«Будущее уже здесь» — так можно сказать про появление в Башкирии машин, которые для работы используют не бензин, а электричество. Они гоняют по нашим дорогам уже несколько лет, но лишь в последний год стала появляться инфраструктура для них — зарядные станции. Это значит, что есть спрос. Зачем вообще берут электромобили, как их обслуживать и что в них есть — на эти и другие вопросы UFA1.RU получил ответы от жителя Башкирии Владимира Сайранова, который занимается обслуживанием таких машин.
Зачем нужен электромобиль?
Важно разобраться в терминологии: электромобиль — это машина, которая работает на двигателе с электрической тягой, а электрокар — тележка с электроприводом. То есть в этом материале говорим именно об электромобилях.
Нужен он для того же, для чего и обычный (на бензине, газу) — для передвижения. Но машины на электричестве имеют важное преимущество — экологичность и отсутствие вредных выбросов. Хотя, признаться, выбросы всё же есть, нет ничего на
Первые попытки человека создать машину на электричестве были предприняты еще в
Разработка в XX веке началась именно потому, что нужна была альтернатива дорогому топливу, ну и забота об экологии тоже взяла свое.
— Tesla — это будущее. Это не просто автомобиль, это гаджет на колесах, можно сказать. Она превосходит все автомобили, ее не с чем сравнить. Ни один производитель не дошел до такого уровня, — говорит Владимир.
Он также рассказал о первых впечатлениях после того, как сел за руль такой машины.
— Когда приобрели первый электромобиль и как только начали на нём ездить, первый плюс для меня — когда заезжаешь-выезжаешь в гараж, нет грязи, запахов, масел, подтеков, выхлопных газов. Загонял-выгонял автомобиль — ни шума, ничего. Через полгода продали автомобиль на бензине, — говорит он.
Что же в Башкирии?
Транспорт есть, инфраструктура… это больная тема для многих автовладельцев.
— В сравнении с другими регионами мы… очень не очень… В Татарстане порядка 80 зарядных станций (быстрых) в одной только Казани, у нас 8 — и все в Уфе, — говорит Владимир, владелец Tesla.
Восемь — это еще много. Раньше не было ни одной — и хозяевам таких машин приходилось заряжаться от розетки в торговых центрах. Охрана такие приколы не одобряла и гоняла автолюбителей, те уезжали, но возвращались вновь. Но даже наличие общественных зарядок не упрощает заботы.
— На общественных зарядках не все могут заряжаться, потому что нужен специальный переходник, он в комплекте не идет. Здесь разъем «тип-2» — европейский стандарт, а у нас в основном «тип-1» — из Америки или Японии, — говорит Владимир.
Стоит такой кабель порядка 10 тысяч рублей, не каждый захочет тратить столько денег, тем более, как считает Владимир, владельцы Nissan Leaf — тоже электромобиля, но существенно дешевле Tesla. Есть и другая проблема: из-за малого количества зарядок бывает такое, что владелец Leaf приехал на станцию — а там уже всё занято Tesla. Загвоздка в том, что «Ниссану» для зарядки нужно меньше времени, чем «Тесле». То есть, можно было быстро зарядиться и поехать, но нет. Раньше в России работало зарубежное приложение, которое показывало занятость зарядных станций, но из-за санкций оно прекратило работу, а российский аналог не обладает теми же функциями, объясняет Владимир.
Заряжать можно и от обычной розетки, главное иметь переходник для нее. То есть, приехать домой, поставить машину на зарядку — совершенно обычное дело. Возникает логичный вопрос: если кабель торчит из машины, не захочет ли его кто-то украсть? Тот, кто знает принцип работы, — не захочет. Другой долго не выдержит — будет дергать, пытаясь вытащить его, а он вытаскиваться не будет, пока машина заблокирована.
В числе общественных зарядок есть «быстрые» и «медленные». Первые заряжают буквально за полчаса, а вторые — могут простоять и всю ночь, и целые сутки (при этом Leaf может зарядиться за 6–8 часов). За час можно зарядить запас хода примерно на 40 километров.
У быстрых зарядок, помимо очевидного преимущества, есть недостаток — они вредят батарее.
— Батарейка страдает больше от перегрева и если заряжать в замороженном состоянии. Зимой батарею нужно подогревать, а летом — охлаждать, — поясняет Владимир.
Владимир рассказал о случае в 2021 году, когда один из первых владельцев Tesla в Уфе пытался добиться от торговых центров в городе установки зарядной станции. Он ездил по ТЦ и предлагал им установку — мол, и нам хорошо, и вам неплохо, но все отказались.
Таким образом инфраструктура в Башкирии развита не очень хорошо. Зарядки как бы есть, но как бы нет.
Куда можно доехать на электромобиле из Уфы?
Если взять текущие погодные условия в Башкирии, то батареи хватит на 600 километров. Но это самый максимум, то есть, в среднем это около 200–400 километров. Минимум — километров 50.
Предположим, что бортовой компьютер показывает запас на 600 километров. Едем из Уфы в Казань — 530 километров. Ну а если этого не хватит — в Татарстане можно будет подзарядиться. В 240 километрах от Уфы будет Мензелинск, а в 280 — Набережные Челны, в 320 — Елабуга и в 340 — Нижнекамск. В том районе городов много — зарядка где-нибудь да найдется.
Кроме того, можно же и от розетки. Где ее взять? По словам Владимира, услуги по заряду автомобилей предлагают различные придорожные сервисы и кемпинги.
— Знаю людей, которые ездят из Уфы в Казань, работают там и тут, ездят между городами, — говорит Владимир.
Таким образом,
Как обслуживать такие машины?
Может показаться, что на электромобиль нужны особые запчасти — однако нет. На деле же условная Tesla использует подвеску и другие технические части от иномарок вроде Mercedes, а электроника — это обычный компьютер. Специалисты по ремонту электрической части есть как в Башкирии, так, например, и в Москве — они могут удаленно подключиться к системе и всё сделать. Бояться за блокировку из-за санкций тоже не стоит. Эксперты считают, что предприниматели на такое не пойдут, а если и да — то у нас найдутся специалисты, которые смогут всё разблокировать.
— Электрический автомобиль обслуживается обширно. Там есть масло — в редукторе, где трущиеся механизмы, но оно там не в таких объемах, как в ДВС. Его там меньше. Менять надо, но с большим интервалом. Есть тормозная жидкость, охлаждающая — она отвечает за охлаждение двигателя, зарядного модуля. Тут не такие температуры, как в ДВС — 90–100 градусов. Максимум 30–40 — и это летом, — поясняет Владимир.
Запчасти ходовой части есть практически в любом магазине — но это лишь касается того же Nissan Leaf, а для Tesla есть у крупных организаций, которые занимаются поставками по России.
— Есть хорошие запчасти китайского, корейского производства, всё это продается за разумные деньги. Если взять Tesla, то она в плане обслуживания будет даже дешевле некоторых европейских автомобилей премиум-класса, — добавляет владелец электромобиля.
Ну и еще отдельный момент: зимой нет необходимости прогревать авто.
— Салон, если греть, печку включил — и через минуту она [машина] уже дует горячим воздухом. Если говорить про батарею, то машина сама будет ее прогревать — при наличии терморегуляции. И ночью она будет прогревать, поддерживать температуру, и во время езды. Не нужно будет ждать, когда она согреется, — утверждает Владимир.
Кроме того, машину можно завести и дистанционно — через приложение. Нажал пару кнопок — и через пару минут садишься уже в прогретый автомобиль, который готов ехать.
— Если обогрева на автомобиле нет, то холодная батарейка по-любому включится, если это не сильный мороз. В противном случае машина защитит себя и скажет: «на улице очень холодно, я никуда не поеду». Такое крайне редко бывает, — утверждает владелец Tesla.
То есть поехать на машине, у которой холодная батарея, можно, но она будет быстро разряжаться, как аккумулятор на телефоне.
— Если прогнозируется порядка 150 километров, но если батарея холодная, то за первые 50 километров она разрядится примерно наполовину, а потом уже будет медленнее, когда разогреется. Есть и «народный метод»: установить автономный обогреватель к батарее, люди ездят на Севере с таким обогревом, — добавил Владимир.
И еще про зарядку: как уже говорилось ранее, зарядить машину можно и от обычной розетки дома (главное иметь переходник). Главный вопрос: а сколько это будет стоить?
— Чтобы мне проехать условно 100 километров, мне нужно зарядить порядка
«Это гаджет на колесах»
Tesla Model S, на которой мы с Владимиром проехались по Уфе, оснащена двумя экранами в салоне. На первом — приборная панель. Там отображаются все основные показатели вроде скорости, заряда батареи и запаса хода, пробег, потребление электричества. Но эта панель настраивается кнопками на руле — и там можно отобразить давление в колесах, музыка, навигация и другое.
На месте магнитолы установлен большой экран — так называемый «планшет».
— Здесь у нас полный функционал, начиная с печки, — включаются все обогревы, в том числе сидений (даже задних). Полное управление автомобилем производится через данный планшет: можно открыть люк, установить, на сколько процентов открыть, настройки различные, настроить автопилот, освещение, тут основное программное обеспечение, есть датчики давления, возможность поставить режим буксира, домкрата. Всё управление через этот планшет, — поясняет Владимир.
Более того, в машине установлены камеры по всей ее площади, на всех сторонах: спереди, по бокам, сзади. Можно видеть, что происходит вокруг. Также камеры помогают парковаться задним ходом, на экране есть не только вид того, что происходит позади, но и прочерчивается траектория, по которой лучше парковаться.
Камеры помогают машине работать в автономном режиме. Грубо говоря, это автопилот. Однако в России по ряду технических причин он работает не в полной мере. Машина может считывать разметку на дороге и строго по ней ехать, а также различать сигналы светофоров и дорожные знаки, видит машины вокруг и пешеходов. Пока мы ехали, впереди едущий автомобиль решил свернуть и, видимо, не включил поворотники — в этот момент машина подала сигнал с требованием сбросить скорость. То есть система подумала, что едущий впереди резко затормозил.
Машина может ехать сама, но есть несколько правил для этого: человек должен быть за рулем и придерживать его, чтобы в случае чего быстро вмешаться. На какое-то короткое время можно не трогать руль, но вскоре машина начнет подавать сигналы, от которых, как подметил Владимир, хочется поскорее взяться за управление.
Есть и минус в этом бортовом планшете: туда автоматически подгружаются карты, но интернет работает плохо из-за разных диапазонов сотовой сети.
— В Америке нет 2G, 3G, только LTE. Их модем здесь не все сигналы принимает, подгрузка карт идет с запозданием. Решение — устанавливается европейский модем, он не так дорого стоит, ставится сим-карта, всё работает, — поясняет Владимир.
Он добавил, что в крайнем случае машине можно раздать интернет с телефона — и тогда всё будет работать прекрасно.
И еще об одной особенности таких машин. Возникает резонный вопрос: куда девать батарею, которая уже не годится для использования? К счастью, производители часто используют литий-ионные аккумуляторы, которые в России научились перерабатывать. Есть несколько предприятий такого рода, в том числе в Новосибирске и Челябинске. Была информация, что Росатом строит завод по переработке в Калининграде. Так что всё это можно сдать на переработку.