Сыграть интересную роль, снять гениальный фильм, написать уникальный сценарий и получить признание — многие мечтают о том, чтобы связать свою жизнь с киноискусством. Одно дело, если вчерашний выпускник школы сразу выбирает творческий вуз. А что делать, когда у вас диплом экономиста, филолога, маркетолога, который дает стабильную работу, но затягивает в офисную рутину, а душа требует творчества? Путь на вершину киношного олимпа кажется тернистым, страх оступиться не дает сделать шаг и круто поменять свою жизнь. Но если, несмотря ни на что, вы не теряете надежду исполнить заветное желание попасть в мир кино, просто не знаете, с чего начать, то эта статья — для вас. UFA1.RU узнал, где в Уфе учат азам кинодела, поговорил с признанными в индустрии мастерами, которые родились в Башкирии и достигли высот общероссийского масштаба, и вдохновился примером уфимца, который после выхода на пенсию начал карьеру в искусстве.
Кузница талантов
Бесспорно, Башкирия славится творческими людьми. Сразу вспоминаются рок- и рэп-исполнители, весомые персоны в мире моды, спорта и финансов. В списке актеров — уроженцев РБ — блистательная Инна Чурикова, молодые, но уже известные Матвей Зубалевич («Молодежка», «Папины дочки», «Глухарь», «Дерзкие дни», «Физика или химия»
Продюсер Роксана Санкина и режиссер Виталий Дудка — уроженцы Уфы, основавшие компанию DUDKA FILMS. Они сняли новеллу «Кто там?» с топовыми российскими актерами и в мае этого года презентуют фильм «Юра дворник», основанный на реальной истории уфимца Юрия Ветлугина. Виталий Дудка, кстати, сыграл в фильме роль оператора уфимского телеканала.
Перечислять все фильмы, снятые на киностудии «Башкортостан» имени Амира Абдразакова за тридцать лет ее существования, не станем, их более ста. Студия не только снимает собственные проекты, но и помогает другим компаниям делать кино. Большое внимание там уделяют экранизации произведений местных писателей.
Прославляют башкирскую культуру на федеральном уровне местные компании, например «Живая лента». Ее создатель Булат Юсупов, режиссер, сценарист и продюсер, снял картины «Бабич», о жизни и творчестве народного поэта республики Шайхзады Бабича, и «Дневник поэта» — про Рами Гарипова. Кстати, этот фильм стал в феврале главной сенсацией и триумфатором международного кинофестиваля «Свой путь». В списке работ режиссера — фильм «Первая Республика» о жизни творческой интеллигенции Башкирии в период советских репрессий, короткометражка «Визит» памяти Рудольфа Нуреева, драмы «Долгое-долгое детство» и «Седьмое лето Сюмбель», комедия «Наган» и не только.
Другой известный в России режиссер из Уфы — Айнур Аскаров, снявший «Из Уфы с любовью», «Отряд “Таганок”», «Семью года». Его картины также брали престижные награды на конкурсах и получили признание экспертов и зрителей. Режиссер и актер Айсыуак Юмагулов создал лирическую комедию «Ловец ветра», где одну из главных ролей исполнил Марат Башаров, а еще картины «Душа Пирата», «Етеган», работал он также над сериалами «Адвокат. Продолжение» и «Улицы разбитых фонарей — 11». Любопытный факт: имя Юмагулова значится на «Кинопоиске» в списке из 165 режиссеров и почти 3 тысяч актеров документального сериала «Американское приключение» о ярких событиях истории США.
Среди известных башкирских женщин-режиссеров — Тансулпан Буракаева, Вилюра Исяндавлетова. Также Башкирию на фестивалях в России прославила начинающая Фарзана Утарбаева с короткометражкой «Дикарь» на башкирском языке. Первый киносценарий девушки, которая на тот момент работала в СМИ и не была профессионалом в кино, занял второе место на II Международном фестивале национального и этнического кино «Серебряный Акбузат», и благодаря призовым сертификатам ей удалось исполнить мечту и снять свой фильм.
Природу и знаковые места Башкирии можно увидеть в советской кинокартине «Вечный зов», а также во многих современных фильмах и телесериалах. В Уфе есть киностудия Ural Movie Park, она в том числе ведет подбор локаций для федеральных кинопроектов, продвигая республику в качестве лучшей площадки для съемок любой сложности. Здесь, в республике, при их технической поддержке снято десять фильмов и сериалов, в том числе новый проект ВГТРК «Счастье не за горами», который выйдет на «России-1» в 2023 году, сериалы «И это всё Роберт», «Сережки с сапфирами», фильм «Сестренка» и другие.
Кастинг-директор студии Эдуард Галеев, сам профессиональный актер, говорит, что в российской киноиндустрии работает масса талантливых людей из Башкирии. Они не всегда заявляют публично, где родились, поэтому зритель не в курсе, что любимый ими актер или кто-то из создателей понравившегося фильма или сериала родом из Башкортостана. Объясняется это просто: в Москве совершенно неважно, откуда ты. Кино — сложный мир, где роль играет воля случая и готовность много работать. Эдуард рассказывает, что видел современных звезд в начале творческого пути и радуется их росту.
— Более десяти лет назад я с коллегами проводил международный кастинг для фильма «Дерзкие дни» Руслана Бальтцера и в Уфе забрал двух молодых перспективных ребят — Матвея Зубалевича и Ивана Трифонова. Оба они продолжили успешную карьеру. Есть еще Костя Стрельников. В большом кино известны имена продюсера Марата Ахметшина, режиссера Рияза Исхакова. В советском кино кроме Инны Чуриковой есть знаменитые актеры родом из Башкирии. Когда я познакомился с Афанасием Кочетковым («Угрюм-река», «Фронт за линией фронта», «Поднятая целина». — Прим. ред.), оказалось, что он родился в Туймазах, учился там в школе, но об этом нигде не пишут. Как и о том, что Раднэр Муратов, сыгравший Василия Алибабаевича в «Джентльменах удачи», родился в селе Старокалмашеве Чекмагушевского района, — вспоминает кастинг-директор.
Эдуард Галеев рассказывает, что шанс попасть в кино есть у всех. В фильм «Душа Пирата» взяли на одну из главных ролей ученика из уфимской студии Константина Хабенского «ХАХАЧУ» Назара Мурашева, выбор кастинг-группы пал также на Кирилла Сидоркина из Бирска, Амира Муртазина и Софию Коробову из Салавата. В проектах, над которыми работал Галеев, участвовали многие молодые актеры, не имевшие профильного образования. Но потом они поступали в театральные вузы.
— Чтобы идти дальше, надо либо учиться, либо быть независимым и снимать кино для самовыражения, а не ради успеха, — считает он.
В Башкирии нередко проходят съемки федеральных проектов или местных киностудий, где объявляют набор актеров групповки и массовки из числа местных жителей. Это шанс попасть на экраны хотя бы в эпизодической роли. Объявления о кастинге можно найти в сообществах Уфы. Рекомендуем внимательно изучить репутацию компании, которая дала объявление о наборе. Иногда это крупные проекты вплоть до федеральных, где даже можно немного подзаработать. Бывают и частные инициативы, где, напротив, нужно вложить энную сумму за участие. Тут не угадаешь, то ли это будущие мастера в начале пути, то ли попытка нажиться на амбициях людей.
Некоторые настолько вдохновляются магией кино, что круто меняют жизнь. Уфимцу Камилю Шириязданову 64 года, на его счету с 2019-го уже более 20 эпизодических ролей в кино, сериалах, рекламе и ТВ-программах. Говорит, что однажды попал в окружение творческих людей и проникся атмосферой. Он даже получил роль раввина у режиссера Алексея Лаптева и был зачислен в состав труппы Уфимского еврейского театра. Вместе с тем пошел учиться актерскому мастерству в кино- и театральные школы Уфы.
— Теперь моя анкета находится в актерской базе киностудии «Башкортостан». У меня есть свой кастинг-директор Елизавета Сакаева, благодаря которой я снялся в рекламе «Фармленда» и в сериале «Счастье не за горами», где сыграл эпизоды с известными актерами Валентином Смирнитским и Александром Самойленко. Также участвую в съемках двух детских киношкол — «Кинодети» в Уфе и «Кино всем детям» в Нефтекамске. Я советую всем желающим сниматься в кино обязательно пройти обучение на курсах, выкладывать в соцсети свои достижения. Не стесняйтесь участвовать в кастингах и массовках, — говорит Камиль Наилевич.
Большой путь начинается с маленького шага
Для участия в массовке не нужно специальных навыков, но, если вы хотите идти дальше и не мыслите свою жизнь без важнейшего из искусств, для начала нужно освоить базовые знания. В Уфе и других городах Башкирии немало детских и взрослых студий, где обучают основам актерского мастерства. Разумеется, никто не дает гарантий, что выпускники станут новыми звездами экрана и сцены. По мнению экспертов — собеседников издания, эти курсы хороши тем, что люди становятся более раскрепощенными, учатся презентовать себя. Но к настоящему кино или театру это редко имеет отношение. К тому же не всегда речь идет о творчестве, порой это лишь коммерция — собирают деньги, но не могут раскрыть потенциал. Важно обращать внимание на компетентность преподавателя.
Сейчас благодаря интернету есть возможность учиться из любого города или страны. Часть уфимских курсов — от федеральных сетей, есть и чисто местные. Некоторые направления требуют личного погружения: так эффективнее, считают педагоги и приглашают на очное обучение. Обычно оно длится несколько месяцев. Стоимость разная — от нескольких сотен до десятков тысяч рублей.
В Уфе есть киношкола упомянутого выше Булата Юсупова, где можно пройти курсы актерского, сценарного и режиссерского мастерства. За двенадцать лет выпускники курсов создали более 200 короткометражных художественных и документальных фильмов, роликов и клипов. По информации с сайта школы, сценарный курс там стоит от 35 до 50 тысяч рублей, режиссерский — от 50 до 90 тысяч в зависимости от того, как проходит обучение: индивидуально или в группе. Еще несколько творческих направлений — в стадии разработки.
«Международная школа профессий» предлагает пройти курсы режиссуры в Уфе и за несколько месяцев освоить все этапы работы над авторским фильмом, это стоит около 20 тысяч рублей. Секреты создания кино от и до раскроют за
«Академия современных технологий» проводит дистанционные курсы переподготовки по режиссуре кино и телевидения. Студенты там изучают основы актерского мастерства, технологию создания медиапродуктов, методы монтажа, основы кинематографического мастерства. Завершив обучение, вы получите диплом. Сотрудники академии персонально рассчитывают цены клиентам, исходя из запроса.
В Уфе и Стерлитамаке функционирует федеральная сеть киношкол Life, на сайте которой говорится, что ученики познают актерское мастерство по фундаментальным техникам Станиславского и Товстоногова, а после выпуска снимаются в фильмах и ставят учебные спектакли. В зависимости от направления — актерское мастерство, режиссура или сценарное дело — обучение стоит от 3 до 8 тысяч рублей в месяц. Кинолаборатория Midpoint проводит мастер-классы стоимостью от
Вообразить себя актером можно в студии «Маленький театр», цена зависит от того, индивидуальное занятие или групповое. Стоимость часа составит от 400 до
Это далеко не полный перечень курсов, которые можно пройти в Уфе. Как говорится, «Гугл» и «Яндекс» в помощь.
Учиться, учиться и… снова учиться
Допустим, вы закончили обучение и теперь хоть немного понимаете, что из себя представляет создание кино. Чтобы подняться выше, должно совпасть несколько факторов — как минимум харизма и удача. Другой важный фактор — настойчивость и стремление получить новые знания. По мнению уроженки Уфы режиссера Флюзы Фархшатовой (на ее счету более пятнадцати работ, в том числе фильм «О чем говорят мужчины. Продолжение»), учиться кинопрофессиям всё же нужно, как и профессиям врачей, инженеров, учителей.
— Курсы тоже могут дать базу для этих профессий, но в том случае, если есть своя внутренняя база, я имею в виду начитанность, насмотренность, умение анализировать, точное понимание того, какое кино тебе хотелось бы делать. Тогда да, курсы могут аккумулировать и структурировать знания, но если тебе нужна атмосфера полного погружения, подробного изложения профессии, общение с мастерами и сокурсниками, которое выпестует в тебе художника, тогда надо идти в вуз или киношколу, — говорит режиссер.
В списке известных людей, которые попали в кино без профобразования, — Квентин Тарантино, напоминает Флюза. Из талантливых уроженцев Башкирии она приводит в пример оператора Даяна Гайткулова, режиссера Гузэль Кирееву.
Начинать никогда не поздно, считает собеседница UFA1.RU. В Башкирии возможно делать кино, оборудование здесь ни при чём, работы можно снимать и на телефон, главное — идея, замысел и история, полагает режиссер. И скромно отмечает, что у нее самой всё еще впереди и рано говорить о том, что уже снят проект, который вывел ее саму на уровень абсолютного признания среди коллег. У Флюзы Фархшатовой сейчас вышла новая работа — сериал «Комплекс бога» на платформе KION, есть несколько проектов в разработке. Пишется сценарий для мистического проекта в духе Дэвида Линча, который может быть снят в окрестностях Сибая. Режиссер надеется, что производство картины начнется в следующем году.
Режиссер Булат Юсупов рассказывает, что ему доводилось встречаться с талантами, которые не учились в творческих вузах, но уверенно ворвались в российскую киноиндустрию. Но, по его наблюдению, это успех на одну или две картины.
— Часто эти фильмы-самовысказывание. Они не связаны с высокой кинематографической культурой. Всё, что смотрится авторами, — зачастую это фильмы-однодневки. И они ориентируют свое творчество на фильмы низкого качества. Да, такие картины делают кассу, но ценного с точки зрения культуры там обычно ноль. Без базового культурного образования дальше идет повтор. И всем, кто научился снимать, я рекомендую получить высшее кинообразование, — говорит режиссер.
Среди выпускников киношколы, созданной Юсуповым, есть те, кто делает полные метры, участвует в кинофестивалях. «Всех помню и слежу за их победами», — говорит Булат. В пример он приводит Вадима Валиуллина, который окончил академию Никиты Михалкова и снимает в Москве топовые сериалы. Также башкирский режиссер назвал Арслана Хажиева (ВГИК, Москва), который спродюсировал короткометражку «Похороны Чая», Радмира Рахимова, снявшего игровой короткометражный фильм «Клуб инвалидов», Алису Ерохину (СПбГИК, Санкт-Петербург), она сняла полный метр «Накануне». В списке талантливых выпускников уфимской киношколы — Ренад Еникеев (фильм «Наган»), Дмитрий Алексеев, открывший свою школу кино «Идея», Адель Шайхулова (La Fémis, Бордо, Франция) — она сняла документалку «Как я выгляжу», режиссер Регина Галиакбарова, которая сейчас готовит полнометражный проект «Братья».
— И можно долго еще продолжать. Они все самостоятельные, независимые творческие личности, и я желаю им только успехов! Лично для меня каждая картина, если ее делать по-настоящему, — это всегда новый уровень. Я сторонник того, чтобы рассказывать образно истории, раскрывать личности, культуру нашей республики. А если это еще и признают коллеги — это праздник. Так и стало с картиной «Дневник поэта» на последнем кинофестивале. Сейчас я занимаюсь прокатом и фестивальным продвижением картины, надеюсь, фильм будут активно показывать. Есть много новых проектов. Написаны сценарии, но что-то конкретно выделить я пока не готов, — говорит Юсупов.
Начинающим и опытным кинотворцам есть куда двигаться, остается надеяться, что киноиндустрия в России переживет возникший кризис. Могут сказаться проблемы как экономического, так и технического характера — бюджет на производство новых картин может быть снижен, а закупка нового оборудования для кинопроизводства рискуют стать сложнее из-за санкций. Флюза Фархшатова видит еще одну трудность не только материального характера.
— Индустрию российского кино ждет очередной спад, как экономический, так и идеологический. Кино — это искусство, искусство требует свободы, с этим у нас теперь проблемы, — считает собеседница.
Проблема также связана и с тем, что зритель стал меньше ходить в кино, полагает Булат Юсупов. Но в целом режиссер настроен оптимистически.
— В России идет спад по объективным причинам, и не думаю, что дело в оборудовании. Есть падение посещаемости кинотеатров. Но то, что я делаю со своей киношколой, — это попытка делиться знаниями и максимально помогать тому, чтобы кинопроизводство продолжалось. Безусловно, наша республика — один из лидеров регионального кино. В Уфе открываются новые кинокомпании, киношколы, и это дает надежду на развитие. Один из ключевых факторов развития кино в Башкортостане — это наличие своей киностудии, это большой плюс, — обнадеживает Юсупов.
В заключение уместно воспоминание Эдуарда Галеева о словах экс-министра культуры РФ Михаила Швыдкого, который однажды заявил, что закрыл бы все театральные вузы. Ежегодно в творческих учебных заведениях по стране выпускаются около двух тысяч потенциальных актеров. Из них артистами становятся пять-шесть человек. А остальные идут работать кто куда.
— Я согласен с тем, что театральные учебные заведения надо закрыть, — Эдуард смеется. — Там работают прекрасные преподаватели, но они не всегда практики, скорее теоретики. Между тем, чтобы что-то уметь, надо учиться у лучших.