Бездоходность и тлен: история единственного сохранившегося на Заки Валиди в Уфе памятника архитектуры

Дом на пересечении Новомостовой и Заки Валиди охраняется законом как исторический объект

Поделиться

Меньше года назад, в мае 2022 года, в Уфе произошел очередной скандал в связи с разрушениями объекта культурного наследия — перепланировка в коммерческом помещении на первом этаже дома № 67 на улице Заки Валиди поставила под угрозу жизнь и здоровье жильцов квартиры выше. Спустя полгода суд обязал собственников, затеявших несогласованный ремонт, провести противоаварийные работы. К исполнению решения, однако, пока так и не приступили. UFA1.RU вновь окунулся в историю, чтобы напомнить о ценности ОКН и зафиксировать (пока объект не разрушен окончательно и есть такая возможность) нынешнее состояние Доходного дома Гениатуллы Мусиевича Капкаева.

Мусульманин-ортодокс

Информации про Гениатуллу Мусиевича Капкаева, к сожалению, совсем немного. Известно, что родился он 14 сентября 1856 года в татаро-мишарской деревне Иса Саранского уезда Пензенской Губернии (ныне это село Большая Поляна, административный центр Кадошкинского района Республики Мордовия).

Мишари — субэтнос татар Поволжья и Приуралья. Считается, что внешне они более походят на европейцев, часто светловолосы или рыжие, голубоглазые и высокие.

После окончания известного в XVIII–XIX веках медресе в селе Кышкар (современное название Кшкар, основано при Казанском ханстве, ныне входит в состав Новокишитского сельского поселения Арского района Республики Татарстан) Капкаев вернулся в родную деревню, где служил имамом. Был консерватором, сторонником кадимизма, публично выступал против антимонархических движений.

Кадимизм отстаивает патриархальные устои, отрицает любые религиозные реформы и новаторства, предполагает схоластический (средневековый, умозрительный, оторванный от реалий) подход в образовании и воспитании, с целью сохранения исконных исламских ценностей, канонов и институтов в неизменном виде. Не признает равноправия женщин.

С 1893 года до самой революции Гениатулла Мусиевич Капкаев служил в Уфе кадием Оренбургского магометанского духовного собрания, где вел делопроизводство и курировал деятельность членов религиозного объединения.

Кадий, или кади, или кази, или казый — мусульманский чиновник и судья в одном лице, назначается правителем, вершит правосудие по шариату.

Такое же небо мог видеть над своей головой и Капкаев, и жильцы его доходного дома

Такое же небо мог видеть над своей головой и Капкаев, и жильцы его доходного дома

Поделиться

В открытых источниках также указано, что Капкаев стал одним из основателей Всероссийского союза мусульман «Сыратель-Мустаким» (или «Сират аль-Мустаким», в переводе «Правый путь», «Прямой путь». — Прим. ред.), учрежденный в 1914 году в Санкт-Петербурге с целью популяризации ислама и благотворительной деятельности. Этот союз носил политический характер и противостоял либеральным направлениям религии.

В марте 1917 года Капкаев попал под наблюдение правоохранительных структур. В конце того же, революционного 1917-го, года в Оренбурге состоялся Всебашкирский съезд, на котором фактически зародилось Духовное управление мусульман (ДУМ) Башкирии. В 1920-х Капкаев служил уже в должности кадия ДУМ Башкирской АССР, публиковался в подведомственном журнале «Дианат».

Умер Гениатулла Мусиевич в 73 года, 21 марта 1930 года, похоронен на мусульманском кладбище в Уфе.

Уфимскому краеведу Павлу Егорову повезло пообщаться со старожилами, лично знавшими Капкаева. В частности, со слов Людмилы Куземы известно, что правоверный мусульманин был муллой в уфимской Первой соборной мечети, с редкостным бескорыстием помогал бедным и жертвовал деньги на строительство новых мечетей в Уфимской губернии.

(Не)доходный дом

Исследования Павла Егорова легли в основу акта госэкспертизы, подтвердившей историческую ценность дома № 67 на Заки Валиди. Современное название эта уфимская улица получила только в 2008 году, до этого она носила имя Фрунзе, а в досоветский период была Большой Ильинской — в честь церкви Ильи Пророка (храм закрыли в 1931 году, если бы он сохранился, его колокольня возвышалась бы сейчас над съездом с Заки Валиди на Бельский мост).

По данным переписи 1879 года, усадьба на углу Большой Ильинской и Спасской (старое название ул. Новомостовой) принадлежала Татьяне Степановой. В справочниках 1904 и 1908 годов владельцем участка называют уже мещанина Андрея Лаврентьевича Васильева. Капкаев купил землю в 1910 или 1911 году. По его замыслу и была возведена угловая кирпичная двухэтажка — доходный дом с магазинчиком на самом перекрестке.

Вместо капкаевского магазина теперь пекарня

Вместо капкаевского магазина теперь пекарня

Поделиться

— Магазин занимает лишь незначительную часть первого этажа. Планировка дома продумана: 3 подъезда — 3 входа, расположенных в разных частях здания, так свободно, чтобы жильцы не теснились, не встречались друг с другом, — отмечает Егоров. — Квартиры разных подъездов и коридоры изначально не сообщаются внутри. Подъезды выходят на Ильинскую, на Спасскую и во двор, вход в магазин — далеко от них с угла улиц.

Сам мусульманин жил в деревянном одноэтажном доме по соседству (эта постройка была уничтожена в 2000-х). Прибыль со своего доходного дома Капкаев, судя по всему, получал совсем недолго. По документам 1917 года, к тому времени в здании уже размещалась Духовная консистория Уфимской епархии. Объяснение сему факту Егоров нашел у своего коллеги, краеведа Георгия Гудкова: Капкаев добровольно предоставил недвижимость архиерею, потому что тот отдал свою резиденцию под госпиталь раненных в Первой мировой войне.

При советской власти доходный дом переустроили под обычное жилье. Известно, что в 1930–1950 годы одну из квартир занимал руководитель русской секции Союза писателей Башкирской АССР Матвей Назарович Нагаев (1892–1984), а в гости к нему частенько захаживал эвакуированный осенью 1941-го из Москвы Андрей Платонов, ожидающий назначения на фронт в качестве военного журналиста и собирающий тут военную хронику для своих произведений (до мая 1942-го).

— В годы Великой Отечественной войны в капкаевском магазине, единственном на всю округу, выдавали по карточкам хлеб, в связи с чем вдоль улицы Фрунзе выстраивались огромные очереди, — узнал Павел Егоров у старожилов.

Доходный дом Капкаева — буквально единственный памятник архитектуры тех лет, сохранившийся на нечетной стороне Заки Валиди в почти первозданном виде. Этому утверждению можно возразить, мол, чуть выше по улице есть еще и особняк Россинских, который к тому же отреставрирован да и на полвека постарше будет. Но, во-первых, от особняка остались лишь фасады по красным линиям, а во-вторых, он встроен в современный гостиничный комплекс и ныне составляет единый архитектурный ансамбль скорее с отелем, чем с историческими постройками в отдалении.

Историческая эклектика

Доходный дом Капкаева выявили как памятник архитектуры в 1992 году, в 2017 году статус закрепили включением в перечень выявленных объектов культурного наследия, а в 2019-м его ценность подтвердила госэкспертиза, и в октябре того же года здание включили в госреестр ОКН регионального значения с утверждением охранных границ и режима использования.

Обратите внимание на детали фасада, подобные украшения теперь сочли бы излишеством, но ведь именно они формируют «личность» постройки

Обратите внимание на детали фасада, подобные украшения теперь сочли бы излишеством, но ведь именно они формируют «личность» постройки

Поделиться

При описании архитектурных особенностей дома, построенного в стиле эклектики, эксперты перечисляют множество деталей, которые лучше увидеть собственными глазами: пилястры и аттики, лучковые сандрики и арочные проемы, фризы и консоли, многоступенчатые карнизы из тяг, парапетные столбики — никакое словесное описание не передаст гармонии сочетания всех этих элементов.

С годами конфигурацию здания усложняли пристрои из дерева и кирпича, но начальная планировочная структура все же сохранилась. Дополнения требовались для удобства жильцов.

— Подлинный источник информации о развитии Уфы конца XIX–начала ХХ веков. Имеет историческую ценность. Обладает мемориальной ценностью. Имеет непосредственную связь с историей Русской православной церкви. Объект поддерживает память и преемственность времен, усложняет смысловое пространство города и обогащает повседневный опыт горожанина, способствует формированию особого исторического духа места, — это далеко не все аргументы, приведенные экспертами для обоснования ценности памятника.

Однако, несмотря на хорошую сохранность всех основных конструктивных элементов, в качестве жилого дома объект признан аварийным.

Современная история

Аварийный жилой дом № 67 на улице Заки Валиди заселен до сих пор. Инженерные коммуникации в здании прокладывали в ходе его эксплуатации в советские времена, теперь трубопроводы изношены, как и деревянные перекрытия. В 2015 году жильцы потребовали расселения в более благоустроенное и современное жилье.

— Мы уже прошли через все неудобства в таких условиях с маленьким ребенком. Здесь жить с детьми просто невозможно: нет горячей воды, ванны и даже с коляской опасно спускаться, — жаловалась тогда Оксана Кузовкина.

А в 2019-м в одной из квартир обрушился потолок, ошметки штукатурки засыпали детскую кроватку. Произошло это глубокой ночью, и только по счастливой случайности ребенка не оказалось на своем спальном месте — он проснулся за несколько минут до произошедшего, и родители забрали закапризничавшего сына к себе.

Со двора можно проследить, как конфигурация дома усложнялась всякими при- и надстройками

Со двора можно проследить, как конфигурация дома усложнялась всякими при- и надстройками

Поделиться

Не прошло и года, как памятник архитектуры напомнил о себе еще одним происшествием — в кафе на первом этаже случился пожар. Огонь не успел распространиться более чем на 0,5 квадратных метра, пожарные приехали моментально и погасили пламя, но людей все же пришлось эвакуировать из-за сильного задымления.

В акте госэкспертизы указано, что общая площадь дома 738,9 квадратных метра, из них под жильем 355,5 квадрата. В здании всего 5 квартир, однако часть из них коммунальные, так что собственников жилья — на момент исследования — было 14. А в мае прошлого года произошел инцидент, изменивший ситуацию.

Незавершенный скандал

Часть коммерческой недвижимости на первом этаже крыла вдоль улицы Новомостовой принадлежит АО «Фармленд». Непосредственно для своих нужд компания площадь не использовала, но сдавала в аренду цветочнице. Бизнес ей по каким-то причинам пришлось свернуть, магазинчик закрылся, а помещение некоторое время простаивало без дела. Пока хозяйка угловой квартиры слева не решила продать жилье. Выкупил его «Фармленд». Весной 2022-го собственники решили объединить площади и снесли стену, разделяющую бывшую цветочную лавку и квартиру.

Непродуманная и несогласованная перепланировка привела к разрушениям, из-за которых жильцам квартиры на втором этаже пришлось срочно съезжать — пол под ними грозил в любой момент рухнуть на первый этаж, а то и сразу в подвал. На месте, где должен быть плинтус, образовались громадные щели.

Цветочный магазин давно не работает, но теперь помещение еще и представляет опасность для людей

Цветочный магазин давно не работает, но теперь помещение еще и представляет опасность для людей

Поделиться

— В ходе осмотра общедоступных подвальных помещений памятника архитектуры было зафиксировано ветхое состояние деревянных перекрытий и балок между помещениями, осыпание штукатурно-окрасочного слоя, наличие трещин, а также проседание пола, — зафиксировали тогда в Башкультнаследии.

Собственникам недвижки, затеявшим «ремонт», выдали предостережение о недопустимости нарушения памятника архитектуры, и в полицию заявили о факте, имеющем признаки нарушения закона об охране памятников и двух уголовных статей (разрушение памятников и нарушение охранного режима использования).

— Учитывая вред, причиненный памятнику, созданную угрозу жизни и здоровью жителей дома, не исключено, что Башкультнаследие выступит с инициативой изъятия помещений, принадлежащих нерадивому собственнику, — процитировали 25 мая в пресс-службе ведомства замруководителя Айнура Фархиева.

Инициатива пока не реализована, но иск в суд все же подали. 1 декабря прошлого года «Фармленд» обязали провести противоаварийные работы. Ответчик это решение Орджоникидзевского суда Уфы сначала опротестовал, но позже апелляционная жалоба была отозвана.

— Решение суда первой инстанции вступило в силу 10 января 2023 года, — прокомментировали UFA1.RU в объединенной пресс-службе судов Башкирии.

Однако по информации пресс-службы Башкультнаследия, к исполнению решения ответчик пока так и не приступил.

Там, за окнами, живут люди, мечтающие о переселении в современные квартиры

Там, за окнами, живут люди, мечтающие о переселении в современные квартиры

Поделиться

Инцидент с разрушением ОКН сопровождал конфликт с жильцами коммунальной квартиры на втором этаже. Владельцы «Фармленда» фактически обвинили их в вымогательстве.

— Очевидно, что продать такие квартиры частным лицам невозможно. Видимо, поэтому владельцы одной из квартир решили не только улучшить свои жилищные условия, но и извлечь дополнительную выгоду, — заявляли в компании.

Спустя время коммерсантам все-таки удалось договориться с жильцами. Как рассказала нашей редакции дочь пенсионеров, из-под ног которых в буквальном смысле выбили пол, «Фармленд» в результате заплатил им приемлемую сумму. Им пришлось добавить, но купить квартиру люди все-таки смогли. По словам женщины, съехали и их соседи по коммуналке: парень-студент, занимавший самую дальнюю комнату (родители купили ему жилье незадолго до происшествия, и он как раз делал ремонт) и семья из пяти человек, ютившаяся в комнате над закрывшимся цветочным магазином.

UFA1.RU запросил в МВД Башкирии, какое решение было принято по заявлению Башкультнаследия, но к моменту публикации редакция так и не получила ответа.

Total
0
Shares
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts