Начало весны, ласковое солнце озаряет крыши домов частного сектора на пересечении улиц Округ Галле и Казанской в Уфе. Немногим больше года назад местных жителей потрясла громкая весть: мэрия всё же решилась снести целый квартал, на месте которого в будущем появится новая магистраль, ведущая к тоннелю Восточного выезда. Владельцев домов сразу предупредили, что на новое жилье им претендовать не стоит, а вот размер компенсации определят эксперты. Нетрудно понять, что обещанные суммы не устроили подавляющую часть жильцов, из-за чего начались затяжные судебные разбирательства. Корреспондент UFA1.RU отправился в самое сердце пустеющего квартала, чтобы выяснить, сумели ли местные жители отвоевать свое место в этом городе.
Снос зданий около Округа Галле стал частью крайне амбициозного проекта — Восточного выезда. Будущая дорога должна соединить проспекты Октября и Салавата Юлаева, что, по расчетам чиновников, должно существенно снизить транспортную нагрузку на город. Владельцев домов из «черного» списка эта благая цель не впечатлила, поэтому они начали массово требовать компенсацию. Предложенные мэрией суммы оказались настолько низкими, что уфимцы не смогли бы позволить себе даже однокомнатную квартиру в Дёме или Шакше.
В итоге судиться начали вообще все. Даже те, кого устроила изначальная сумма, предложенная чиновниками. Всё лишь для того, чтобы выбить лучшее предложение за свой дом. Немногие же решили не участвовать в дележке, а до последнего отстаивать свое право жить в родном районе. Таковыми оказалась пожилая пара Сагиты и Романа, которые более 70 лет совместной жизни провели в небольшом деревянном домике, также идущем под снос. Со слов главы семейства, их обещали расселить до марта этого года. Осталось это лишь проверить.
В последний раз мы наведывались в гости к жителям частного сектора в ноябре прошлого года. Тогда нам удалось застать несколько семей, оставшихся бороться за имущество. С тех пор часть наших старых знакомых уже покинула жилища. Кто-то оставил дом нетронутым, а где-то появились новые пустыри. На улице больше не встретишь ни гуляющих ребятишек, ни идущих к колонке стариков. Давящую тишину разбавляет лишь шум оживленного проспекта Салавата Юлаева, а также звуки стройки со стороны тоннеля Восточного выезда.
Среди оставшихся жителей с нами решил поговорить владелец дома в Оборонном переулке. Со слов мужчины, с прошлой осени изменилось не так много, как хотелось. Он продолжает судиться с мэрией.
— До 15 января должны были провести экспертизу. В феврале она только прошла, но до сих пор нет никаких вестей. Те, кто остался, спохватились поздно: у кого-то что-то недооформлено, они даже не за деньги судятся, а за право владения, — поведал мужчина.
Не расселили и семейную пару пенсионеров Романа и Сагиты. Со слов последней, в их случае также ничего не поменялось
— Обещали до марта, а уже март [заканчивается]. Никакого просвета. Нареканий было очень много, но ничего не сдвинулось с мертвой точки. Остались наедине с пустырями, но ждем, — рассказала она.
Жительница соседнего дома Людмила (имя изменено по ее просьбе. — Прим. ред.) сказала, что оставшиеся тут люди либо ждут денег от администрации, либо всё еще судятся из-за слишком низкой компенсации. С ее слов, многие уже смирились со своей участью и ждут следующего шага чиновников — без средств они не смогут переехать в новый дом.
— Мы все уже документы подписали, ждем, пока нам выплатят. Сказали, что до конца марта. Соседи уже съехали, мы тоже были одни из первых, кто согласился. Не устраивает, конечно, сумма, но что поделаешь, — пожала плечами домовладелица.
Не уехали также и владельцы дома № 22 по улице Мурманской. Здание находится на отшибе и вплотную примыкает к мосту, ведущему в тоннель. Старая деревянная изба, на цокольном этаже сделан добротный ремонт, видно, что кто-то пытался обжить всё. На первом этаже за запылившимися окнами в деревянных рамах видна домашняя ферма, подогреваемая ультрафиолетовыми лампами, а вот крыша дома уже заметно прохудилась.
Внутри, со слов соседей, ютится молодая семья с тремя детьми. На обжитом цокольном этаже даже не прикрыты окна, через которые видно аккуратную комнату с хорошим ремонтом, где, судя по всему, живет девушка-подросток: на столе разбросаны баночки из-под кремов, косметика, а также недоеденный шоколадный батончик. А территория вокруг даже не очищена от снега, да и в целом складывается впечатление, что здание заброшено.
Как и все прошлые разы дверь нам никто не открыл, хотя около здания был припаркован автомобиль. Житель соседнего дома Ильшат рассказал, что семья живет там уже более 15 лет. Сам хозяин переехал из Казахстана и начал строить бизнес. Они также судятся с мэрией за компенсацию, но подробностей тот не знает — жители 22-го дома как-то неохотно идут на контакт с другими домовладельцами.
Больше в квартале нам не удалось найти никакой живой души. Возникало ощущение, что частный сектор действительно практически опустел, а окружающие целые дома руины лишь скрашивали представления. Возможно, еще через несколько месяцев двери перед нами уже вовсе никто не распахнет, а может, и наоборот: всё останется точно так же, ведь тех же стариков, с их слов, обещали переселить еще до марта, но что-то пошло не по плану.
Напомним, с аналогичной ситуацией столкнулись и жители исторического центра Уфы — улицы Октябрьской Революции. Исключение было одно: некоторых жителей не уведомили заранее, что их дома собираются снести. Из-за этого возникли серьезные финансовые споры — одна из семей пристроила еще 2 этажа к своему дому, которые отказались регистрировать после объявления о расселении.