги тоже проходили сложно — в феврале контракт на 8,49 миллиона рублей выиграла фирма «СтройКомПроект» из города Озёрск Челябинской области. Ее директор и учредитель Елена Косова рассказала UFA1.RU, что компания часто занимается заказами крупных предприятий в сфере атомной промышленности, но с энтузиазмом готова взяться и за уфимский кейс. Однако на итоги торгов подала жалобу предпринимательница Наиля Майорова — она ранее предлагала свой проект реконструкции.
В июне торги провели повторно, их выиграла компания «Татарское специальное научно-реставрационное управление» («ТСНРУ») из Казани. Предприятие запросило за свои услуги 14,9 миллиона рублей, и на данный момент уже ведет на объекте проектно-изыскательские работы, включая лазерное 3D-сканирование. В рамках этой работы в ноябре на объекте появились специалисты из Москвы, которые провели обследование чугунной облицовки памятника.
— Памятник башкирскому национальному герою Салавату Юлаеву нуждается в серьезной реконструкции, — рассказали UFA1.RU в мэрии Уфы. — Это не обычный монумент, а объект культурного наследия федерального значения. Поэтому необходимо провести ряд обязательных процедур согласно действующему законодательству.
Как сообщили городские власти, пока нет окончательного понимания того, как именно и в какие сроки будет проводиться реставрация монумента. В мэрии рекомендовали дождаться окончания исследований — подрядчик по договору будет разрабатывать проект реконструкции до 6 марта 2023 года.
Милиционер-реконструктор
Компания «ТСНРУ», ведущая разработку проекта реконструкции, имеет историю примерно такую же длинную, как сам памятник. Сведения о первых годах ее существования можно найти в статье, опубликованной в вестнике одного из татарских вузов научруком кафедры реставрации наследия КФУ (и по совместительству нынешним директором и владельцем самой «ТСНРУ») Юрием Егорушкиным.
Он отмечает, что деятельность учреждения фактически началась в 1950 году, когда появилась мастерская (хотя управление учредили двумя годами ранее). Поначалу учреждение не справлялось с планом ввиду малого опыта и слабой организации. Уже в 1951 году на него рухнуло сразу несколько проектов — ремонты стен кремля, башни Сююмбике, Спасской, Воскресенской, бывших церквей Болгарского городища и другие. Большинство объектов, кроме здания Совета министров и Президиума Верховного Совета республики, не были полностью закончены.
— Дальнейшая работа над исправлением ошибок и промахов дала положительные результаты, вылившиеся в плодотворную деятельность совместно с многочисленными заказчиками, — утверждает Егорушкин.
Согласно информации с официального сайта «ТСНРУ», с 1959 года организация забрала функции упраздненного управления по делам строительства и архитектуры Совета Министров ТАССР, а в 1975 году начала работать в более тесной связке с региональным Минкультом, которому в ведение передали мастерскую «ТСНРУ».
С 1976 года управление находилось в подчинении объединения «Росреставрация», по приказу которого в 1989 году и получило название, сохранившееся до сих пор. В 1990 году «Росреставрация» приобрела форму ассоциации, а в 1995 сам татарский филиал стал акционерным обществом в ведении Госкомимущества Татарстана.
Юрий Егорушкин, как писало издание «Бизнес-Online», пришел в компанию в 30 лет, в 2002 году, после работы в милиции. Согласно официальной биографии, на тот момент он только что окончил Казанский юридический институт МВД. В сфере строительства он зарекомендовал себя в ходе подготовки к тысячелетию Казани. По данным сервиса «Контур.Фокус», бизнес в этой сфере Егорушкин ведет совместно с братом Павлом, директором завода магнитных лент и технических пленок в составе холдинга Mahim.