...

Стабильность и пиар: как прошел первый год работы самого молодого мэра Уфы

Стабильность и пиар: как прошел первый год работы самого молодого мэра Уфы

33-летний чиновник уже проделал большой путь в политике

Поделиться

Прошел год, как Ратмир Мавлиев занимает пост мэра Уфы, — в феврале 2022 года он возглавил администрацию башкирской столицы (сначала как временно исполняющий обязанности, а потом уже и без этой приставки). Что мы узнали о градоначальнике за это время и чем он успел отличиться? Рассказываем о главных эпизодах в биографии политика и подводим промежуточные итоги его работы вместе с экономистом и политологом.

Происхождение

Ратмир Мавлиев родился 14 августа 1989 года в Нефтекамске в семье милиционера Рафила Мавлиева и его супруги Эльвиры Халиковой — инспектора МЧС. Его старшему брату Ильдару к этому моменту было

6 лет — он родился 24 мая 1983 года. Влияние и авторитет родителей в семье были, судя по всему, достаточно велики — после школы Ильдар поступил в Уфимский юридический институт МВД, да и Ратмир тоже мечтал стать милиционером. Судьба, впрочем, распорядилась иначе.

В девяностые отец семьи, уже успев побывать на постах начальника милиции Агидели и помощника главы МВД Башкирии Рафаила Диваева, неожиданно нашел себя в бизнесе. Рафил Мавлиев начал с того, что арендовал в 1995 году авторынок на окраине Нефтекамска и основал фирму «Автомобильный рынок», которая в дальнейшем стала торговать не только подержанными машинами, но и запчастями.

Ратмир Мавлиев с отцом в детстве

Ратмир Мавлиев с отцом в детстве

Поделиться

Дело развивалось стремительно: к нулевым он стал владельцем группы компаний «Абсолют», которой принадлежал не только авторынок, но и пять ТЦ Нефтекамска — «Великан», «Дуслык», «Олимп», «Солнечный» и «Урал», центральный городской парк «Гулливер», местные телеканалы, десятки тысяч гектаров охотничьих угодий в Краснокамском и Дюртюлинском районах Башкирии.

Постепенно к бизнесу подключились родственники — и жена Эльвира, и оба сына, по данным сервиса «Контур.Фокус», в разное время выступали директорами и учредителями компаний группы. Согласно официальным биографиям, Ратмир заделался предпринимателем в 2008 году, а Ильдар — в 2009 году.

Эльвира Халикова с сыновьями, Ратмир — слева

Эльвира Халикова с сыновьями, Ратмир — слева

Поделиться

Впрочем, младший сын нефтекамского милиционера в бизнесе не задержался: в 2015 году получил пост замруководителя исполкома по инфраструктурному развитию в Ютазинском районе Татарстана, где в тот же период входящая в состав «Абсолюта» фирма «Горизонт» открыла завод по производству изделий из пластмассы. Вскоре после этого Ратмир перебрался в Альметьевск в качестве советника главы района по инвестиционному развитию.

Пока будущий мэр Уфы работал в Татарстане, его отец и брат тоже попробовали себя в политике — Ильдар и Рафил побывали депутатами в Нефтекамском совете, а глава семейства также избирался в совет родного Краснокамского района. Пытался он баллотироваться и в Госдуму, но вместо этого стал героем новостей, так как оказался самым богатым из зарегистрированных кандидатов от партии «Правое дело» с доходом более 44 миллионов рублей.

Рафил Мавлиев со второй супругой

Рафил Мавлиев со второй супругой

Поделиться

В 2017 году Мавлиев-отец оставил пост руководителя группы компаний «Абсолют» и стал директором фирмы «Урал», обслуживающей одноименный ТЦ в Нефтекамске. По данным сервиса «Контур.Фокус», эта компания стала в равных долях принадлежать ему и его новой супруге (тоже Эльвире). Бывшая жена получила его доли в компаниях группы «Абсолют». Сыновья бизнесмена также вышли из этого бизнеса. Ильдар при этом продолжил работать с отцом, став директором «Урала», а Ратмир весной 2019 года вернулся в родной Нефтекамск уже в качестве главы города.

Прошлые дела

В «северной столице Башкирии», как называл свою родину сам новоиспеченный мэр, он отличился пиар-активностью. Ратмир Мавлиев активно вел соцсети, где рассказывал о различных достижениях администрации по уборке снега и демонтажу ларьков, приглашал горожан на субботник танцевальным видео, привозил в город скандального дизайнера Артемия Лебедева, который впоследствии записал о Нефтекамске хвалебное видео, в котором заявил, что «завидует жителям».

Судя по публикациям в СМИ того периода, мэр пользовался репутацией потомственного бизнесмена. В городе был хорошо известен его отец, периодически попадавший в скандалы. В 2011 году «Коммерсант» писал о том, что Рафил Мавлиев был фигурантом уголовного дела о мошенничестве, когда его заподозрили в незаконном получении от нефтекамской администрации недвижимости (чем закончилось это дело, не сообщалось). В 2020 году по Сети распространилось видео, как он на своем вертолете пугает стадо коров.

Ратмир Мавлиев с Артемием Лебедевым в Нефтекамске

Ратмир Мавлиев с Артемием Лебедевым в Нефтекамске

Поделиться

Мавлиев-старший, судя по его соцсетям, вхож в круги творческой элиты Башкирии и соседнего Татарстана: частыми гостями в его доме являются звезда башкирской эстрады и советник Радия Хабирова певец Элвин Грей и его не менее популярные коллеги из Татарстана Салават Фатхетдинов, Фирдус Тямаев, а также другие известные и влиятельные звезды. Бизнесмен часто фотографируется в дорогих интерьерах, а недавно летал отдыхать в Дубай, о чем рассказывал своим подписчикам в сторис.

Наличие такого родственника регулярно упоминалось критиками молодого градоначальника. Наиболее заметными политическими оппонентами Ратмира Мавлиева в Нефтекамске выступали активисты, связанные с партиями «Яблоко» и КПРФ. Особенно часто негативно о нем высказывались противники строительства «завода смерти» в Камбарке — в одной из своих публикаций общественники утверждали, что в 2019 году администрация города 38 раз отказала им в разрешении на проведение митинга.

Стоит отметить, что вскоре после назначения младшего Мавлиева на пост мэра Уфы в соцсетях появились сообщения, в которых местные жители просили его вернуться. Впрочем, среди провожающих в феврале 2022 года нашелся и нефтекамский студент-медик, который вышел на пикет с просьбой к Хабирову забрать из города не только Ратмира Рафиловича, но и «весь его клан».

Молодой человек вышел на протест аккурат перед уходом мэра в Уфу

Молодой человек вышел на протест аккурат перед уходом мэра в Уфу

Поделиться

Переезд политика в столицу привлек к его персоне повышенное внимание журналистов, благодаря чему стали известны многие подробности его личной жизни. Впервые тогда заговорили о супруге Ратмира Мавлиева — уроженке Стерлитамака по имени Влада. У пары два сына — трехлетний Имран и полуторагодовалый Манур. Возлюбленная мэра занимается предоставлением услуг в сфере страхования и кредитования, судя по списку ее видов деятельности в «Контур.Фокусе», — в автомобильной сфере. Подробнее о ней мы рассказывали в нашем расследовании.

Итоги года у власти

По мнению экономиста Рустама Шайахметова, за год своей работы на посту мэра Ратмир Мавлиев не задал какого-то нового импульса развития Уфы.

— Очень много информационного шума, обещаний, но изменений к лучшему сейчас я не вижу. Как всё было до него, всё так же и осталось, — сказал он. — Нет системной работы по решению различных проблем. Нельзя сказать, что всё рушится, но ситуация фрагментированная — где-то кусочек улучшили, но в целом всё осталось как было.

Шайахметов не видит больших различий между деятельностью Ратмира Мавлиева и его предшественника Сергея Грекова. К слову о последнем, ушел он на фоне потока жалоб по поводу некачественной уборки города от снега зимой. Пришедший ему на смену Мавлиев сразу же дал понять, что для него очистка улиц — одна из главных задач. И хоть этой зимой без проблем тоже не обошлось, их было куда меньше, чем в прошлом году. Однако остались и другие проблемы.

Застройщики, отмечает Шайахметов, по-прежнему строят, где хотят, «как удельные князья», не создавая школ и детсадов, существует сильная привязка к региональному центру, сохраняются проблемы в сфере образования (например, отсутствие программ по работе с одаренными детьми), здравоохранения и других сферах.

— Раньше, когда были Ямалтдинов, Качкаев, Нугуманов, у города была более самостоятельная политика. Они отстаивали интересы города, у нас этого нет, — сказал экономист. — Акцент делается на пиаре, озвучивании маленьких побед. На многие большие проекты осваиваются бюджетные средства, но они не решают наших проблем.

Ратмир Мавлиев с женой, заместителями и Артемием Лебедевым в окружении артистов уфимского театра De Bufo

Ратмир Мавлиев с женой, заместителями и Артемием Лебедевым в окружении артистов уфимского театра De Bufo

Поделиться

Одним из важнейших вопросов экономист считает ситуацию на дорогах. Он отмечает, что в Уфе нет хорошего изучения транспортного спроса, что затрудняет организацию общественного транспорта. На этом фоне, например, закупка новых трамваев выглядит, по его мнению, неоднозначно.

— Они заявляют, что будут покупать новые трамваи, но для них нет транспортной инфраструктуры, — сказал он. — Отсутствие исследований не дает понять, где должны быть линии, а ведь трамвай — это очень дорогое удовольствие, чтобы он не был убыточным, нужно учитывать трафик.

Из-за плохой организации общественного транспорта в Уфе очень высокий уровень автомобилизации, при этом людям не хватает парковок, а сами дороги не справляются с нагрузкой. Ситуация дополнительно осложняется неудачной политикой в этом направлении, считает Шайахметов.

— Например, много говорят про Бельский мост, где арку поставят, старый переход отремонтируют. При этом более половины [трафика там] — это демчане, которые едут на работу, — отметил эксперт. — Если бы сделали мост, соединяющий Уфимский полуостров с Дёмой рядом с железнодорожным мостом, что напрашивается, то как минимум на треть сократилась бы загрузка Бельского моста и где-то на

20 % сократилась бы загрузка на монументе Дружбы. Если бы с Дёмы люди ехали с другой стороны вдоль железнодорожного моста с выездом на улицу Пушкина, то улицу Заки Валиди, где сейчас постоянно пробки, мы бы разгрузили.

Постоянные транспортные коллапсы в Уфе — прямое следствие неудачных решений предыдущих руководителей, считает Шайахметов. При Мавлиеве ситуация не стабилизировалась. Попытки пересадить людей из личных автомобилей в автобусы не увенчалась успехом, а местами даже сделали дорожную ситуацию еще хуже.

— Автобусные пробки, которые сейчас существуют, автобусные эти гонки — это зона ответственности города, — сказал эксперт. — Город разорвал трамвайное сообщение города, а вместо того, чтобы решать проблему, закупает автобусы. Ну их мы покупаем с 2018 года, а улучшения нет, даже наоборот.

Помимо этого в Уфе существуют и серьезные проблемы в сфере ЖКХ, отмечает Шайахметов. Одной из главных болевых точек в этой сфере является отопление, а точнее, цены на него — неспроста уфимцы так часто жалуются на платежки.

— Теплоснабжение у нас одно из самых дорогих в России, это зависит от той схемы, которую утверждает город. И когда у нас транспортировка тепла [идет от]

ТЭЦ-2 до исторического центра города — извините, это уже золотое тепло, — отметил он. — Транспортировка тепла в Уфе сейчас сопоставима по стоимости с производством тепла, так же не должно быть. Эти системные вопросы не решаются.

Слева направо: экс-мэры Уфы Рауф Нугуманов, Сергей Греков, нынешний глава города Ратмир Мавлиев и еще один предшественник Фидус Ямалтдинов

Слева направо: экс-мэры Уфы Рауф Нугуманов, Сергей Греков, нынешний глава города Ратмир Мавлиев и еще один предшественник Фидус Ямалтдинов

Поделиться

По мнению экономиста, в Уфе зачастую бюджетные средства тратятся на проекты, которые сулят сплошные убытки. Например, дорогостоящий Восточный выезд подразумевает расходы на содержание тоннеля, однако заявленная запланированная нагрузка в 20 тысяч автомобилей в день видится Шайахметову нереальной. Отражается этот подход и в том, как организованы уфимские общественные пространства.

— У нас они генерируют убытки, в успешных городах — доходы, потому что там власти всё считают и сразу продумывают, — полагает эксперт. — Как та же набережная — у Татарстана это хорошая зона доходности, у нас — суперзона убыточности. Проблемы нашей набережной начинаются с того, что там нет нормальной доступности, без этого она не будет развиваться, там нет автобусных остановок, потому что это тупиковая ветка для транспорта. Должна быть хорошая инфраструктура отдыха, а что у нас на набережной? Прогуляться, походить, и всё. На Казанской набережной — куча развлечений, доходных вещей, которые и позволяют зарабатывать.

В целом малый и средний бизнес в Уфе развиваются очень плохо, поскольку нет понятной системы повышения доходности, считает Шайахметов. Он отмечает, что экономия на налогах, различные льготы — это для небольших предпринимателей вторично.

— Система поддержки предпринимательства у нас строится на грантах, то есть мы бегаем за какими-то инвесторами, которые изъявят желание у нас вкладываться, но совершенно не создаем институциональные условия для развития бизнеса, — считает эксперт. — В Татарстане развивается проект, похожий на строящийся уфимский IQ-парк, очень успешный и дающий хорошие результаты. Потому что там прежде всего думают о предпринимателях, смотрят, что им нужно для стартапа. Там не идеально, по сравнению, допустим, со Штатами, но они тем не менее создали определенные экосистемы развития. А у нас под Центр предпринимательства отдали здание, предпринимательству это как-то по барабану. Лет 25 назад, когда проблемы с помещениями были, это, наверное, было бы для многих спасением, но сейчас другое время.

Политолог Дмитрий Михайличенко полагает, что Мавлиев «шел не туда, куда пришел», поскольку обстоятельства в стране вскоре после его назначения резко изменились, а у него и его близких были свои интересы.

— Его подготовка и, собственно, назначение произошли до СВО, экономическая конъюнктура в стране совершенно другая была, у него свои были интересы, планы, — считает он. — Тем не менее его назначили — на мой взгляд, здесь велика роль федеральных лоббистов татарстанского происхождения.

Политолог отмечает, что, на его взгляд, у молодого мэра Уфы недостаточно личных и профессиональных качеств, чтобы руководить таким городским хозяйством, как в Уфе.

— В плане профессионализма он до [экс-мэра Уфы Ирека] Ялалова не дотягивает, а с коммуникациями у Качкаева было намного лучше. Даже [другой бывший глава города Ульфат] Мустафин старался ни с кем не ссориться, и в этом он был мудр. С Грековым его сравнивать, наверное, не надо, потому что эта работа была вообще не его, — сказал Михайличенко. — Мавлиев начал с того, что испортил отношения с журналистским сообществом, показал, что он такой вот хозяин в плохом смысле этого слова. Больших достижений за год у него нет.

Высказался эксперт и по поводу активно обсуждавшейся в политических Telegram-каналах Башкирии версии о том, что между новым мэром и главой республики Радием Хабировым существует негласный конфликт.

— Конфликт — это, наверное, неправильное слово, — считает политолог. — Но он проявляет ненужную самостоятельность и идет кое-где вразрез [с действиями республиканского центра]. Будет обострять — это ему выйдет боком, там люди более профессиональные и более сильные. Плюс он обязан им подчиняться по нынешней иерархии.

Total
0
Shares
Связанные Посты
Читать далее

Прибытие императора и полный снос здания: 10 интересных фактов о железнодорожном вокзале Уфы

Рассказываем историю уфимского вокзала Фото: Тимур Шарипкулов Поделиться В Уфе не утихает скандал из-за ареста многолетнего руководителя главной…