Выдоили досуха: рассказываем, как разорился «молочный король» Башкирии Александр Никитин

Бизнесмен жил богато и планировал развивать свое дело, но не сложилось

Поделиться

Для башкирского «молочного короля» Александра Никитина наступили темные времена — его бизнес разорился, кредиторы обступили со всех сторон, имущество оказалось под арестом, а самому ему грозит большой срок. А ведь когда-то он был одним из крупнейших производителей молочной продукции в республике — вам наверняка знакомы товары под торговыми марками «Край курая» и «Честное коровье». Сегодня, 14 декабря, мы расскажем вам о том, как «Башмилк», а именно так называется группа компаний «молочного короля», пережил стремительный взлет и болезненное падение.

Большие планы

Александр Никитин начал строить бизнес в 2003 году с производства мясных полуфабрикатов, а потом и хлебобулочных изделий, рассказывал его бизнес-партнер Динар Галиев в интервью «Dairy News». В дальнейшем было решено сделать ставку на молочную продукцию — по словам самого основателя «Башмилка», его интересовал стабильный бизнес, не зависящий от посторонних факторов. К тому же, рассуждал Никитин, «это серьезный рынок, который становится всё более интересным и разнообразным».

В 2010 году он выкупил Чекмагушевский молочный завод. Это предприятие, основанное в 1964 году, плохо пережило распад СССР — новым владельцам оно досталось в обветшалом виде, из-за чего и началась двухлетняя реконструкция. В своей книге «Из истории Чекмагушевского района» краевед Илдус Габдуллин рассказывал о том, что на 1997 год это был один из крупнейших заводов в селе, ежегодно выпускавших продукции на сумму более 28 миллиардов рублей. Однако республиканские власти еще за два года до этого решились на приватизацию предприятия, что довольно красноречиво говорит о том, в каком состоянии оно находилось.

Въезд на Чекмагушевский молочный завод

Въезд на Чекмагушевский молочный завод

Поделиться

Вместе с этим заводом Никитин приобрел и другой актив — Дюртюлинский комбинат молочных продуктов, основанный в 1977 году в селе Иванаево Дюртюлинского района. Предприятие за свою историю было неоднократно отмечено государственными наградами, под конец девяностых было преобразовано в акционерное общество.

Третьим крупным активом, вошедшим в итоге в бизнес-империю Никитина, стал татарстанский Сабинский молочный комбинат, основанный в 1972 году. Предприниматель купил его в 2014 году и в течение последующих трех лет завод также вошел в группу компаний «Башмилк».

Сабинский молочный комбинат в Татарстане

Сабинский молочный комбинат в Татарстане

Поделиться

Бизнесмен взялся развивать приобретенные им активы. На заводах наладили производство продукции под брендами «Честное коровье», «Край курая», «Две коровки», сыры выпускались под торговой маркой «Сабинский». В интервью и рекламных материалах Никитин всегда с гордостью упоминал о том, что его заводы оборудованы европейской техникой, в частности для изготовления упаковки TetraPak.

Происки конкурентов

Об образе жизни Никитина того периода можно судить, например, по роскошному особняку в Бирске, который они с супругой Дианой купили в 2012 году. Бежевый двухэтажный дом с колоннами и пилястрами в будущем выставят на продажу за 25 миллионов рублей. Судя по внешнему виду, архитектор и строители постарались воссоздать дворцовый стиль. Площадь здания — 440 квадратных метров. В гостиной — мраморные полы, белоснежные колонны и камин.

Тот самый особняк в Бирске

Тот самый особняк в Бирске

Поделиться

Также, судя по базе Российского союза автостраховщиков, в разное время Никитин владел не только несколькими грузовиками, но и, например, Toyota Land Cruiser 120 с госномером Х003СК02. Похоже, бизнесмен вообще питал любовь к цифре три: в автопарке Чекмагушевского молзавода некоторое время числился Lexus LX с госномером Е003ЕЕ102. Автомобиль для аграрного предприятия, прямо сказать, не самый типичный.

А эта машина принадлежала молочному заводу в Чекмагуше

А эта машина принадлежала молочному заводу в Чекмагуше

Поделиться

В то же время свой бизнес Никитин развивал на заемные средства и это сыграло с ним злую шутку. В 2017 году, как сам предприниматель рассказывал «Коммерсанту», один из его главных кредиторов — Россельхозбанк — закрыл кредитный лимит из-за покупки владельцем «Башмилка» Сабинского молкомбината без согласования.

— Позиция Россельхозбанка спровоцировала требования других банков досрочно погасить кредиты, — сетовал бизнесмен. — В итоге в течение года мы вынуждены были выплатить банкам более 500 миллионов рублей и остались без оборотных средств.

И всё это происходило на фоне планов по реализации крупнейшего для компании инвестпроекта в Татарстане — завода глубокой переработки сыворотки, усиленного производства сыров и творога. Участники рынка рассказывали прессе о том, что к руководителю «Башмилка» с предложением урегулировать конфликт с банками выходили крупные федеральные игроки, но Никитин не захотел отказываться от самостоятельности.

Долги и проблемы

Пытаясь выправить ситуацию, в 2018 году взял в долг под 15% 100 миллионов рублей у уфимского нефтяника Олега Макаренко, приходящегося братом бывшему мужу главы Центризбиркома Башкирии Илоны Макаренко. Этот бизнесмен известен как владелец фирмы «Аквамак-процессинг» и шикарных дач на озере Акманай и в элитном поселке «Дуслык» в Акбердино. В том же году распался и брак бизнесмена — они с супругой Дианой разошлись, двое их детей остались с матерью.

Олег Макаренко дал деньги бизнесмену под проценты

Олег Макаренко дал деньги бизнесмену под проценты

Поделиться

В 2019 году Никитину пришлось отказаться от ввода в эксплуатацию новых очередей на предприятии, отправить в отпуск за свой счет работников Чекмагушевского молочного завода и приостановить его деятельность. В течение последующего полугода у «Башмилка» накопились и значительные долги по оплате труда работников. На предприятия Никитина приезжал с визитом глава Башкирии Радий Хабиров, пообещав помочь решить проблемы и в том числе привлечь средства республиканского стратегического инвестора АО «Региональный фонд».

Обещания и слова поддержки не смогли исправить ситуацию и в 2020 году кредиторы начали банкротить «Башмилк» и его заводы. К 2022 году общая сумма требований кредиторов превысила два миллиарда рублей, писала «Правда ПФО». Больше половины группа компаний должна Россельхозбанку, почти 170 миллионов рублей требует вернуть Сбербанк, новые требования о включении в реестр кредиторов продолжают поступать, сообщают арбитражные управляющие на сайте федерального реестра сведений о банкротстве.

Радий Хабиров с Никитиным (по центру) на заводе «Башмилка»

Радий Хабиров с Никитиным (по центру) на заводе «Башмилка»

Поделиться

Активы «Башмилка» вовсю распродают — покупателей ищут и для трех заводов Никитина (их оценили в общем в 2,5 миллиарда рублей), его имущество на общую сумму около 80 миллионов рублей арестовали, а сам он оказался под следствием. Ему предъявили обвинения по четырем статьям — о невыплате зарплаты, мошенничестве в особо крупном размере, уклонении от погашения долгов и сокрытии денег, за счет которых планировалось взыскание налогов.

По версии следствия, «молочный король» не принял мер для погашения долгов перед 300 работников его предприятий, задолжав им в общей сложности 24 миллиона рублей зарплат. При этом у него якобы были деньги для оплаты их труда, однако они были направлены на финансово-хозяйственную деятельность для извлечения прибыли.

Помимо этого, полагает следствие, бизнесмен скрыл более пяти миллионов рублей, выведя их через фирму-прокладку. Также, по версии обвинения, Никитин намеренно уклонялся от выплаты долга в 100 миллионов рублей Олегу Макаренко, скрывая имеющиеся у него средства у родных и близких.

Судьбу Никитина еще предстоит решить суду. Прокуратура запросила для него восемь лет колонии общего режима, сообщили UFA1.RU в ведомстве. Тем временем дом, где когда-то вместе с супругой жил «молочный король», уже бывшая его супруга всё-таки продала. Она, к слову, тоже пыталась попасть в число тех, кому Никитин должен денег — по ее словам, он задолжал ей 25 миллионов рублей алиментов.

Ранее мы рассказывали о не менее драматичном и громком банкротстве известного олигарха Марселя Юсупова, владельца бренда «Индюшкин».

Total
0
Shares
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts
Read More

«Ощущение безнаказанности и вседозволенности»: на ПМЭФ обсудили, как бороться с контрафактом

Участники сессии отметили, что из-за моратория недобросовестные предприниматели почувствовали безнаказанность Фото: Сергей Михайличенко / Росконгресс Поделиться Эксперты обсудили,…