«Город о таком еще не слышал»: как прижился в Уфе модный супермаркет без кассиров

Магазины полезных продуктов и готовой еды уже несколько лет популярны на Урале — зимой первый «Жизньмарт» появился и в Уфе

Поделиться

В декабре в Уфе открылся первый в Башкирии супермаркет полезных продуктов и готовой еды «Жизньмарт». Магазин необычный — и по ассортименту, и по формату. Здесь можно найти безглютеновые макароны и сырники без лактозы, кешью в тыквенной глазури или черные пельмени с королевской креветкой. За пакеты платить не обязательно, кассиров нет — зато есть бариста, который варит для посетителей латте или капучино. А еще можно самому приготовить шоколад или свежевыжатый сок.

У себя на родине, в Екатеринбурге, «Жизньмарт» есть практически в каждом микрорайоне. Магазины сети успешно работают в Челябинске, Тюмени, Санкт-Петербурге, сейчас сеть выходит на рынок Перми и Новосибирска. Легко ли такой свежий и смелый формат нашел отклик среди башкирских покупателей, сотрудников и инвесторов — рассказала сооснователь и директор по франчайзингу Ксения Лысенко.

Сооснователь сети «Жизньмарт», директор по франчайзингу и персоналу Ксения Лысенко

Сооснователь сети «Жизньмарт», директор по франчайзингу и персоналу Ксения Лысенко

Поделиться

— Ксения, с момента открытия магазина в Уфе прошло три месяца — уже можно подвести итоги, насколько здесь «выстрелил» такой формат?

— На рынок Башкирии мы зашли, можно сказать, стихийно: пришел действующий партнер и сказал, что хочет открываться в Уфе. На тот момент у нас не было какой-то активной информационной проработки. Для сравнения: в Тюмени о «Жизньмарте» довольно хорошо знали еще до запуска: многие тюменцы не раз бывали в Екатеринбурге, покупали в наших магазинах, пробовали фирменные продукты, плюс партнер здорово вложился в маркетинг. Там в первый день выручка составила около 176 тысяч рублей при целевом показателе в 150 тысяч.

Уфу же можно сравнить с нашим самым первым магазином в Екатеринбурге: это было что-то абсолютно новое, о чем город еще не слышал. И магазин стартанул вполне нормально. Нельзя сказать, что он показывает какие-то экстрарезультаты, но темпы роста выручки хорошие. Мы наблюдаем и помогаем партнеру наращивать обороты.

— Будете расширять сеть?

— В этом году в Уфе откроются еще три магазина. Всего планируем запустить в регионе 19 магазинов большого формата. Сейчас важно повышать узнаваемость бренда, чтобы быстрее «набрать силу» по поставщикам, снизить закупочные цены. Есть пример других регионов, когда со временем поставщики и различные компании — например, типографии — начинают сами выходить на нас и предлагать свои услуги. Возникает очень плодотворное сотрудничество.

До конца года в Уфе откроются еще три магазина большого формата

До конца года в Уфе откроются еще три магазина большого формата

Поделиться

— Сеть стремится сотрудничать в первую очередь с местными поставщиками, и ассортимент в каждом регионе получается уникальным. Уфа не исключение?

— На старте мы делали большие ставки именно на национальную кухню, завели чак-чак, эчпочмак, кастыбый. Но анализ показал, что людям это, судя по всему, уже приелось. От «Жизньмарта», магазина нового формата, ждали чего-то необычного. И национальные блюда покупатели восприняли без энтузиазма, а вот наши топовые позиции — готовые блюда японской, европейской, русской кухни — заходят очень хорошо.

То, что не «зашло», исчезает с полок?

— Ну чак-чак, например, мы не только оставили, но даже продаем теперь по всей сети. Остальное тестируем. Ассортимент магазина — это живой организм, ротация в любом случае происходит ежемесячно, не менее 20–30%. Мы регулярно проводим анализ, учитываем обратную связь от покупателей. Каждый товар сети можно оценить в приложении, на сайте, через QR-код на упаковке или просто оставить отзыв в магазине. Если оценка падает ниже девяти баллов — детально разбираем, устраиваем дегустации, работаем с поставщиками. Покупателю ведь важно в моменте получить вкусный, качественный и недорогой натуральный продукт. Насладиться вкусом и потом еще рассказать 10 друзьям.

В «Жизньмарте» очень серьезно относятся к обратной связи от покупателей и оставляют в каждой категории только продукты с наивысшими оценками

В «Жизньмарте» очень серьезно относятся к обратной связи от покупателей и оставляют в каждой категории только продукты с наивысшими оценками

Поделиться

Одна из фишек «Жизньмарта» — отсутствие кассиров. Даже кофе можно заказать нажатием кнопки — и бариста сварит ароматный напиток без лишнего ожидания

Одна из фишек «Жизньмарта» — отсутствие кассиров. Даже кофе можно заказать нажатием кнопки — и бариста сварит ароматный напиток без лишнего ожидания

Поделиться

— Что в итоге говорят покупатели? Людей не смущает непривычный ассортимент или полное отсутствие кассиров?

— Сейчас это востребовано — у нас такой магазин для самостоятельных. Даже кофе можно заказать на кассе самообслуживания: выбрать вид молока, указать, нужна ли корица или крышка, при желании вписать свое имя для наклейки. Не нужно стоять в очередях. Не нужно тратить время и выбирать из десятков однотипных товаров — в каждой категории мы уже отобрали лучшие варианты по цене, вкусу и качеству.

— Легко ли было найти сотрудников, разделяющих вашу философию и нестандартный подход?

— Первый человек, которого мы обычно ищем при запуске магазинов в новом городе, это категорийный менеджер. Его задача — находить ассортимент и поставщиков, подходящих под наши критерии качества. Для этого важно с головы до ног быть пропитанным нашей философией, понимать, что вкусно, а что нет. Таких людей в принципе мало, и в Уфе тот самый кандидат нашелся не сразу. В Санкт-Петербурге, например, было проще, но там и город перед открытием был достаточно хорошо проработан информационно, пришло много заинтересованных соискателей. А вот с поиском супергероев проблем обычно не возникает.

Сотрудников «Жизньмарта» называют супергероями: они занимаются выкладкой товаров, ездят на доставку, варят кофе и создают в магазинах легкую, душевную атмосферу

Сотрудников «Жизньмарта» называют супергероями: они занимаются выкладкой товаров, ездят на доставку, варят кофе и создают в магазинах легкую, душевную атмосферу

Поделиться

— Супергероев?

— Так мы называем сотрудников на базовых должностях, каждый совмещает несколько ролей. Ведь если ты пришел просто курьером, то так и останешься курьером, нет же должности «начальник курьерской службы». А супергерой в «Жизньмарте» может стать старшим продавцом, затем директором. Директор, если найдет инвестора, сможет стать управляющим партнером, открыть свой магазин — уже есть несколько примеров. Плюс из супергероя можно через какое-то время уйти в бэк-офис, в управляющую компанию, таких кейсов очень много. Для многих «Жизньмарт» становится первым местом работы, трамплином.

Мы не устраиваем пятиэтажных отборов. Важно, чтобы человеку нравилась наша философия, чтобы у него было такое, знаете, гостеприимство, «сервисность», желание помочь. Остальному научим. Учим работать с кассой и терминалом сбора данных, учим маркетингу, учим правильно разговаривать с гостями, не используя скрипты. Профессионально обучаем наших сотрудников искусству бариста. Это одна из фишек «Жизньмарта», мы тщательно следим за качеством и технологией вкуса напитка и при этом держим низкую цену. Латте на кокосовом стоит 145 рублей — я говорю про 400 миллилитров.

— Цены на кофе невысокие, плюс в магазинах много полностью бесплатных фишек: лед, вода, Wi-Fi, теплые пледы — насколько это оправдано?

— Все эти пазлы работают на каждый сегмент аудитории, делают наши магазины уютными, сюда хочется возвращаться. Все знают, что в «Жизньмарт» можно спокойно зайти погреться, сходить в туалет, зарядить телефон, разогреть купленную еду в микроволновке, взять тарелки, ложки, вилки, палочки для суши, зубочистки, салфетки, соль, перец, сахар — мы не берем за это денег. Для большинства предпринимателей это неочевидные фишки, и люди из ритейла обычно говорят: у вас же всё вынесут, заберут, зачем вы это делаете, вы на этом не зарабатываете!

В магазинах сети можно не только купить продуктов, но и подкрепиться, встретиться с друзьями, а также погреться и зарядить телефон

В магазинах сети можно не только купить продуктов, но и подкрепиться, встретиться с друзьями, а также погреться и зарядить телефон

Поделиться

Да, есть вещи в магазине, на которых мы не зарабатываем, потому что они относятся к нашей миссии. Мы создаем комфортное пространство и хотим, чтобы покупателям было вкусно, быстро и недорого. У нас можно набрать фильтрованной питьевой воды — бесплатно и безлимитно. Мы поставили ледогенератор — в жару здорово пить прохладную воду, или набрать льда в пакет, чтобы мороженое по дороге домой не растаяло. Для сохранения свежести продуктов в залах довольно прохладно — но можно укутаться в плед и не мерзнуть. Рядом с магазинами есть скамеечки с розетками, каждый может посидеть и отдохнуть, даже ничего у нас не покупая, взять той же бесплатной воды.

— Пакеты, в отличие от большинства магазинов, у вас тоже бесплатные?

— Да, ритейлеры на этом зарабатывают просто миллиарды, мы же раздаём пакеты бесплатно. Но чтобы не стимулировать бездумное потребление пластика, решили добавить опцию: можно по желанию гостя заплатить 5 ₽. На собранные деньги каждый год высаживаем вокруг магазинов яблони — в знак благодарности. Это наша любимая экофишка. В 2022 году удалось посадить более 50 деревьев.

И еще одна крутая вещь — полка для садоводов. Бабушкам и дедушкам не нужно целыми днями сидеть на улице и продавать урожай: можно оставить овощи на специальной полке и написать номер телефона, куда перевести деньги. Принести товар может любой человек, без комиссии и платы за место — это, опять же, не про выгоду, а про добрую инициативу.

— Поговорим тогда про выгоду. Если сеть может позволить столько социальных фишек — значит, окупается?

— Важно понимать, что ритейл строится на микропоказателях: важно следить за выручкой, маркетинговыми расходами, себестоимостью продукции, грамотно управлять уценкой, зарплатой сотрудников. Регулярно проводить инвентаризацию, плюс это тысячи чеков — за товары, за доставку, за приготовление продукции. И чтобы вытащить свои 7–10% чистой прибыли, каждый из этих показателей необходимо оптимизировать: по полпроцента, по проценту. Невозможно делать это на бумаге или в условном «Экселе». Но у нашей франшизы есть особая фишка — собственная IT-система. Она позволяет управлять всеми показателями, предугадывать заказы, держать руку на пульсе.

В ассортименте магазина много готовых блюд и продуктов с коротким сроком годности, при этом товары разбирают практически без остатка — благодаря умной системе автозакупа процент списания минимальный

В ассортименте магазина много готовых блюд и продуктов с коротким сроком годности, при этом товары разбирают практически без остатка — благодаря умной системе автозакупа процент списания минимальный

Поделиться

Например, есть система «Автозакуп». Это искусственный интеллект с дата-офисом, который с помощью различных алгоритмов настраивает закупки. В наших магазинах много продуктов категории «фреш», с минимальным сроком годности — если не удастся продать их за день-другой, то придется списывать. Представьте, что у вас больше 300 наименований готовой еды, причем покупатели вряд ли захотят всю неделю есть одно и то же. Значит, нужно всё спрогнозировать, вовремя произвести ротацию: сегодня заказать побольше цезаря, завтра — боулов. И вот программа анализирует все эти цифры и настраивает закупки автоматически.

Система аналитики подсвечивает абсолютно все показатели работы магазина. Всё наглядно, управляющему легко подтянуть слабые места. Вполне реально раскачать выручку до 7 миллионов рублей, то есть получать 700 тысяч чистой прибыли в месяц. Это очень хорошие деньги для управления одним магазином, и многие партнеры открывают второй, третий, заходят в другие города.

— А почему тогда решили развиваться по франшизе, ведь можно получать всю эту прибыль самим?

— Мы могли бы взять помещение, привлечь инвесторов, открыть магазины, нанять директоров. Но мы верим, что именно культура предпринимательства привносит совершенно другого рода мотивацию. Это драйв, желание быстрее окупить вложенный капитал. Взять ту же уценку товара: наёмный директор, списывая продукты, все равно списывает не своё. Предприниматель, который вложил в эти продукты свои деньги, мыслит иначе: ищет способы, как не выкидывать, как привлечь больше покупателей, накормить как можно больше людей. Это очень классная эмоциональная энергия.

Дружная команда «Жизньмарта» всегда рада новым партнерам и единомышленникам

Дружная команда «Жизньмарта» всегда рада новым партнерам и единомышленникам

Поделиться

«Жизньмарт» — очень необычная франшиза: я всех франчайзи знаю лично, у нас непрекращающийся поток информации и общения, поддержка в чатах. Наши партнеры учатся друг у друга, помогают подтянуть те или иные показатели — и конкурируют очень экологично. А еще за каждым магазином есть закрепленный супервайзер, который всегда на связи, составляет план действий и помогает выйти на крутые показатели. В результате растет и выигрывает вся сеть.

Хотите узнать, как «Жизньмарт» выбирает крутые локации для новых торговых точек? Или как директора управляют магазинами? Подпишитесь на телеграм-канал по франшизе. По вопросам франшизы можно обращаться по телефону +7 912 044-89-64.

Магазин-кафе «Жизньмарт»:
Уфа, Чернышевского, 88;
«ВКонтакте»;
телеграм;
ассортимент и доставка по Уфе;
чат магазина;
франшиза.

ООО «Кушать Надо Вкусно и Полезно, а Не как Сейчас в Магазинах», fr.lifemart.ru

Total
0
Shares
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts
Read More

Гендиректором компании, которая владеет солнечной электростанцией Башкирии, стал депутат Курултая

Вячеслав Кожевников ранее работал в энергетике Фото: Deputat.bashkortostan.ru, Fortum.ru Поделиться Гендиректором ПАО «Фортум», которая владеет солнечной электростанцией в…
Read More

«Нельзя использовать башкирские слова»: в Уфе бутику отказали в размещении вывески на родном языке

С контейнерами в «Арт-квадрате» возникли проблемы Фото: Булат Салихов Поделиться В уфимском «Арт-квадрате» предпринимательницам не согласовали вывеску магазина…