Сотрудники Следкома Башкирии закончили расследование по делу об убийстве 31-летней чиновницы Дины Махияновой из Белорецка — в пресс-службе сообщили, что ее бывшему мужу, 37-летнему фермеру Алику Махиянову предъявили обвинение в истязании и убийстве. Мужчина заколол женщину ножом возле входа в дом ее родителей. Дело отправилось в суд, а UFA1.RU напоминает вам хронологию жуткой трагедии: кем была погибшая, как оправдывался убийца и что думают об этой ситуации эксперты, читайте в нашем материале.
Чиновница-сельскохозяйственница
Дина Махиянова всю жизнь прожила в Белорецке — здесь она родилась, вышла замуж, трудилась и умерла. Училась Дина в филиале МГТУ имени Носова на прокатчика, а уже в 18 лет вышла замуж за своего будущего убийцу — фермера Алика Махиянова. После учебы она была менеджером по продажам, а с 2015-го по 2019 годы управляла фермой мужа.
Женщина заглядывала в администрацию Белорецкого района на предпринимательские часы и делилась проектами развития фермерского хозяйства. В 2020 году она решила получить второе высшее образование — в аграрном университете. После этого она работала бухгалтером, а затем стала чиновницей и занялась сельским хозяйством вплотную.
За лето 2022 года Дина добилась создания пяти потребительских кооперативов. Среди них — мясные, молочные и пчеловодческие направления. Несколько кооперативов получили субсидии, на которые они закупили 200 голов крупного рогатого скота. Также при женщине у объединений появились лошади, птицы, сельскохозяйственная техника.
Глава Белорецкого района Андрей Иванюта упоминал, что девушка начала разбираться в «конфликте» жителей из-за скота — люди не могли получить урожай, потому что лошади и коровы топтали землю и уничтожали посевы. Ради этого организовали выпас скота, к которому привлекли 40 пастухов и даже установили электрический аналог — устройство, заменяющее и человека, и пастушью собаку. Тогда 70 гектаров заросших полей наконец-то удалось засеять. В планах Дины была и рекультивация 300 гектаров полей.
«Он — дуб дубом, Дина ему помогала»
Алик Махиянов начал фермерскую жизнь в 2009 году — он выкупил здания бывшего колхоза и начал разводить свиней. Через 5 лет он получил грант в 1,5 миллиона рублей на разведение эдильбаевой породы овец. Этот план он воплотил в жизнь в 18 километрах от Белорецка. Еще мужчина восстановил две колхозные фермы в деревне Азналкино.
В 2020 году супруги открыли пункт для убоя скота — по мнению главы района, это было необходимо.
— Открытие убойных пунктов необходимо для сельских жителей. Ведь теперь убой скота личными подсобными хозяйствами для дальнейшей реализации на мясо разрешен только на специализированных площадках, — заявлял Андрей Иванюта.
Сельхозкооператив супругов получил три миллиона рублей субсидий по программе доходогенерирующих проектов. Доход семьи складывался из забоя, разделки туш, послеубойной выдержки, охлаждения мяса и утилизации отходов. По словам Иванюты, это был шаг на пути к улучшению качества мясных продуктов.
Но семейный бизнес вскоре дал трещину — прибыль снизилась на 50%, до 108 тысяч рублей, а Дина в то время уже стала чиновницей. Начали рушиться и отношения Махияновых. Знакомые Дины вспоминали, что, несмотря на положение известного фермера, Алик часто поднимал руку на жену, а его фермерские успехи и вовсе не случились бы без ее помощи.
— Всё, что у него есть, не его заслуга, он — дуб дубом, а Дина ему помогала. Она очень умная девочка. Я всегда поражалась, как она в работе так хорошо разбирается. Если бы она осталась жива, ее бы не только весь Белорецкий район знал, о ней узнала бы вся Башкирия, — рассказывала подруга Дины Яна.
«Алик постоянно за ней следил»
Дина встретила Алика, будучи подростком: ей было 16 лет. Спустя время пара решила пожениться, и в браке у них появилось двое детей. Но семейная идиллия в раннем браке существовала лишь для наблюдателей: близкие знакомые рассказали, что Алик всё время ссорился с Диной на почве ревности.
Об этом UFA1.RU рассказал старший брат Алика — Айдар. По его словам, за Диной несколько лет назад ухаживал какой-то парень, и Алик, узнав об этом, «по башке тому парню надавал». Супругу же он, по его словам, простил — не совсем понятно, за что.
Айдар рассказал и о том, что несколько месяцев пара была в разводе, но Алик настаивал на восстановлении отношений.
— Буквально месяца два-три [они в разводе были], он хотел ее вернуть, но она ни в какую не соглашалась. Дети с матерью моей и ее матерью жили, а она больно не занималась ими. Если бы она какое-то время вечерами бы дома была и не ходила [по развлекательным заведениям], он бы потихоньку нашел себе другую и забыл ее, к этому всё шло, — сказал UFA1.RU брат фермера.
По мнению мужчины, у Махияновой появился новый ухажер, и это стало причиной разрыва, но подруга Дины утверждает, что это сплетни.
— Какой у нее мог быть молодой человек, если [Алик] за ней постоянно следил. В разводе они уже очень долго, но она под страхом жила с ним, потому что, как она говорила, ей так было спокойнее: пусть она была избитая, но живая, — рассказала UFA1.RU подруга погибшей Яна. — Я его очень хорошо знаю. Все знали, как он себя с Диной ведет. Перед людьми он любил себя выставить хорошим и Дину очернить пытался. Но все прекрасно знали, какой он на самом деле, все улыбались, и никто с ним не спорил.
С UFA1.RU связалась и мать Дины — Зайра Хатмуллина. Она рассказала, что ее дочь терпела насилие в семье очень долго, а поначалу Алик и вовсе скрывал свой истинный характер.
— Он производил очень хорошее впечатление поначалу: порядочный такой, знаете, харизматичный, семьянин, хозяйственник. Он просто умел скрываться, — рассказала мать Дины Махияновой. — Но в то же время в нём какой-то демон сидел. Он жестоко обращался с сыном, заставлял всё делать, жестоко обращался с женой. Насилие началось с первого дня их совместной жизни.
По мнению матери погибшей, Дина выносила побои и оставалась рядом с мужем из-за страха: по ее словам, женщина всё время ходила запуганная и побитая, а Алик манипулировал и угрожал супруге.
— Он говорил, если она [к нам] придет — прикончит, [поэтому] мы сейчас еще много чего узнаем. Мы сами много чего не знали, — сказала Зайра Хатмуллина. — Оказывается, он ее избил на свадьбе, она спала [тогда] с моей сестрой. Мы даже этого не знали.
«Нет тела — нет дела»
Дина терпела домашнее насилие не до самого конца. Женщина пыталась бороться: после развода она 13 раз заявляла на Алика в полицию и один раз — в прокуратуру, но его привлекали лишь к административной ответственности за побои и мелкое хулиганство, да за то, что он пьяным посещал общественные места.
В феврале 2022 года он оказался на учете в качестве семейного дебошира, а в МВД утверждали, что мужчину регулярно проверял участковый. Его привлекали за угрозы и разбитые окна в доме погибшей. По этим статьям можно получить тюремный срок, но фермер находился на свободе.
— В феврале 2022 года местный житель был поставлен на учет как семейный дебошир и регулярно проверялся по месту жительства участковым уполномоченным полиции, — рассказали в ведомстве.
В сеть попало и видео, на котором женщина, едва не плача, рассказывает полицейским, что Алик собирается ее зарезать, на что будущий убийца отвечал, что пока этого не сделал. Есть и кадры, на которых Алик стоит возле машины Дины и требует показать ему телефон, угрожая разбить стекло. В полиции же на одно из заявлений ответили стандартным: «Нет тела — нет дела».
Десять ударов ножом
Незадолго до собственной смерти Дина говорила подруге, что наконец-то чувствует себя счастливой. Но это «счастье» закончилось 12 августа. На следующий день в полицию Белорецка поступило сообщение об убийстве местной жительницы. Этой жительницей была Дина, а убийцей оказался ее бывший муж Алик Махиянов.
Женщина возвращалась домой после дня рождения своей подруги. После развода она жила со своими родителями — с Аликом разъехались три месяца назад. Возле подъезда Дину поджидал Алик. Он нанес ей больше десяти ударов ножом, которые не оставили женщине шанса выжить. Сперва Алик сбежал с места происшествия, но позже сам пришел с повинной.
Тогда появились шокирующие кадры видео с убийством женщины, а в полиции наконец-то рассказали обо всех предыдущих обращениях. Стало известно, как Алик разбивал окна, не выпускал Дину из дома, забирал у нее телефон и угрожал убийством.
Что говорят эксперты
После этого Следком возбудил на сотрудников полиции дело о халатности. Сейчас оно по-прежнему находится в производстве. Уфимский адвокат Роман Петров ранее заявлял, что правоохранители пытаются отмазаться.
— Фактически именно бездействие со стороны местного отдела полиции и дало чувство безнаказанности преступнику. Несмотря на явную угрозу жизни, никаких реальных мер не было принято. А сейчас они пытаются оправдаться, что привлекали будущего убийцу к мелкому штрафу, думаю, его это только посмешило, — считает юрист. — Грозит до шести лет лишения свободы должностному лицу, которое скрыло преступление, не внесло запись. Потому что это — должностное преступление.
О ситуации высказалась и замдиректора Республиканского ресурсного центра «Семья» Ангелина Девятерикова. По ее словам, центр редко получает сигналы от правоохранительных органов.
— Есть порядок информирования о фактах семейно-бытового насилия, он подписан между Министерством семьи, труда и соцзащиты и МВД Башкирии. Если в полицию поступило заявление о факте семейно-бытового насилия или дебоширства, то полиция, как только факт подтверждается, в течение 10 дней в наш кризисный центр должна направить информацию. По нашей статистике, таких сигналов очень мало, — рассказывает она.
Также, опираясь на свой опыт, она рассказала, что возбудить уголовное дело в случае домашнего насилия очень сложно, обычно преступнику назначают административное наказание.
— Тяжело возбудить уголовное дело, связанное с насилием. Даже если женщина обращается к нам с сильнейшими побоями, мы отправляем ее на судмедэкспертизу, и очень тяжело даже со степенью средней тяжести возбудить уголовное дело. Как правило, это административка и штрафы. Даже 15 суток — редкость, — рассказывает Ангелина Сергеевна.
О случившемся высказалась и экс-депутат Госдумы Оксана Пушкина, которая пыталась продвинуть закон о домашнем насилии.
— Для комплексной профилактики домашнего насилия необходим именно специализированный закон. Профилактика важна своей целостностью, ее механизмы работают, когда полиция обучена и четко знает, как действовать. Все институты государства должны быть нацелены на помощь жертве, а не ее насильнику, — сообщила UFA1.RU экс-депутат. — Государство должно послать однозначный сигнал тиранам: бытовое насилие — не «традиционная ценность», а преступление, за которым последует наказание.
Что рассказал убийца
Когда в конце августа 2022 года Следком по Башкирии проводил следственный эксперимент, Алик Махиянов рассказал, почему решил пойти на преступления. По словам убийцы, у него «всё взорвалось». Видео силовики опубликовали 22 августа.
— Я подъехал сюда, у меня всегда в машине лежат ножи. Хотел для самозащиты взять нож, я не знал, с кем она сюда приедет. Вышел сюда разговаривать с ней. Взорвалось всё, прям не знаю я. Потом сел в машину, прямо трясло меня сильно, сердцебиение сильное было. Приехал в здание полиции и написал явку с повинной, — рассказал Алик.
Сперва мужчине назначили два месяца ареста. Затем 10 октября арест продлили еще на два месяца. Позже оказалось, что во время убийства Алик был психически здоров: это выяснила экспертиза.
— По уголовному делу проведен основной комплекс следственных действий и судебных экспертиз, согласно заключению судебной психолого-психиатрической экспертизы, обвиняемый как сейчас, так и в период инкриминируемого деяния не страдал от психического расстройства и не находился в состоянии аффекта, — рассказали в Следкоме прошлой осенью.
Вскоре убийца должен предстать перед судом. Он признался в убийстве, но до сих пор отрицает, что годами проявлял физическое и моральное насилие к погибшей. Все новости о резонансном деле мы собираем в одном сюжете.