В начале недели в Башкирию заглянули небывалые холода, которые сразу побили полувековые рекорды. Глава республики Радий Хабиров назвал их чрезвычайной ситуацией, а мэр Уфы Ратмир Мавлиев порекомендовал горожанам не покидать свои дома, но так ли это безопасно, учитывая, что в городе множество аварийных домов и бараков, которые годами не расселяются. С этим вопросом корреспондент UFA1.RU отправился в Черниковку, где находится квартал бетонных двухэтажек, одна из жительниц которых до сих пор бьется за право на получение нового жилья.
С нашего прошлого сюжета мало что поменялось: дома, засыпанные снегом, всё также стоят, сквозь покрывшиеся инеем окна виднеются маленькие комнатки. Какие-то из них выглядят уже нежилыми, а где-то горит свет. На улице холодно, -33, но в некоторых квартирах открыты форточки, видимо, некоторые жильцы так закаляются.
В доме
Несмотря на морозы, Валентина Петровна продолжает выходить на улицу — она любит подкармливать голубей, ведь так она чувствует себя не так одиноко. Пернатых в округе много — они греются на люках, даже им тяжело в эти сильные морозы.
— Вот, купила им хлеб, пусть кушают птички, — рассказывает пенсионерка.
В середине декабря она вместе с недовольными жильцами из соседних домов была на заседании Верховного суда, где им сказали, что решат вопрос с переселением до июня этого года. Напомним, что ранее власти обещали это сделать до конца
— Видите, как потолок трескается. Крышу крыли, так сразу протекать всё начало. А кому жаловаться? Сама всё латаю, — говорит пенсионерка.
В ее квартире также не работает канализационная труба — все отходы она самостоятельно выносит из дома, а из-за сильного минуса туалет промерзает довольно сильно. По дому Валентина Петровна ходит исключительно в полном обмундировании.
— На балкон не выхожу, там холодно. Все щели тряпками обложила. Дома хожу в сапожках, чтобы не простывать, иногда в курточке, — рассказывает она.
Раньше дом согревался с помочью общей печи, однако с недавних пор коммунальщики подключили его к центральному отоплению. Оно исправно работает даже в сильные холода, но всё же этого не хватает — радиаторы маленькие и их довольно мало.
— Топят неплохо, но батарей не хватает — дом сильно промерзает. Крыша течет еще из-за снега наверху. Когда берутся ее чистить, ломают там всё, — добавляет пенсионерка.
Как рассказывает Валеннтина Петровна, с холодами справились не все — жильцы одной из квартир на первом этаже съехали на съемное жилье, продолжая платить коммуналку за старое. Часть жителей соседнего дома
— Соседи злятся, что я начала эти разбирательства по поводу дома. Говорят: «Это ты всю эту кашу заварила, тебе что, не живется здесь, что ли. У нас тут тополя, воздух чистый». А чего тут хорошего? Вокруг девятиэтажки, сыро, холодно. Как в котловане. Летом из дома выхожу, чтобы погреться.
Жители двухэтажек на Орджоникидзе, запомнившиеся своим грубым поведением, любят сохранять традиции. Спустя около десятка стуков в одну из квартир дверь снова открывает молодая женщина с видимыми признаками интоксикации, а фраза мало отличается от услышанной ранее.
— Вы что, не поняли, *** [безразлично] нам, идите на *** [куда подальше], — проговаривает она.
Сложно представить, как старенькие крыши домов справляются с навалившимся на них снегом. Коммунальщики, как утверждает один из жителей дома