С начала февраля по школам Башкирии прокатилась волна травли: были и агрессия от ровесников, направленная на ребенка через его родителя, и драки с нокаутами, и третьеклассники с ножами. В субботу стало известно и о новом случае: семиклассники заставили своего знакомого раздеться перед камерой и делились видеозаписью с другими.
Всё это — проявления школьного буллинга, с которым, по данным ТАСС на 2022 год, сталкивается 55% детей, при этом треть из них старается держать случившееся в тайне от взрослых.
UFA1.RU собрал в одном материале четыре истории из разных школ и поговорил с психологом, чтобы понять, как бороться с буллингом и как на это влияет «одобрение агрессии».
Кибербуллинг от пятиклассников
9 февраля стало известно об одном из случаев школьной травли: несколько месяцев назад 25 пятиклассников создали группу в соцсетях, где оказался и родитель одного из их ровесников. Ребенок хорошо учился и занимался в хоккейной секции, поэтому одноклассники считали его белой вороной. В чате они писали родителю ребенка неприятные и грубые вещи.
В итоге отец решил перевести своих детей в другую школу, чтобы избежать дальнейшей травли. Школа же пыталась замять дело об опасных «играх» своих учеников, а последующие «индивидуальные беседы», как рассказали в Курултае, не возымели должного эффекта.
Позже детский омбудсмен Башкирии Ольга Панчихина рассказала UFA1.RU, что мальчик был новеньким в коллективе и ребятам непросто было его принять. К этому добавился и стресс от перехода из младшей школы в старшую. По словам эксперта, с родителями школьников поговорили представители управления образования.
— Родители были в недоумении, что на такое способны дети, это однозначно серьезная ситуация, что их дети принимают в таком участие. Мы долго разговаривали, почему так случилось, что буллинг в отношении ребенка осуществили через взрослого. Каждый родитель для себя сделал вывод, — говорила Панчихина.
Также она рассказала, что случаи школьной травли никогда нельзя замалчивать.
— Когда речь идет о буллинге, нужно вскрывать нарыв, ставить в известность классного руководителя и руководство школы, пресекать на корню. Важно сразу открыть всю ситуацию всем, помогать и тому, кого травят, потому что это могут быть тихие, молчаливые дети, и тем, кто молчит и не вмешивается, иначе происходит поддержка силы, — рассказывала Ольга Панчихина.
После того как о случившемся стало известно, в Курултае решили создать рабочую группу, которая будет помогать школам избавиться от «детского экстремизма». Казалось бы, это счастливый конец. Но, увы, следом появилась новая история.
«Нокаут» в ответ на провокацию?
Следующий случай насилия в стенах школы случился в Мелеузе — в соцсетях появилось видео, где один из школьников отправляет в нокаут своего сверстника прямо во время перемены. На кадрах видно, как ученик, прогуливаясь по коридору, получает два удара ногой от сверстника, после которых он падает на пол.
Директор школы Юрий Зайцев рассказал UFA1.RU, что на видео попал лишь кусочек драки. По его словам, ребята противостояли друг другу и боролись, потом один из них попытался уйти от конфликта, но получил удар по голове.
— Такое случается очень редко, но в данном моменте у ребят была неприязнь друг к другу. Тот, который упал, постоянно дразнил другого. В один из таких моментов схватились, боролись, потом разошлись, но в белом мальчик внезапно ударил его ногой. Через полчаса пригласили родителей, травм никаких обнаружено не было, — прокомментировал Юрий Зайцев.
Директор рассказал, что школьники долгое время недолюбливали друг друга. Мальчик, который получил удар, по его словам, регулярно дразнил оппонента, и тот вышел из себя. После опроса участников драки выяснилось, что семиклассник ехидно улыбался старшему товарищу, что спровоцировало школьника, и это привело к драке.
Родителям пострадавшего мальчика предложили написать заявление в полицию, но взрослые разошлись с миром.
— Мы за ними наблюдаем, вроде бы всё нормально, больше таких моментов нет. Я вам скажу, это первый раз в моей практике. К сожалению, сейчас есть дети, которые вместо того, чтоб разнять, делают так, чтобы можно было что-то снять и выложить. Это явно звоночек в нашем воспитании, — резюмировал директор.
UFA1.RU поговорил об этой истории с детским омбудсменом Ольгой Панчихиной. По ее мнению, даже если со стороны нападавшего это были попытки прекратить провокации, такой случай всё равно заставляет задуматься.
— Всё равно, когда один бьет другого, неважно, физически или психологически, это всегда неправильно, — начала детский омбудсмен. — Да, сказали, что ребята тогда там же сразу и помирились, и урегулировали. Тем не менее работу нужно продолжать дальше. Мы видим, что один из них применял чуть ли не приемы единоборства. Лучше эту агрессию направлять в мирное русло и проявить себя на ринге, нежели проявлять свои таланты в школьном коридоре.
Эксперт считает, что такие ситуации дают пищу для размышлений родителям: им нужно учиться оперативно реагировать на мельчайшие проявления агрессии в характере ребят. Разговаривать же нужно не только с озлобленными подростками, но и с теми, кто не может оценить ситуацию и выводит из себя другого человека.
— С одной стороны, это неправильно, а с другой — как себя вести? «Они дерутся один на один, а мы не будем лезть», — считают многие. Но важно, чтобы всегда были люди, которые всегда могли бы вовремя остановить ту или иную сторону. Мы видим, что подобные специалисты уже существуют в школах, те же психологи, которые помогают детям самим учиться разбирать свои же конфликты. Это надо, чтобы ребята сами поняли, что они сделали не так, — рассудила Ольга Панчихина.
По мнению омбудсмена, драки и буллинг в школах случаются из-за того, что не все дети понимают, как можно проявить себя: либо нет понимания в семье, либо нет мест, где можно высказаться и самовыразиться. Так появляется нерастраченная энергия, которую нужно куда-то направить.
Третьеклассник с ножом для пластилина
Однако не все истории — о подростках. Уже 16 февраля в редакцию UFA1.RU обратились родители третьеклассников из центра образования № 114. Они поделились историей, которая их встревожила: в начале недели мальчик пришел на уроки с ножом и угрожал зарезать 9-летнюю девочку.
По словам родителей, школьные учителя знали о случившемся, но надеялись замять дело. Они рассказали, что история началась 12 февраля — тогда мальчик отправил ученице голосовое сообщение, в котором говорил, что «зарежет ее».
— [На следующий день, 13 февраля] на перемене в классе достал нож и начал угрожал своей однокласснице, что убьет ее, — говорили обеспокоенные родители. — На данный момент этот ученик как ни в чём не бывало продолжает посещать школу. Требования родителей снять ученика с уроков были проигнорированы. Девочка боится идти в школу, у нее начались проблемы со здоровьем на нервной почве. Учитель пытается всё это замять. Родители боятся за жизнь и здоровье своих детей.
Директор центра Фагима Мухарлямова отказалась давать UFA1.RU комментарий и бросила трубку, больше на звонки она не отвечала. Зато на разговор согласилась Ольга, мать девочки, которая теперь боится ходить в школу. Женщина также подтвердила, что ребенок угрожал ее дочери расправой.
— Я об этом узнала только вечером, когда дочь пришла со школы, — сообщила она UFA1.RU. — Она разревелась после этих угроз, мы с ней всю ночь проплакали. Мама друга дочери показала мне сообщения из чата, где только дети. Там этот мальчик писал в адрес моей дочери: «Я тебя зарежу».
Родительское собрание по этому поводу прошло только спустя три дня, когда к директору обратились представители СМИ. Но с журналистами она так и не стала общаться.
— Без комментариев, — сказала она, когда ей в очередной раз позвонили из UFA1.RU, и в очередной раз бросила трубку.
На следующий день, 17 февраля, чтобы разобраться в конфликте, в школу приехал Раиль Асадуллин — руководитель комитета Курултая по образованию, культуре, молодежной политике и спорту. Он приехал туда вместе с начальником районного управления образования, поговорил с родителями и педагогами. Он поделился с UFA1.RU, как увидел эту ситуацию.
— Могу сказать, что мы слишком выпукло представили события, которые нужно было сначала очень внимательно и спокойно проанализировать. Такие события требуют тишины в анализе, иначе можно получить обратный эффект, — рассказал Асадуллин. — Тот мальчик — отличник, добросовестный и спокойный ученик. Никаких нарушений в поведении за ним раньше не замечали. Это отмечают и другие учителя.
По словам Асадуллина, у всех учителей эта история вызвала шок.
— Педагогический коллектив обсудил случай в Химках (7 февраля ученица пятого класса химкинского лицея напала с ножом на сверстницу, девочка была серьезно ранена. — Прим. ред.), учителей просили быть внимательными к любым, самым малым проявлениям недружественных отношений между ребятами, — успокаивал Асадуллин.
Также он рассказал, что мама мальчика — член родительского комитета, которая активно участвует в жизни школы. Переживания затронули и ее.
— Что касается ножа, то он оказался пластиковым, синего цвета ножичком, которым обрабатывают пластилин во время лепки, — рассказал Асадуллин. — Здесь не было угрозы. Ножик выпал случайно, когда ребята играли в перерыве между уроками. Упал портфель, оттуда выпал ножик. [Дети] увидели. И потом произошло то, что могло произойти на фоне впечатлений после происшествия в Химках. Я полагаю, что родители учили [детей] тому, как правильно себя вести в экстремальных ситуациях. Поэтому, увидев этот пластиковый нож, они восприняли сложившуюся ситуацию чересчур эмоционально, — предположил Асадуллин.
Он считает, что мама девочки поступила правильно и «сделала всё необходимое, чтобы учителя были более внимательны к атмосфере, существующей в классах». Асадуллин рассказал, что с детьми работают психологи, а темы классных часов пересматриваются.
— Принято решение о дополнительных мерах, которые позволят выстроить доверительные отношения между детьми, будут способствовать формированию дружбы и взаимной поддержки, — сказал он. — Меня просили не разговаривать сегодня с мамой мальчика — она очень сильно переживает за поведение сына. Она и мальчик принесли извинения девочке и ее маме.
По словам Асадуллина, семья мальчика прислушалась к просьбе матери девочки — следить, чтобы ребенок меньше играл в компьютерные игры, а также проверять вещи, которые дети берут в школу, больше общаться с мальчиком. Однако на голосовое сообщение, которое напугало родителей, депутат отреагировал иначе.
— Мама девочки прислала мне запись, которую направил мальчик. Я и мои коллеги несколько раз прослушали содержание слов и пришли к выводу, что они высказаны без злого умысла. Но в то же время они есть, и они не могли не вызвать волнения у ребенка, — рассказал он.
Также Асадуллин рассказал, что классная руководительница считает, что нужно проводить больше мероприятий, которые будут отвлекать детей от компьютерных игр. Депутат солидарен с классным руководителем во мнении, что «виртуальная реальность мало способствует социализации детей, очень часто формирует у них сценарии нежелательного поведения». Он отметил, что мальчики часто увлекаются стрелялками, но привести конкретный пример вредоносных видеоигр не смог.
— Их очень много, включите компьютер — и вы сами в этом легко убедитесь. Работа по анализу сложившейся ситуации в школе продолжается. Свое слово наверняка еще скажут правоохранительные органы. Мы свою работу также будем продолжать, подключая авторитетных психологов и социальных работников, — заверил он.
Но на этом череда школьных драм не закончилась. В субботу, 18 февраля, Уфа узнала о новом случае травли, который связал сразу три городские школы, одна из них — снова центр образования Фагимы Мухарлямовой.
«
Завели в туалет и заставили раздеться на камеру»
Источник UFA1.RU рассказал, что ребята из трех учебных заведений угодили в скандал. По его словам, хулиганами оказались двое ребят: из 88-й школы и центра образования № 114 (в котором ранее уже случился инцидент с третьеклассником и ножом).
По данным источника, ребята завели своего ровесника-семиклассника в туалет торгового центра «Планета» и заставили раздеться, снимая всё на камеру. Видеозапись они рассылали своим одноклассникам. UFA1.RU связался с директорами всех учебных заведений, но комментарий дала только Ольга Ануфриева, директор 88-й школы.
— Необходимые профилактические работы с ребенком проводятся. Ежедневно с детьми проводятся беседы о толерантности, терпимости, — рассказала она и положила трубку.
Также UFA1.RU стало известно, что мальчик из 88-й ранее уже был уличен в кибербуллинге: по словам источника, он начал следить за перемещениями одноклассника в мобильном приложении.
— Ранее мальчик установил «родительский контроль» на телефон одноклассника и следил за его передвижениями и действиями, а потом сливал эту информацию одноклассникам, которые потом это обсуждали, — рассказывает источник.
Тот случай закончился хорошо: провели собрание, руководство школы разобралось с ситуацией, и в полицию звонить не пришлось. На этот раз всё иначе — мать пострадавшего мальчика написала заявление в полицию, МВД начало проверку, а после публикации в СМИ в дело вмешался и следком.
Впрочем, уголовная ответственность школьнику не грозит — он еще не достиг соответствующего возраста. Но о результатах проверки поручил доложить глава следкома России Александр Бастрыкин. Об этом стало известно 19 февраля.
— Также сообщается и о других нарушениях, связанных с нарушением неприкосновенности частной жизни несовершеннолетнего, — сообщили в Следственном комитете Башкирии. — Следователями совместно с сотрудниками полиции организован комплекс проверочных мероприятий с целью правовой оценки ситуации и установления всех причин и условий, способствующих произошедшему.
К разбирательству подключились не только правоохранители, но и специалисты городской администрации. Об этом UFA1.RU рассказал депутат Курултая Раиль Асадуллин. В понедельник, 20 февраля, провели встречу с директорами школ, и, по словам Асадуллина, они переживают из-за случившегося и надеются, что принимаемые меры не отразятся на психике троих ребят.
— После разговора открылся ряд новых обстоятельств. Во-первых, надо сказать, что физического воздействия никто не оказывал. Съемку затеял один из мальчиков, второй уговаривал этого не делать, а после школы с большими переживаниями всё рассказал своим родителям, — рассказал депутат.
Видео, которое мальчики показывали своим одноклассникам, вскоре заметила и классная руководительница. По словам Асадуллина, она не только остановила просмотр, но и объяснила школьникам, что эти поступки неэтичны.
Иллюзия одобрения агрессии
UFA1.RU поговорил с деканом факультета психологии БашГУ Ириной Хох, чтобы узнать, как избежать буллинга и что делать родителям, учителям и детям, чтобы остановить травлю. Эксперт подчеркнула, что главной причиной буллинга является агрессия в окружающем мире.
— Главным фактором на сегодняшний момент, почему участились случаи буллинга, — это обилие агрессии в окружающей действительности, — начала Ирина Хох. — Количество фильмов-боевиков, фильмов-детективов и других, где демонстрируется агрессия; компьютерные игры с милитаристским сюжетом, где есть противник и его нужно убивать; агрессия на дорогах, так называемые дорожные войны; агрессия в семье; агрессия на политической арене… Всё перечисленное косвенно создает иллюзию одобрения агрессии, в том числе и для детей, подростков.
Если для взрослых людей причины возникновения буллинга как явления понятны, то для ребенка такая ситуация становится большим секретом — физическая агрессия может стать ответом на оскорбления или насмешки. Эксперт объяснила, почему детская психика работает именно так.
— Ребенок, против которого ведется травля, не всегда обладает личностными ресурсами противостоять данному явлению, поэтому пользуется тем, что умеет, например драться, — рассказывает психолог. — Тем более если в травле участвует группа детей (подростков) или агрессоры старше и сильнее его.
По мнению Ирины Хох, у ребенка нет большого опыта противостоять целому коллективу. К тому же, как правило, жертве буллинга не приходится ждать поддержки от других ребят — из-за влияния группы людей она либо носит скрытый характер, либо минимальна.
Поэтому эксперт считает, что в классах, где между ребятами вспыхнул конфликт, работу нужно проводить не только с жертвой и агрессором, а со всеми ребятами сразу. Но и здесь эксперт видит несколько проблем со стороны преподавателей.
— Работа с буллингом — это работа со всем классным коллективом, который болен, поражен таким негативным социальным явлением. Причиной [неудачи] является делегирование полномочий классного руководителя в управлении учебным коллективом кому-то из детей, а он начинает упиваться властью, либо неумение учителя реализовать эту деятельность, либо его элементарная загруженность и нежелание, — рассказала психолог.
Она сделала вывод, что остановить буллинг может помочь только комплексная работа со всем коллективом, которой будут заниматься и учителя, и родители, и инспекторы полиции, а также комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав.
Также Ирина Хох объяснила, как вести себя ребенку, если он столкнулся с травлей и издевательствами. Главное правило — рассказать взрослому.
— Обязательно ребенку-жертве нужно обнародовать взрослым, что его травят. Если администрация образовательной организации проигнорирует обращение родителей ребенка-жертвы, то можно трактовать это как оставление ребенка в опасности. Они в стенах школы отвечают за сохранность физического и психического здоровья ребенка и его психологическую безопасность, — объяснила психолог.
Также она посоветовала родителям обращаться к администрации школы — завучу и директору, поскольку ситуация с расстроенным и загнанным в угол ребенком может закончиться печально.
— Последствия могут оказаться крайне трагичными — вплоть до суицидальной попытки ребенка, которого буллят. Также для жертв травли могут быть такие последствия, как нарушение сна, аппетита, депрессивное состояние, самоповреждения, — перечислила эксперт. — Наиболее опасен в таким случаях кибербуллинг, так как он не прекращается с уходом ребенка из школы, а продолжается практически круглосуточно: виртуальная действительность для современного школьника важнее, чем реальность.
Учителя себя успокаивают
В качестве главного врага борьбы с буллингом Хох назвала стереотипы: именно они мешают детям рассказывать о травле, родителям — поддерживать их, а учителям — не пытаться замять неприятный случай.
— Учителя часто находятся под воздействием стереотипов, которые действуют как самоуспокоение: «Это же дети, они всегда конкурируют между собой» либо «В классе есть неприятный ребенок, который своим поведением, внешним видом провоцирует такое к нему отношение…» — говорит психолог. — Но проблема гораздо сложнее и многограннее: это ценность собственной жизни, ценность личных границ, ресурсы совладания и преодоления трудных ситуаций.
Как же не воспитать в ребенке жертву или, наоборот, агрессора? По мнению Ирины Хох, здесь родители должны установить доверительные отношения с ним, чтобы помочь определиться с занятиями, которые позволяют ребенку выражать себя без всплесков настроения и желания причинить боль другому.
— Важно искать полезную деятельность для подростка, повышать ценность определенных личностных качеств ребенка, давать обратную связь по всем трудным для него вопросам. Быть вместе с ребенком в то время, в которое он в нас, взрослых, нуждается, но не жить вместо него, — рассудила эксперт.
Психолог подчеркнула, что для ребенка трансляторами окружающего мира и личным примером становятся взрослые, которые его окружают. Поэтому он должен получать от них должное внимание, которое позволяет почувствовать, что он защищен, выслушан и принят ими вместе со всеми слабостями и трудностями.