С февраля 2022 года жизнь книжных магазинов в стране и регионе изменилась: пополняются списки иноагентов, чьи произведения нужно оборачивать черной непрозрачной пленкой, а зарубежные авторы перестают заключать контракты с издательствами. Но, несмотря на это, книжный бизнес в Башкирии продолжает жить и развиваться.
Уфимец Азамат Гали открыл свое дело в начале 2023 года — тогда уже действовали многие санкции и законы, которые влияли на деятельность книжных. На полках в его магазине появилась русская и зарубежная классика, современные художественные и нон-фикшн издания, а также книги уфимских авторов.
— Я открыл книжный магазин, чтобы люди приходили в него и покупали книги, которые помогут им изменить мир к лучшему, — делится Азамат.
UFA1.RU задал предпринимателю вопросы, с которыми сталкивается книжный бизнес сегодня.
Как закупаются книги?
Один из главных вопросов в книжном бизнесе — это закупка книг. Посетители магазинов любят совершать покупки и приносить домой пару-тройку бестселлеров, но не все знают о механизме того, как происходит закупка.
— У крупных издательств есть несколько филиалов. Есть те, кто работает по предоплате, а есть те, кто работает по реализации. В первом случае мы сразу платим за необходимое количество экземпляров, а при реализации между книжным и издательством заключают договор и нужную сумму выплачивают уже после продажи товара, — объясняет предприниматель.
Кроме того, в плане ассортимента магазинам помогают не только договоры с издательствами, но и благотворительные фонды — особенно если у них есть свои книги.
— У нас есть книги и сувениры трех благотворительных фондов — уфимские «Возможность» и «Твердая почва», а еще «Нужна помощь» — московский фонд развития благотворительности, у них есть издательство свое, где они переводят книги, а еще у них есть журнал («Такие Дела» [18+]. — Прим. ред.), в его рамках они выпустили книги о российской глубинке, — рассказывает Азамат.
Что делать с «запрещенными» книгами?
Многих читателей беспокоят вопросы, связанные с законами, из-за которых с полок исчезли многие отечественные и зарубежные произведения. Случилось это по разным причинам — одни попали под закон «о пропаганде ЛГБТ», авторов других признали иноагентами, и теперь их произведения не могут находиться на «главных полках».
Книжным магазинам пришлось справляться с новой реальностью: распродавать остатки «запрещенного» тиража, менять наполнение витрины, или же, на свой страх и риск, оставлять всё как есть.
У Азамата в магазине был похожий случай — книгу издательства Popcorn Books начали снимать с продажи осенью прошлого года из-за закона о «пропаганде ЛГБТ».
— Обычно эти книги снимают с продажи. У нас оставалось несколько экземпляров, и мы, как и другие книжные, просто распродали остаток тиража, — объясняет Азамат. — Больше она в продажу не поступала.
Несмотря на то, что вокруг издательства вспыхнул скандал и из ассортимента исчезли книги с ЛГБТ-тематикой, на книжных полках всё еще появляются произведения от него.
Подытоживая своё мнение о текущей ситуации, предприниматель поделился главным страхом для владельцев книжных магазинов.
— Мы все боимся ареста и штрафа. Что к нам могут прийти полицейские по той или иной причине. Но мы помогаем обществу, у нас есть сувениры благотворительных фондов, мы заботимся о детях. Сами собой складываются и планы, что делать в таких ситуациях, — делится он.
Проблема локальных авторов
На книжном рынке есть еще одна проблема, которую сложно заметить, но читатели (и авторы) из регионов с ней столкнулись лицом к лицу. В Уфе существует сообщество местных авторов: одни уже известны, другие еще находятся в андерграунде. Но из-за того, что менее популярным авторам сложнее наладить контакт с издательствами, у жителей города складывается впечатление, что региональной литературы не существует.
— Здесь проблема с издательствами и самими авторами. Издательства предлагают магазинам купить те или иные книги, составляют подборку. Важно в нее попасть. Но для издательства это риск — если книга не будет продаваться, они потеряют деньги. Этот риск оправдывается известностью самих авторов, — объясняет Азамат. — Если они имеют читателей на интернет-площадках, в соцсетях, если у них есть премии, это помогает написать на книгу отзыв для издательства.
Азамат рассказал, что при подаче книги в издательство авторы заполняют многостраничные анкеты, в которых они расписывают потенциал своей аудитории. Здесь приходится тяжело молодым или малоизвестным авторам, у которых еще нет большой аудитории или литературных премий.
— На основе этого издательство определяет тираж и гонорар. Если человек сам делает книгу через типографию, это упрощает процесс. Только независимые книжные могут помочь самиздату, большие сети работают только с издательствами, — рассказывает Азамат. — У меня пока мало местных авторов, есть Наталья Слободян и Сергей Максимов. В будущем надеюсь увеличить число уфимцев на полках.
Обе книги, о которых рассказал Азамат, — это нон-фикшн. Сергей Максимов — уфимский психолог, который описал в «Изоленте для души» (16+) свой профессиональный опыт и проблемы, которые ему приходилось решать.
— Ее обычно покупают те, кому нравятся тексты, в которых максимум практики и знаний о психологии, — говорит Азамат.
Наталья Слободян — это директор уфимского кризисного центра «Возможность». Ее проект помогает детям и женщинам, попавшим в трудные ситуации, например столкнулись с тяжелыми болезнями или домашним насилием. Она создала книгу «Портреты. Истории детей улиц» (16+), в которой рассказала о судьбах детей, которым пришлось переживать совсем не детские проблемы.
— Лично меня каждая история очень шокировала, хоть они и очень короткие. Там есть истории о детском алкоголизме, о ранних беременностях, о ВИЧ-положительных людях. Книга рассказывает о людях, которые, несмотря на все неприятности, хотят жить дальше, — делится владелец магазина.
По словам предпринимателя, локальную литературу могут не воспринимать всерьез — чтобы с этим бороться, книжные магазины стараются составлять подборки и «сравнивать» местных авторов с отечественными и зарубежными авторами, чьи имена уже на слуху.
— Здесь поможет такая схема: объединять эти книги в подборку, ставить вместе и указывать, мол, «эта книга похожа на ту книгу по настроению», или «эта книга раскрывает ту же тему, что и та, вы можете прочитать их друг за другом», — предлагает Азамат.
Что помогает читателю выбрать книгу?
Многие люди всё же склонны выбирать книгу по обложке — Азамат рассказал об этом, наблюдая за покупателями.
— Многие до сих пор выбирают книгу либо по обложке, либо по рекомендациям и описаниям от того, кто ее продает, — говорит он. — Мне не кажется, что это плохо. Наоборот: и обложка, и какие-то сопровождающие вещи, например, ароматические свечи, фигурки, сладости — всё это подкрепляет впечатление от самой книги. Так же, как качественные оформление, обложка и дизайн у книги.
Точно так же, по мнению предпринимателя, действуют и звуковые сопровождения к книгам, видеоматериалы и другие сопровождающие детали, но это уже относится не только к литературе, но и к стыку искусств. Также Азамат рассказал, что людям помогает выбирать книги буккросинг (обмен книгами. — Прим. ред.).
— Я бы хотел, чтобы у книжных магазинов было больше проектов, связанных с буккроссингом. Он может быть вообще в электронном формате — пул работ, которыми люди обмениваются между собой, — размышляет он.
Однако, по наблюдениям владельца книжного, вопреки общему мнению, люди по-прежнему отдают предпочтение бумажным изданиям, чем электронным.