В связи последними событиями Башкирия основательно переориентировалась на сближение с Белоруссией. Регион закупает у соседнего государства автобусы, технику, даже зубров, а летом в Уфе пройдет совместный Форум регионов. Наш корреспондент немного пожил в столице Белоруссии, а теперь делится своими наблюдениями о том, чему башкирским властям стоило бы поучиться у новых экономических партнеров. Во многих вещах соседи неплохо преуспели — вот некоторые из них.
Транспорт
Организация общественного транспорта в Минске на порядок лучше, чем в Уфе. Здесь тебе не приходится стоять на остановке, ожидая, когда автобус, трамвай или троллейбус соизволит приехать, — всё ходит строго по расписанию (плюс-минус пару минут). На многих остановках висит удобное табло, по которому можно определить, что и когда приедет.
Более того, все эти данные внесены в виртуальное табло Минсктранса, на него ориентируются и приложения с картами, которые простроят вам маршрут с учетом того, какой транспорт в какое время уйдет с той или иной остановки. Это очень удобно и позволяет детально распланировать передвижение по городу. В Минске я напрочь забыл об автобусных пробках — и не скучаю.
Автопарк тут укомплектован транспортом местного производства, причем часто это новые машины, в которых есть зарядки для телефонов. Есть много сочлененных автобусов, которые вмещают гораздо больше людей, чем обычные. Трамвайная сеть не слишком развита, но хорошо подходит для передвижения по центру города.
Оплатить проезд можно с помощью специальных устройств, которые есть во всем общественном транспорте. Они расположены в нескольких местах в начале и в конце салона. Расположенные со стороны дверей устройства предназначены для карт и проездных, в остальных вы самостоятельно пробиваете билеты. Купить билеты можно на диспетчерских станциях, ларьках «Минсктранса» по всему городу или у самого водителя (что выйдет дороже). Проезд стоит 85 копеек (это чуть меньше 30 российских рублей, если сравнивать по банковским курсам обмена).
У этого удобства есть и обратная сторона — многочисленные безбилетники. По последним данным Мингорисполкома, жители города не возмещают более половины расходов на проезд (впрочем, с этой оценкой некоторые эксперты спорят). С халявщиками борются контроллеры — они в течение дня случайным образом заходят в автобусы на некоторых остановках. Забавно наблюдать за их противостоянием с «зайцами»: сотрудники пытаются ворваться в транспорт внезапно, поэтому иногда прячутся за столбами и остановками, чтобы их нельзя было заметить из окна. Если попадешься контроллеру с неоплаченным проездом — тебе почти наверняка грозит штраф.
Мусор и благоустройство
Одна из первых вещей, которые бросаются в глаза в Минске после Уфы, — чистота на улицах. Горожане очень гордятся своей привычкой доносить мусор до урн, а не бросать где попало. Более того, тут существует самый настоящий раздельный сбор мусора, и люди всерьез сортируют его, а не бросают всё в один контейнер. Для бытового мусора во многих дворах есть собственные контейнеры перед каждым подъездом.
Существует сбор макулатуры, который является своего рода состязанием во всех школах и вузах (старшее поколение должно помнить подобную практику из советского прошлого). Призывает выбрасывать бумагу в специальные баки и социальная реклама, которая присутствует как в городе, так и на упаковках некоторых товаров.
Другая практика, которую Уфе стоило бы перенять у столицы Белоруссии, — уборка снега и наледи. В Минске в этом году, например, были и довольно сильные снегопады, и заморозки, и снег с дождем, но тротуары и проезжие части убирали до асфальта. Ситуацию, когда сугробы возвышались бы на обочинах, представить здесь сложно.
Велодорожек в Минске, как и в Уфе, недостаточно, и власти пока только обещают соединить их все в единую сеть, однако уже сейчас белорусская столица продвинулась в этом направлении гораздо дальше башкирской. На большинстве главных улиц и проспектов предусмотрены полосы под этот вид транспорта (чаще всего они почему-то шире, чем пешеходные), обозначены зоны для велосипедистов и вдоль «зебр» на переходах. Стоит отметить, что понятие «велодорожка» здесь не ограничивается разметкой на тротуаре, а действительно включает в себя специальное покрытие, снижающее травматизм и обеспечивающее более комфортную езду.
Вообще есть ощущение, что в Минске сильно грамотнее подходят к городскому планированию — хотя хватает уродцев вроде монструозного «дома Чижа» на набережной Свислочи или очень странного ТЦ «Немига 3», где над этажом в индустриальном стиле «порхает» еще один, оформленный в духе местной исторической застройки. Тем не менее здесь никому не пришло в голову, например, ставить стелу «Город-герой» возле еще одной точно такой же, как это придумали в Уфе, местные планировщики вписали ее в ансамбль Парка Победы и музея истории ВОВ.
Местные скверы и площади не забиты торгашами и вагончиками с шаурмой — чаще всего они вообще абсолютно пусты, что тоже спорно, но гораздо лучше, чем все эти толкучки на ярмарках перед дворцом спорта или напротив БГАУ в Уфе. Что касается минских парков, то чаще всего большая часть их территории представляет собой лес с тропинками и скамейками, по которым можно прогуливаться, слушая пение птиц. Впрочем, аттракционы, спортивные снаряды и детские площадки тоже есть, но общественные пространства зонированы, чтобы отдыхающие друг другу не мешали.
Ну и местные набережные — не везде идеальные, но всё же далекие от того, чтобы назвать их «царством бетона», как в Уфе. Тут не так много бизнеса и развлечений, как хотелось бы, но зато есть озеленение, различные скульптуры и деревья, дающие тень, что летом очень важно.
Наследие
Застройщики и в Минске пытаются угробить архитектурный ансамбль в старых районах (взять тот же вышеупомянутый «дом Чижа»), однако с наследием здесь всё же обращаются не в пример бережнее, чем в Уфе. Полюбоваться на старую брусчатку и дома можно в Верхнем городе, Троицком и Раковском предместьях, которые я бы назвал одним большим «Арт-квадратом». Эти зоны, где едва ли не каждый дом — памятник, сейчас являются точками притяжения для туристов и горожан благодаря тому, что тут есть множество всевозможных заведений, где можно отдохнуть, перекусить и развлечься.
Застройка в этих районах тоже ведется — но девелоперы пытаются соблюдать дизайн-код, чтобы новые здания вписывались в стилистику районов. Благодаря этому новые здания бывает трудно с ходу отличить от исторических, и мне бы очень хотелось, чтобы и в Уфе учитывали фактор внешнего вида квартала, выдавая разрешения строителям.
Мелочи
Есть некоторые мелкие отличия Минска от Уфы, которые властям башкирской столицы тоже можно взять на вооружение. Например, городские власти явно стараются оптимизировать расходы на нанесение разметки (в прошлом году в Уфе потратили на нее 150 миллионов рублей — и это на полгода). Минские переходы чаще всего выглядят как пунктир, которым выделена зона для пешеходов, — хотя и «зебры» встречаются, но делают их далеко не везде.
В Минске нет этих бесконечных заборов вдоль едва ли не каждого тротуара, привычных для Уфы. Пока в столице Башкирии целые кварталы обносят ограждениями, здесь такого почти не встретишь — принцип, по которому власти решают поставить где-либо забор, относится к категории величайших тайн мира. Один из местных жителей заверил меня, что ограждения появляются в Минске в тех местах, где происходили серьезные аварии, но так ли это, мне судить сложно.
Про отличия минских умных остановок от уфимских мы как-то уже рассказывали, но что, если я скажу вам, что кнопки для пешеходов на небольших переходах здесь сенсорные, а не механические? Причем как в центре, так и в очень глухих местах города. Вроде мелочь, а приятно.
Ну и бонусом — пара примечательных снимков, которые заставят вас захотеть посетить Минск. Кстати, подробнее о его достопримечательностях и туристическом потенциале мы уже писали.