Уфа славится не только своей удивительной историей, но и количеством аварийных домов, жители которых годами ждут положенного законом нового жилья. Рекордсменом по количеству проблемных зданий можно с уверенностью назвать Черниковку, немалая часть которой застроена старыми бетонными двухэтажками, общежитиями и бараками. Жильцы дома
Улица Черниковская давно известна засильем аварийных домов, требующих расселения. Ситуация сравни той, что происходит на Октябрьской Революции: такие же полузаброшенные желтые здания, украшающие обе стороны улицы, и такие же жильцы, которые годами бьются с мэрией за право пожить хотя бы чуточку в нормальных условиях. Многие со временем сдаются, однако всегда есть те, кто готов стоять до последнего.
В доме
Со слов Ольги, общежитие должны были расселить еще 10 лет назад, когда его признали аварийным. Однако процесс осложнился различными бюрократическими проволочками, после чего жильцов начали кормить обещаниями в течение следующих 10 лет. Тогда активистка решила не дожидаться счастливого часа и взять ситуацию в свои руки: она вложилась в строящийся буквально под окнами ЖК по улице Первомайской. Высотки вырастали буквально одна за другой, однако именно на доме, в котором Ольга купила квартиру, всё и остановилось — застройщика ООО МТПК «Маштехресурсы» признали банкротом.
— У меня дети спрашивают, когда мы в этот дом переедем? А я не знаю, что сказать… Я не прошу, чтобы дали бесплатно, я прошу вернуть мое. Мы взяли ипотеку и вложили маткапитал, 3 миллиона. В Минстрое говорят, что в бюджете нет денег, а сколько времени займет их получение — неизвестно. Говорят, ориентируйтесь на май этого года, — рассказывает Ольга Нурисламова.
О «Маштехресурсы»
ООО МТПК «Маштехресурсы», согласно данным сервиса «Контур.Фокус», была основана 10 октября 1996 года. До 2021 года в числе учредителей организации числились Екатерина Попова (ныне директор ООО ЛПК «Звездный») и Гузель Гареева (ныне соучредитель ООО «БАШСТРОЙМЕХАНИЗАЦИЯ»). С 2021 года руководителем компании является Геннадий Рубашкин. В мае прошлого года «Маштехресурсы» вошли в процедуру банкротства, имея один незаконченный актив — тот самый дом на Черниковской, 20. Среди законченных объектов числятся ЖК «Звездный», республиканская детско-юношеская спортивная школа по греко-римской борьбе и 18-этажный жилой дом по Проспекту Октября, 78/3.
Со слов соседки Ольги, изначально планировалось, что их расселит именно застройщик, однако планам не суждено было сбыться.
— Мы терпели, когда весь дом трясся от этой стройки, — говорит женщина. — Не хотели жаловаться, чтобы в немилость застройщика не попасть. А вот оно как вышло.
Сказать, что дом
— Бить тревогу мы начали, когда при строительстве соседней секции пошли трещины. Мы полиэтилен на крышу стелили, но мы всё равно тазики ставим. Даже если делать ремонт, то это нереально — стены просто рухнут, — говорит Ольга.
В доме также отсутствует горячее водоснабжение. К счастью, есть туалет и даже подобие душевых, но помыться в них — настоящее испытание. После признания дома аварийным, со слов активистки, пожарные службы вынесли решение отключить часть плит от газоснабжения, из-за чего на некоторых кухнях рабочими остались 2 конфорки на 5 комнат.
— Под нами у соседей весь черный потолок, потому что батареи постоянно прорывает, — начинает Ольга Нурисламова. — Здесь не бетонная плита, а просто дранка приклеена. Еще и оставили по одной плите на крыло. Мы и кушать готовим, и воду на них греем. Всем не хватает.
Квартиры в доме не пустуют: где-то ютится мать с ребенком-инвалидом, где-то одинокий старик, за стеной у которого живет мать с 8 детьми. Всего, со слов Ольги, в доме проживает около 25 детей, которые каждый день ходят в школу по заснеженным сугробам — территорию вокруг общежития попросту не убирают. При этом родители боятся за своих детей, так как в дом частенько захаживают бездомные и наркоманы, думающие, что тот заброшен.
— Здесь часто собираются бомжи, переходишь, перешагиваешь. Это уже как «киндер сюрприз», только с бездомными. Там либо кто-то с иглой сидит, либо с алкоголем. Они заходят погреться, я уже выхожу, говорю, что вызову наряд. Есть и те, кто даже драться лезет. Сколько раз скорую вызывала. Помню, иду ночью в туалет, а там на входе лежит парень, а рядом игла. Я вызвала скорую, на что мне ответили, мол, таких не берем. Мне пришлось его самой на носилках тащить в машину, — рассказывает Ольга.
При этом, оказывается, жить в аварийном доме — удовольствие не из дешевых. Со слов общедомового совета, каждый месяц на содержание одной комнаты уходит около 7 тысяч рублей, из которых около 4000 — за отопление, что выше, чем у жителей соседней новостройки.
— У нас в соседнем доме есть трешки по 100 квадратных метров. Там у меня купил знакомый квартиру, говорит, что у него квартплата пришла 5700, а у нас за 18 квадратов — 7000! — возмущается Ольга.
После продолжительных обещаний администрации о скорейшем переселении Нурисламова начала жаловаться в прокуратуру. Со слов активистки, эффекта это не возымело — правоохранители проигрывали одно судебное дело за другим. В итоге женщина объединилась с управдомом из общежития напротив для составления коллективной жалобы. На этот раз всё закончилось успехом: расселили только соседний дом
В ответ на это Ольга начала активно жаловаться в соцсетях, что возымело свой эффект: на проблему обратил внимание глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин. Он поручил и. о. руководителя ведомства в республике Игорю Пашнину ускорить решение этого вопроса. Правоохранителям понадобилась целая неделя, чтобы официально возбудить уголовное дело по части 1 статьи 293 УК РФ (халатность).
— В Сети то и дело пишут: «Взяли бы, подняли свою пятую точку и сами ремонт сделали». У нас тут половина пенсионеров, у которых остается после оплаты коммуналки от силы 12 тысяч рублей. Мы не содержанки, которые ждут, когда нам всё предоставят. Чинить тут нечего, максимум — замазать трещины, чтобы не видеть, когда и где на голову упадет очередной кусок стены, — обращается к читателям Ольга.