Сегодня, 15 февраля, в социальных сетях появилось видео, на котором два ученика 7–8-го классов устроили драку прямо в коридоре школы
Напомним, на кадрах, утекших в Сеть, видно, как один из учеников 8-го класса нанес два удара ногой по лицу своего сверстника. Последний прилетел с «вертушки», из-за чего ребенок упал, стукнувшись головой о парту. Немногим позже мы опубликовали полную версию ролика, где видно, что перед этим подростки активно боролись и пострадавший размахивал кулаками не меньше старшего товарища.
Как рассказала Ольга Панчихина, она уже связалась с руководством школы и обсудила ситуацию. Как оказалось, подростки действительно столкнулись на фоне личной неприязни. Мальчик, получивший удар ногой, утверждал, что сверстник его задирает, а тот — что всего лишь пытался пресечь кривляния и прочие провокации со стороны пострадавшего.
— Всё равно, когда один бьет другого, неважно, физически или психологически, это всегда неправильно, — начала детский омбудсмен. — Да, сказали, что ребята тогда там же сразу и помирились, и урегулировали. Тем не менее работу нужно продолжать дальше. Мы видим, что один из них применял чуть ли не приемы единоборства. Лучше эту агрессию направлять в мирное русло и проявить себя на ринге, нежели проявлять свои таланты в школьном коридоре.
Также собеседница отметила, что нередки случаи, когда агрессия может исходить от ребенка не беспричинно. Например, в данном случае нападавший ребенок отметил, что оппонент его систематично провоцировал, кривлялся и передразнивал. В таких случаях, по мнению эксперта, взрослым надо оперативно реагировать даже на малейшее проявление такой черты характера в детях. Разговаривать нужно не только с озлобленными подростками, но и с теми, кто не может здраво оценить ситуацию и намеренно выводит сверстника из себя.
— Мы со всеми побеседовали, да, но это же можно было сделать раньше! Такие вещи необходимо пресекать сразу, на корню, — сказала специалист.
Также Ольга Панчихина выделила и другую сторону конфликта — вольных наблюдателей. По ее словам, в последнее время количество случаев, где зрители не разнимают драку, а наоборот, подначивают ребят, снимая на телефон, заметно увеличилось.
— С одной стороны это неправильно, а с другой — как себя вести? «Они дерутся один на один, а мы не будем лезть», — считают многие. Но важно, чтобы всегда были люди, которые всегда могли бы вовремя остановить ту или иную сторону. Мы видим, что подобные специалисты уже существуют в школах, те же психологи, которые помогают детям самим учиться разбирать свои же конфликты. Это надо, чтобы ребята сами поняли, что они сделали не так, — рассудила Ольга Панчихина.
Также эксперт отметила, что причин такого поведения у подростков много, однако чаще всего их две: особенности пубертатного периода и отсутствие в городе свободных пространств, где дети могли бы проводить свое свободное время, не боясь осуждений.
— Пятые — девятые классы — один из трудных возрастов, когда всё воспринимается в штыки, — заявила омбудсмен. — Даже если был покладистый ребенок в начальной школе, то в подростковые годы он может стать полной противоположностью. Им нужно давать возможность высказываться, слушать их. Поэтому пространства, где они это могут делать, очень важны. Им просто необходимо пускать энергию в мирное русло, они заявляют о себе, проявляют свое самовыражение, поэтому важно принимать их такими, какие они есть.
Сейчас Ольга Панчихина активно занимается развитием подобных пространств: например, запустила программу, благодаря которой подростки могут получить грант на развитие своего опенспейса. Такой, например, есть уже в ТК «Центральный». Туда ребята могут приходить, смотреть кино, заниматься и получать всё то, что может быть необходимо современному подростку.
Напомним, ранее ученики 5-го класса одной из уфимских школ создали свою группу и травили там отца своего товарища. Решением этого вопроса также занималась детский омбудсмен Башкирии.