Сегодня, 20 марта, у главы Башкирии Радия Хабирова день рождения, ему исполняется
Хабиров родился в Ишимбайском районе в деревне Сайраново, что в
Село это маленькое, длиной всего в 2 километра. Магазин в Сайраново всего один. В силу удаленности от городов концепция у маркета «от батона до вагона», ведь продается там всё: подушки, хлеб, детские игрушки, порошки и несколько видов колбасы. Это притом, что площадь у магазина маленькая. Внутри холодно, поэтому продавщица работает в куртке. Цены не сильно отличаются от, например, уфимских.
Единственное, что нельзя купить в Сайраново, — алкоголь. Не продается ничего, кроме пива. Так проблему с пьянством несколько лет назад решил местный женсовет. Вся остальная деревня решение поддержала и стала осуждать тех, кто дома делает самогон. А слухи и сплетни разлетаются в селе быстро, ведь живут тут всего 250 человек.
— Если замечаем, что кто-то привозит, сразу замечание делаем. Поменьше стало пьяных в деревне, — сказал житель села Шакирьян.
Рядом с магазином стоит фельдшерско-акушерский пункт. Как рассказали местные, его построили только после прихода к власти Радия Хабирова. Здание новое, аккуратное. Только вот если заболеешь, придется лечиться дома — фельдшер может оказаться в отпуске.
Рядом с ФАПом стоит клуб, вернее, что от него осталось. Местная молодежь использует кирпичные стены как мольберт. А когда-то на этом месте стоял дом, где Хабиров появился на свет, роды у матери принимала бабка-повитуха. Здание убрали, когда будущий глава был еще маленьким. Его родители были педагогами: мама — завучем, а папа — директором школы. Радий Хабиров и сам преподавал в БГУ юриспруденцию до того, как заняться политикой.
Новый дом Хабировых расположился на соседней улице, сейчас там уже живут совсем другие люди. Напротив стоит школа, которую возвел отец Хабирова, Фарит. Внутри находится музей с фотографиями родителей Радия Хабирова. Но от прежнего вида ничего не осталось, школу реконструировали при Рахимове.
Политик рассказывал, что долгое время думал, что его в школе считали отсталым, но позже выяснилось, что будущий глава республики просто плохо понимал по-русски. Из Сайранова молодые люди активно уезжают, ведь в селе вообще нет работы. Большинство идет за деньгами на Ишимбайский химический завод. В селе работать особо негде. Раньше были межхозяйственный лесхоз, пилорама и дом быта.
Особенно местные благодарны за пожарную часть, ведь появилось больше рабочих мест. Только работают там мужчины из соседних сел. Оборудование новое, но из-за разбитых дорог не всегда получается быстро приехать на помощь.
Почта в Сайраново расположилась в деревянном здании со своеобразным антуражем: на стенах паутина, полы протерты, а запах кислый. Туалета внутри нет, приходится бегать на улицу. Рядом — разрушенный детсад со остатками мебели.
Мечеть в селе новая и небольшая, в ней три комнаты: прихожая, кухня и молитвенная. Мечеть возвели благодаря покойному депутату Госдумы Иршату Фахритдинову, который тоже родился в Сайраново.
Местные признаются, что всё же попросили бы у Хабирова работу в селе, особенно для женщин. Ведь мужчины, по их словам, могут уехать на заработки в Ишимбай или на север, а женщины нет.
Семья Хабировых уехала отсюда, когда политику было четыре года. Однако и спустя
— У Фарита Бариевича была машина. Он никому не отказывал, в больницу мог довезти, — рассказывали сайрановцы.
— Очень хорошие. Папа историю преподавал, а мама — русский язык. Очень хорошая женщина была, приятная, никого не ругала, все ее уважали односельчане, — говорили местные бабули.
Ранее мы показывали уфимскую многоэтажку, где в молодости жил Радий Хабиров. Когда-то жилье считалось элитным, но сейчас оно пришло в упадок.