На прошлой неделе в Башкирии похоронили первого президента республики Муртазу Рахимова. Он правил регионом 20 лет и запомнился как крепкий руководитель. UFA1.RU собирает всё, что известно о его жизни и смерти, в отдельном сюжете, а также подводит итоги его политической деятельности. Сегодня, 16 января, публикуем мнение политолога Дмитрия Михайличенко.
Наследие Рахимова
Он правил 17 лет: вряд ли такое долгое правление можно воспринимать позитивно. Сменяемость власти обязательно должна быть, но Рахимов это игнорировал. Не хочется лить сплошной негатив, когда Рахимова уже нет. В последние годы жизни он многое понял, хотя уже ничего сделать не мог.
Для меня позитивны три момента в его политическом профиле: он регионалист, он поддержал Куштау и он вкладывал ресурсы и силы в сельскую местность. В остальном — типичный автократ эпохи парада суверенитетов, причем отнюдь не самый умный и проницательный. И с оттенком национализма. Порой это была маска, но, знаете, маска прирастает к лицу, если ее долго носить… Напомню, что Рахимов поддержал ГКЧП, например.
Я знаю, как вела себя его администрация. Все эти Байдавлетовы (премьер-министр Башкирии Рафаэль Байдавлетов с 1999 по 2008 год. — Прим. ред.), Сарбаевы (Раиль Сарбаев, премьер-министр Башкирии с 2008 по 2010 год. — Прим. ред.) и прочие баи. Именно баи: хотя Рахимов был и скромен в быту, и очень работоспособен.
Его сын Урал и его хищения — это позор для Рахимова и всей республики. Сейчас он не сможет приехать даже на похороны своего отца, с помощью которого он купается в роскоши в Австрии… Но сейчас мне грустно, что Рахимов ушел, и жаль его. По масштабу личности он сопоставим с другим «правителем» БАССР — Мидхатом Шакировым, но гораздо ниже Зии Нуриева. В последние годы я желал Муртазе Рахимову долголетия и знал, что он слушал «Эхо Москвы в Уфе», читал еще нормальное «ПроУфу» (нынешнее СМИ «Пруфы», которым руководит племянница Муртазы Рахимова Рауфа. — Прим. ред.). Понял ли он, что уничтожил местное самоуправление и зачатки демократии, устанавливая феодальную автократию на уровне республики и закладывая основу того, что происходит сейчас?
Да-да, он закладывал, фальсифицируя выборы, уничтожая оппозицию. Хотя он из другой, по сути, из не совсем путинской эпохи. Он закладывал эти основы, но не уверен, что он это даже понял. Этот тезис нуждается в дополнительном объяснении, но не здесь и явно не сейчас. Я видел его, пожалуй, всего один раз: году в 2015-м или 2016-м на Советской площади. Я, тогда придворный политолог регионального масштаба, шел в Общественную палату, а он пожилой и задумчивый, старый, но деятельный, целенаправленной поступью двигался к своей машине. Я просто прошел мимо, хотя он знал уже тогда про меня.
Сейчас же я хочу сказать от всего сердца: башкирский народ, да и многие в республике, будут вспоминать о вас тепло. Вы были человеком своего времени, не самым плохим и не самым хорошим. Ваша племянница Рауфа сделала для доброй памяти о Вас очень много. Созреет ли республика до демократического осмысления роли Рахимова и объективных оценок? Думаю, да, но не скоро. И всё же: покойтесь с миром, которого сейчас желаю всем. И, думаю, последние события заставили Рахимова переживать, хотя с публичным осуждением происходящего он не выступил. Не положено номенклатуре его уровня.