Выбирают по обложке: уфимский предприниматель — о том, как выживает книжный бизнес и почему он боится ареста

По мнению Азамата, именно книжные магазины помогут изменить мир к лучшему

Поделиться

С февраля 2022 года жизнь книжных магазинов в стране и регионе изменилась: пополняются списки иноагентов, чьи произведения нужно оборачивать черной непрозрачной пленкой, а зарубежные авторы перестают заключать контракты с издательствами. Но, несмотря на это, книжный бизнес в Башкирии продолжает жить и развиваться.

Уфимец Азамат Гали открыл свое дело в начале 2023 года — тогда уже действовали многие санкции и законы, которые влияли на деятельность книжных. На полках в его магазине появилась русская и зарубежная классика, современные художественные и нон-фикшн издания, а также книги уфимских авторов.

— Я открыл книжный магазин, чтобы люди приходили в него и покупали книги, которые помогут им изменить мир к лучшему, — делится Азамат.

UFA1.RU задал предпринимателю вопросы, с которыми сталкивается книжный бизнес сегодня.

Как закупаются книги?

Книги попадают в магазины не только через издательства, но и через фонды

Книги попадают в магазины не только через издательства, но и через фонды

Поделиться

Один из главных вопросов в книжном бизнесе — это закупка книг. Посетители магазинов любят совершать покупки и приносить домой пару-тройку бестселлеров, но не все знают о механизме того, как происходит закупка.

— У крупных издательств есть несколько филиалов. Есть те, кто работает по предоплате, а есть те, кто работает по реализации. В первом случае мы сразу платим за необходимое количество экземпляров, а при реализации между книжным и издательством заключают договор и нужную сумму выплачивают уже после продажи товара, — объясняет предприниматель.

Кроме того, в плане ассортимента магазинам помогают не только договоры с издательствами, но и благотворительные фонды — особенно если у них есть свои книги.

— У нас есть книги и сувениры трех благотворительных фондов — уфимские «Возможность» и «Твердая почва», а еще «Нужна помощь» — московский фонд развития благотворительности, у них есть издательство свое, где они переводят книги, а еще у них есть журнал («Такие Дела» [18+]. — Прим. ред.), в его рамках они выпустили книги о российской глубинке, — рассказывает Азамат.

Что делать с «запрещенными» книгами?

По словам предпринимателя, «запрещенные» книги пришлось быстро распродать

По словам предпринимателя, «запрещенные» книги пришлось быстро распродать

Поделиться

Многих читателей беспокоят вопросы, связанные с законами, из-за которых с полок исчезли многие отечественные и зарубежные произведения. Случилось это по разным причинам — одни попали под закон «о пропаганде ЛГБТ», авторов других признали иноагентами, и теперь их произведения не могут находиться на «главных полках».

Книжным магазинам пришлось справляться с новой реальностью: распродавать остатки «запрещенного» тиража, менять наполнение витрины, или же, на свой страх и риск, оставлять всё как есть.

У Азамата в магазине был похожий случай — книгу издательства Popcorn Books начали снимать с продажи осенью прошлого года из-за закона о «пропаганде ЛГБТ».

— Обычно эти книги снимают с продажи. У нас оставалось несколько экземпляров, и мы, как и другие книжные, просто распродали остаток тиража, — объясняет Азамат. — Больше она в продажу не поступала.

Несмотря на то, что вокруг издательства вспыхнул скандал и из ассортимента исчезли книги с ЛГБТ-тематикой, на книжных полках всё еще появляются произведения от него.

Подытоживая своё мнение о текущей ситуации, предприниматель поделился главным страхом для владельцев книжных магазинов.

— Мы все боимся ареста и штрафа. Что к нам могут прийти полицейские по той или иной причине. Но мы помогаем обществу, у нас есть сувениры благотворительных фондов, мы заботимся о детях. Сами собой складываются и планы, что делать в таких ситуациях, — делится он.

Проблема локальных авторов

Локальной литературе зачастую приходится тяжело — для издательств это может быть риском

Локальной литературе зачастую приходится тяжело — для издательств это может быть риском

Поделиться

На книжном рынке есть еще одна проблема, которую сложно заметить, но читатели (и авторы) из регионов с ней столкнулись лицом к лицу. В Уфе существует сообщество местных авторов: одни уже известны, другие еще находятся в андерграунде. Но из-за того, что менее популярным авторам сложнее наладить контакт с издательствами, у жителей города складывается впечатление, что региональной литературы не существует.

— Здесь проблема с издательствами и самими авторами. Издательства предлагают магазинам купить те или иные книги, составляют подборку. Важно в нее попасть. Но для издательства это риск — если книга не будет продаваться, они потеряют деньги. Этот риск оправдывается известностью самих авторов, — объясняет Азамат. — Если они имеют читателей на интернет-площадках, в соцсетях, если у них есть премии, это помогает написать на книгу отзыв для издательства.

Азамат рассказал, что при подаче книги в издательство авторы заполняют многостраничные анкеты, в которых они расписывают потенциал своей аудитории. Здесь приходится тяжело молодым или малоизвестным авторам, у которых еще нет большой аудитории или литературных премий.

— На основе этого издательство определяет тираж и гонорар. Если человек сам делает книгу через типографию, это упрощает процесс. Только независимые книжные могут помочь самиздату, большие сети работают только с издательствами, — рассказывает Азамат. — У меня пока мало местных авторов, есть Наталья Слободян и Сергей Максимов. В будущем надеюсь увеличить число уфимцев на полках.

Обе книги, о которых рассказал Азамат, — это нон-фикшн. Сергей Максимов — уфимский психолог, который описал в «Изоленте для души» (16+) свой профессиональный опыт и проблемы, которые ему приходилось решать.

— Ее обычно покупают те, кому нравятся тексты, в которых максимум практики и знаний о психологии, — говорит Азамат.

Наталья Слободян — это директор уфимского кризисного центра «Возможность». Ее проект помогает детям и женщинам, попавшим в трудные ситуации, например столкнулись с тяжелыми болезнями или домашним насилием. Она создала книгу «Портреты. Истории детей улиц» (16+), в которой рассказала о судьбах детей, которым пришлось переживать совсем не детские проблемы.

— Лично меня каждая история очень шокировала, хоть они и очень короткие. Там есть истории о детском алкоголизме, о ранних беременностях, о ВИЧ-положительных людях. Книга рассказывает о людях, которые, несмотря на все неприятности, хотят жить дальше, — делится владелец магазина.

По словам предпринимателя, локальную литературу могут не воспринимать всерьез — чтобы с этим бороться, книжные магазины стараются составлять подборки и «сравнивать» местных авторов с отечественными и зарубежными авторами, чьи имена уже на слуху.

— Здесь поможет такая схема: объединять эти книги в подборку, ставить вместе и указывать, мол, «эта книга похожа на ту книгу по настроению», или «эта книга раскрывает ту же тему, что и та, вы можете прочитать их друг за другом», — предлагает Азамат.

По мнению владельца магазина, большую роль играют подборки

По мнению владельца магазина, большую роль играют подборки

Поделиться

Что помогает читателю выбрать книгу?

Многие люди всё же склонны выбирать книгу по обложке — Азамат рассказал об этом, наблюдая за покупателями.

— Многие до сих пор выбирают книгу либо по обложке, либо по рекомендациям и описаниям от того, кто ее продает, — говорит он. — Мне не кажется, что это плохо. Наоборот: и обложка, и какие-то сопровождающие вещи, например, ароматические свечи, фигурки, сладости — всё это подкрепляет впечатление от самой книги. Так же, как качественные оформление, обложка и дизайн у книги.

Точно так же, по мнению предпринимателя, действуют и звуковые сопровождения к книгам, видеоматериалы и другие сопровождающие детали, но это уже относится не только к литературе, но и к стыку искусств. Также Азамат рассказал, что людям помогает выбирать книги буккросинг (обмен книгами. — Прим. ред.).

— Я бы хотел, чтобы у книжных магазинов было больше проектов, связанных с буккроссингом. Он может быть вообще в электронном формате — пул работ, которыми люди обмениваются между собой, — размышляет он.

Однако, по наблюдениям владельца книжного, вопреки общему мнению, люди по-прежнему отдают предпочтение бумажным изданиям, чем электронным.

Total
0
Shares
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts