Пятиклассники одной из уфимских школ создали свою группу и травили там отца своего товарища, а школа несколько месяцев это скрывала. О проявлениях школьного буллинга рассказали глава комитета по молодежной политике и спорту Курултая Раиль Асадуллин и детский омбудсмен Башкирии Ольга Панчихина.
— У нас в республике идут массовые явления, связанные с «детским экстремизмом». В уфимской школе 25 пятиклассников создают свою группу, в эту группу каким-то образом заводят родителя ученика, который отлично учится, занимается в хоккейной секции, то есть для них он белая ворона, — рассказывает Асадуллин. — Если прочитать, что они там пишут отцу одноклассника, это рецидивисты, которые отсидели несколько лет, а это пишут пятиклассники.
Травля продолжалась несколько месяцев, и в конце концов отцу пришлось перевести своих сына и дочь в другие учебные заведения. Асадуллин рассказал, что школа пыталась держать «игру» в тайне. Также, по его словам, с четырьмя зачинщиками травли только провели индивидуальные беседы, что «сотворило из этих “героев” кумиров среди других детей».
UFA1.RU обратился к детскому омбудсмену Ольге Панчихиной, чтобы узнать, как сейчас дела в школе. Она рассказала, что ситуация находится на контроле и в школу выезжали сотрудники городского и районного управлений образования и обсудили случившееся с родителями.
— Родители были в недоумении, что на такое способны дети, это однозначно серьезная ситуация, что их дети принимают в таком участие. Мы долго разговаривали, почему так случилось, что буллинг в отношении ребенка осуществили через взрослого. Каждый родитель для себя сделал вывод, — рассказывает Панчихина.
Также омбудсмен упомянула, что ребенок, который подвергся травле, был новеньким в коллективе, и детям было тяжело к нему привыкнуть. Добавился и другой стресс — переход из младших классов в старшие.
— В каждой школе 5-й класс — это новая жизнь, здесь очень важно, чтобы учитель видел и поддерживал ребят. Они перешли из начальной школы, и тут другие условия, некоторым сложно адаптироваться, — объясняет омбудсмен. — Новый ребенок в классе — это всегда изменение ситуации, поскольку уже есть сформировавшийся коллектив. Детям кажется, что они команда, они проучились вместе, а здесь всё новое, приходится подстраиваться под новых учителей. И важно, чтобы педагоги знали, какие это ребята: когда учитель передает начальный класс в старшую школу, он должен давать характеристику, насколько дети дружные.
Омбудсмен подчеркнул, что проблема «замалчивания» конфликта может быть связана с тем, что родительские собрания со времен пандемии начали проводиться в онлайн-формате и некоторые школы до сих пор от этого не отошли.
— Когда речь идет о буллинге — нужно вскрывать нарыв, ставить в известность классного руководителя и руководство школы, пресекать на корню. Важно сразу открыть всю ситуацию всем, помогать и тому, кого травят, потому что это могут быть тихие, молчаливые дети, и тем, кто молчит и не вмешивается, иначе происходит поддержка силы, — рассказывает Ольга Панчихина.
Чтобы такие случаи не повторялись, по мнению омбудсмена, школа не должна ограничиваться только индивидуальными беседами, особенно если конфликт накаляется.
— Индивидуальные беседы очень важны, но когда дело заходит так далеко и вовлечено столько детишек, нужна помощь психологов и специалистов, встречи с администрацией. Родителям нужно рассказывать об особенностях возраста их детей, приглашать специалистов, чтобы они могли посоветоваться.
По мнению омбудсмена, в школах должны быть регламенты, как урегулировать ситуацию. В заведении, где случилась травля, такой регламент выполнили, но не так эффективно, как этого хотели родители.
— Прослужив в системе образования 50 лет, я не представлял, что такое возможно в школе, чтобы мои коллеги-учителя это скрывали, — говорит Раиль Асадуллин. — Причем часть из них скрывали, боясь родителей, потому что есть родительский экстремизм по отношению к учителям, много примеров, — отметил глава комитета.
Также Асадуллин упомянул, что Минобр Башкирии заявляет, что ему некогда решать вопросы муниципальных школ. С другой стороны — инспекции по делам несовершеннолетних, но они занимаются не профилактикой, а решением последствий.
Ранее в Минобре рассказали, когда начнется прием в первый класс и кто имеет приоритет. Напомним, UFA1.RU обсуждал с психологом, как пережить школьный буллинг.