Почти 9 месяцев назад в Башкирии закрылась единственная на всю республику IKEA. Причиной этому стал уход с рынка финской компании, которая не захотела продолжать дела со страной-участницей специальной военной операции на Украине. Многие жители Уфы помнят те огромные очереди, собравшиеся перед закрытием магазина в марте, и ажиотаж перед стартом финальной распродажи. Но всё это было лишь каплей в море по сравнению с другой проблемой: буквально в один миг работы лишились более 300 работников, часть из которых отправилась прямиком в центр занятости. Корреспонденту UFA1.RU удалось поговорить с одним из высвобожденных сотрудников IKEA, который более 10 лет строил карьеру внутри компании, однако оказался один на один с новыми условиями рынка.
Григорий (имя изменено по просьбе мужчины. — Прим. ред.) начал свой путь с открытия ТЦ «Мега» в 2011 году. Сначала он работал продавцом-консультантом отдела кухни, а затем, после переезда в Москву, — специалистом по обустройству дома. К повышению уфимец шел долго, а когда возможность уехать в столицу всё же выпала, он незамедлительно решил ею воспользоваться. Сам он отмечал в разговоре, что без переезда в его жизни не наступил бы прогресс.
— IKEA — это своего рода стиль жизни, и, начав работать там, я уже не видел себя в другом месте, — признавался Григорий.
На новой должности у нашего собеседника существенно расширился перечень обязанностей: обычно день состоял из нескольких сессий по планированию и продаже мебели, была и работа за компьютером, а также с различными покупателями. Там же он познакомился со своей будущей женой. Григорий никогда не скрывал, что если бы не обстоятельства, то он так и продолжил бы работать в компании, однако с началом спецоперации его жизнь круто изменилась.
— Из IKEA мы с женой ушли спокойно, без скандалов и проблем, — рассказывал мужчина. — Получили хорошую компенсацию, превышающую ту, что положена согласно трудовому кодексу. Понимаю, что дело здесь не в желании руководства, а в геополитической ситуации и позиции IKEA на мировой арене. Они просто не могли поступить иначе.
После сокращения Григорий продолжил работать по профилю в одной из мебельных компаний Москвы. Но что-то было не то, он уже не чувствовал того комфорта и любви к работе, какая была прежде.
— Когда я уже знал, что IKEA закрывается, я вместе с подрядчиками сам закрывал свой магазин, — повествовал уфимец. — Было так печально смотреть на то, что было построено своими руками, которыми теперь это надо разбирать.
Вскоре уфимец уволился, а перед ним открылось два пути: либо идти в центр занятости, либо записаться на курсы школы, которая предложила высвобожденным работникам финской компании бесплатное обучение. Этот вариант Григорий и выбрал.
Удивительно, но среди большого перечня образовательных программ экс-работник мебельного магазина выбрал профессию тестировщика. Дорога в IT оказалась тернистой, однако Григория это не волновало — уж лучше так, чем снова в продажи.
— Изучаю новую специальность с интересом, хотя, признаться честно, мне сложно принять, что всё это происходит со мной на самом деле. Поскольку я совмещаю работу и учебу, сложнее всего для меня — находить время на образование. Благо можно учиться в любом месте с помощью смартфона, — с усмешкой рассказывал Григорий.
Еще одним за в пользу выбора было шаткое положение мужчины на рынке труда. После увольнения он понимал, что так и так в любой новой компании ему придется начинать с нуля, поэтому-то и решил рискнуть. Пока что Григорий пытается справиться с комплексом из-за возраста — ему 36 лет, что довольно много для будущего развития в IT. Но он всё равно не унывает, ведь впервые с момента увольнения внутри него загорелся тот самый огонек азарта.
Григорий не скрывает, что испытывает жалость из-за ухода шведской компании. Он признаётся, что если вдруг IKEA вернется, то и он сам задумается о возвращении, однако сейчас для него это лишь мечты, которые быстро развеивает суровая реальность.
— Вернулся бы, но смотря на каких условиях. Уже охота какой-то аналитической деятельности, — резюмировал Григорий.
Уфимец рассказывал, что большинство его коллег продолжили работу по профилю: кто в мебельные компании, кто в отделы продаж на фабриках, некоторые и вовсе стали подрабатывать сборщиками на стороне. Наш собеседник так попросту не смог.
— Я проработал 2 месяца и понял, что подход к работе и сотрудникам очень отличается, и ушел, — рассказывал Григорий.
Сейчас мужчина оценивает финансовое состояние своей семьи как стабильное. Впереди еще много месяцев обучения, а после — поиска работы, стажировки и работы над ошибками. К счастью, он смог пройти самый тяжелый этап, оставшись плавать на поверхности.
— Мой совет таков: не отчаивайтесь и ищите стимулы в близких, в семье. Это возможно преодолеть и жить дальше, — закончил мысль Григорий.
Напомним, компания IKEA покинула российский рынок, заявив о продаже своих активов, еще в начале марта этого года. Накануне с единственного в Башкирии магазина сняли культовую вывеску, что породило множество разговоров о возможном ребрендинге, однако в пресс-службе компании отметили, что просто настало время это сделать.