«Деньги важны, но в науку идут за другим»: советник главы Башкирии — о зарплатах педагогов в вузах

Ради больших денег нужно набраться опыта

Поделиться

Советник главы Башкирии по вопросам науки Руслан Казыханов рассказал UFA1.RU, из чего складывается зарплата педагога в университете. Он объяснил, как аспиранты получают два дополнительных миллиона, как педагогам купить жилье за счет государства и на самом ли деле преподаватели в вузах зарабатывают под 90 тысяч рублей в месяц.

По словам Руслана Казыханова, по указу президента педагог меньше двух средних зарплат по региону получать не может. Жители Башкирии в прошлом году в среднем складывали в кошелек почти 47 тысяч рублей. Значит, педагоги в вузах должны получать 94 тысячи в месяц.

— Оплата труда научно-педагогических работников университета определяется указом президента. В среднем их зарплата должна составлять 200% от средней зарплаты по региону. Это нормативный показатель, который, слава богу, был закреплен на федеральном уровне. Университеты по нему сдают отчетность.

Зарплата педагога зависит от него

Зарплата педагога зависит от него

Поделиться

По данным ректора УУНиТ Вадима Захарова, в среднем педагоги в новом университете зарабатывают около 83 600 рублей. Но это не предел. Как рассказал Руслан Казыханов, в последние годы у педагогов в вузах вырос оклад, потому что в него вошли дополнительные выплаты, которые раньше были стимулирующими, то есть выплачивались не каждый месяц. По словам советника главы, эта мера финансово защищает педагогов, потому что сегодня преподаватель и швец, жнец, и в хоре певец: он должен заниматься методичками, наукой и, разумеется, читать лекции.

Однако некоторые вузы разграничивают виды деятельности и дают возможность, например, больше заниматься наукой и меньше проводить аудиторные занятия. От этого зависит размер зарплаты.

— Те преподаватели, которые еще занимаются научно-исследовательской работой и публикуют статьи, зарабатывают еще больше: 200 тысяч и более, такие прецеденты тоже есть. Те, кто занимается только преподаванием, у них около 900 часов в год нагрузка, получают в районе как раз средней озвученной [Вадимом Захаровым], — объясняет Казыханов. — Тот, кто хорошо читает лекции, должен читать лекции, и в этом его фишка как человека. Тот, кто занимается наукой, должен иметь возможность этим заниматься. Если такой педагог читает лекции по два часа в неделю, это тоже нормально. Он сможет, транслировать то, что получил в науке. Не должно быть уравниловки. Сейчас в наших университетах к этому стремятся.

Тот, кто занимается наукой, зарабатывает больше

Тот, кто занимается наукой, зарабатывает больше

Поделиться

То есть можно просто заниматься наукой и радоваться круглой сумме в день зарплаты? Нет. Как и везде, в педагогике тоже решает опыт.

— Есть, условно, аспирант, который читает практики у студентов. У него будет еще меньше зарплата и окладная часть. Если это кандидат наук, имеющий ученую степень, у него еще выше (cредней у педагогов. — Прим. ред.). У доктора наук, профессора, естественно, зарплата будет более высокая, — говорит эксперт.

В Башкирии есть и меры поддержки педагогов в вузах. Как пояснил Руслан Казыханов, научные работники и педагоги могут даже улучшить свои жилищные условия:

— В прошлом году глава республики выделил из бюджета 200 миллионов рублей. Больше 70 человек получили такие субсидии, около 2 миллионов рублей упало каждому. Это даже большего материнского капитала. Можно свое жилье построить или первоначальный взнос внести. Если у кого-то уже есть жилье, то им дают до миллиона рублей на руки. Можно погасить ипотеку или сделать ремонт. Мы этих людей закрепляем здесь. В другие регионы они вряд ли будут переезжать в ближайшее время, потому что у них ипотека есть, они ремонт делают, семьи создают.

Преподаватели тоже о яхтах мечтают

Преподаватели тоже о яхтах мечтают

Поделиться

По словам советника, прибавку к зарплате в Башкирии получают и аспиранты. Итоговая сумма — 2 миллиона рублей. Но будущие ученые получают деньги не сразу, а в виде прибавки к стипендии в размере 30–40 тысяч.

Как говорит Руслан Казыханов, преподаватели могли бы иметь и больший заработок, но мешает бумажная работа.

— Преподавателей должны избавить от бумажной волокиты. В одном из петербургских университетов есть специальная должность, на которой занимаются всей этой бумажной волокитой, программами, методичками. Это сотрудники, которые не читают лекции. Педагогам нужно найти материал, посмотреть что-то интересное, привести действующие примеры. Нужно дать педагогам нормальное пространство, меры поддержки, зарплату, снижение административной нагрузки. Нужно разграничить функции. Вторая история — повышение компетенции. Я считаю, чем больше контактов у ученого и преподавателя в той же среде в других университетах и странах, тем больше его заработок.

На пути к большой зарплате есть помехи

На пути к большой зарплате есть помехи

Поделиться

По словам эксперта, мобильность — еще один ключ к высоким доходам педагога в вузе. Мобильность позволяет стажироваться в разных городах и странах, а также наращивать связи и возможности.

— Да, ты затрачиваешь время и силы на обучение, но через время ты это окупаешь быстрее, потому что доход становится выше. Когда ты можешь совместную публикацию делать с ведущим ученым, в какой-то лаборатории интересной стажироваться, например. За это есть доплата в вузах. Если есть публикация в рейтинговых журналах, то там доходит до 100 тысяч рублей за одну публикацию. Для преподавателей это стимул. Мы не по уравниловке платим. У каждого вуза своя практика. Кто-то за патенты платит, кто-то за публикации в ведущих журналах. Разные меры поддержки есть. Понятно, что не всегда люди будут довольны. Активные, мобильные, те, кто встроен в федеральные научные связи, зарабатывают достойно, — объясняет он.

Однако большую сумму на зарплатной карте педагоги видят не с начала карьеры. Для этого придется набираться опыта.

— Сложно молодым, сложно тем, кто без степеней, сложно тем, кто не ориентирован на науку. Кто просто работает на кафедре, конечно, много не будет зарабатывать. «Я пришел, лекцию прочитал и ушел», такая позиция тоже есть у кого-то, — говорит Руслан Казыханов. — Но как бы то ни было, туда [в науку] приходят немножко за другим. Деньги — это важно, но приходят за другим, за самореализацией.

Ранее корреспондент UFA1.RU попытался устроиться учителем в школы Башкирии и узнал, сколько на самом деле зарабатывают педагоги. Сумма заставляет пожалеть студентов педвузов.

Total
0
Shares
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts
Read More

«Зря молодость профукивает»: уфимцы — об учительнице года, которая нахваливает свою зарплату

Комментаторы ополчились против учительницы Фото: Тимур Шарипкулов Поделиться Колонка молодой учительницы из Уфы Анастасии Самсоновой, где она рассуждала…