Тихое и спокойное место, несколько тысяч человек населения, рядом река и город, есть всё для жизни — так можно сказать практически про любое село в Башкирии. Далеко не всегда в этих населенных пунктах царят разруха и отсталость от жизни. Чтобы понять, как живут вне городов, корреспондент UFA1.RU побывал в село Ильино-Поляна Благовещенского района и теперь рассказывает подробности.
Размером с центр Уфы
В Ильино-Поляну можно попасть на пути в Благовещенск — село за поворотом от въезда в город. Согласно последней переписи населения, в Поляне живут 2,8 тысячи человек — это больше, чем в любом другом селе Благовещенского района, но по меркам всей республики оно считается маленьким. Есть, например, не районные центры с населением в 5, 7 или 10 тысяч человек. Площадь Поляны — порядка 2,5 кв. км, что сравнимо с центром Уфы от Конгресс-холла до сквера Мустая Карима.
Главная улица села — Советская. Ведет она, как ни парадоксально (при Советах религия не была в почете, мягко говоря), к Ильинской церкви. Но лично посетить храм мне не удалось, потому что я просто его даже не нашел — легко было не заметить одноэтажный деревянный дом с православным крестом на двери. Между тем в Сети на фотографиях изображено другое строение — тоже что-то вроде частного дома, только с небольшим золотым куполом и крестом на крыше.
Улица имеет протяженность около 1,5 километров, вдоль нее стоят жилые дома: с одной стороны это двухэтажные кирпичи (по некоторым данным, их тут около 20 штук), а с другой — одноэтажные частные. Последние составляют большую часть села.
Одна дорога
На дороге на улице Советской невольно вспоминается трагедия в Бакалах, где водитель сбил четверых пешеходов: они шли по проезжей части, потому что тротуаров там толком и не было. Лишь после того, как все четверо погибли, вмешалась прокуратура и обязала обустроить там тротуар. Подобная история может произойти в каждом селе и даже здесь, в Поляне. Вот мужик идет по обочине, а чуть дальше ходила группа местных, которая собирала мусор с улиц, и тоже по обочине. Дети вообще не парятся и выходят на проезжую часть, а уходят с нее, только когда машина совсем близко.
Улица Советская — это почти единственная асфальтированная дорога здесь, а остальные — грунтовки. С другой стороны, какая разница, главное — чтобы не затапливало и можно было проехать.
Что касается домов, то многие жильцы поставили себе пластиковые окна, невзирая на состояние самого дома. Надеяться на его скорый ремонт (а уж тем более расселение) не стоит: пока не начнет разваливаться, дела до него никому не будет. А жить и спасаться от холодной сельской зимы нужно уже сейчас. Кто-то даже сделал пристройки к дому, а перед ним готовится что-то выращивать в течение лета.
Владельцы участков возле частных домов тоже готовы к сезону, у кого-то стоит теплица.
Говоря о зиме, надо заметить, что некоторые отделали свои дома сайдингом. Плюсы такого материала в том, что он сохраняет тепло в холодное время года, то есть дом по идее не должно продувать. В то же время это пластик, который со временем разрушается под воздействием морозов, а при пожаре может выделять токсичные вещества.
Магазин, где нужно спрашивать
В глубинах села обнаружилось небольшое строение — закрытый магазин «Визит». Судя по вывеске, магазин работал еще не так давно и вот-вот закрылся. Он расположен на самой окраине села и, видимо, был удобен жителям прилегающего частного сектора: тут больше трех десятков домов.
Пройдя чуть дальше него, встречаются какие-то заброшенные объекты — что-то вроде большого гаража и водонапорной башни. Судя по картам, за забором находятся какие-то производства.
Еще дальше виден небольшой пруд. Местами лед на нём еще присутствует.
На другой стороне от водоема стоит большое (по меркам села) здание с колоннами. Судя по архитектуре, его построили в районе 50-х годов.
Вывеска на здании давно выцвела и вообще завешана гирляндой, видимо, еще новогодней.
Как оказалось, это местный Дом культуры, здесь же есть библиотека. Всё по канонам второй половины прошлого столетия. Вид у здания запущенный: оно еще не разваливается, но на фасаде, сверху, прорастают деревья.
За Домом культуры стоит целый квартал двухэтажных домов. Если заглянуть вглубь, то можно заметить, что из зданий выходят трубы — видимо, отопление здесь печное, а не центральное.
Во дворах всё еще встречаются сугробы, но они там лишь потому, что находятся в тени, солнце до них не доходит, чтобы растопить. Да и местных это, в принципе, и не беспокоит.
Это самое интересное, что отыскалось в Ильино-Поляне: идешь по новому тротуару, а он внезапно заканчивается — и впереди тебя ждет небольшой пруд. Как так вышло, что всё вокруг затопило водой, неясно. Может быть, сюда сбрасывали снег, чтобы растопить его, но закинули слишком много. Либо же тут неудачный рельеф, который собрал в себя все соки.
Во время прогулки по селу в голову пришел вопрос о том, где же работают местные. Рабочих мест тут немного: школы, детсад, магазины, администрация, Дом культуры — всё. За чем-то большим нужно ехать в Благовещенск или в его пригород, где расположено предприятие «Полиэф», оно производит полиэтилентерефталат. Помимо него, есть и другие производства: Турбаслинские бройлеры, Завод теплоизоляционных материалов, трубный завод, ТЭЦ, нефтебаза и другие. Так что в каком-то смысле Ильино-Полянский сельсовет расположился удачно.
А вот и очередной мелкий магазин, буквы с вывески уже отваливаются, но раз дверь открыта, значит он всё еще приносит какую-никакую прибыль. Ну конечно, ведь ближайшие крупные магазины находятся на другом конце села.
Современная городская молодежь вряд ли помнит такие магазины, куда надо приходить и спрашивать: не брать самому и идти на кассу, а именно спрашивать, товар пробивает кассир. Еще лет около 15 назад, думаю, здесь можно было бы встретить счеты (ко мне так и не пришло понимание, как ими пользовались).
Улицы без дорог
Чуть дальше магазина стоит трехэтажная школа, которую построили еще в 1965 году. Территория огорожена забором с воротами. У школы есть собственная котельная.
Школа расположена на улице Юбилейной и носит имя Ивана Нелюбина — участника Великой Отечественной войны, уроженца Благовещенского района: он родился в деревне, которая прилегает к Ильино-Поляне. Иван толком не учился, потому что семья была бедной, ему приходилось много работать в Аше. В 1941 году, в возрасте 27 лет, отправился на фронт и погиб за пару месяцев до окончания войны. Похоронен в Венгрии.
Дальше — снова частные дома. В таких небольших кварталах все друг друга знают. Дома же здесь выглядят не очень хорошо, они все деревянные, со старыми крышами, некоторые строения покосились.
У кого-то на участке кукарекает петух, туда-сюда пробегают коты.
Улицы в этой части села устроены так, что ты с них никуда не свернешь. То есть для возвращения в центр села тебе нужно либо пройти до самого конца улицы (где будет ближайший поворот — это почти километр) и потом идти по другой улице, либо просто развернуться.
Почти у каждого в квартире установлена спутниковая тарелка, которая позволяет смотреть много разных телеканалов. Непонятная история с кабельным интернетом — крупные провайдеры просто игнорируют существование села. Зато с мобильным здесь полный порядок — ловит 4G.
Есть всё для жизни?
На выезде из села, в сторону Благовещенска, расположился целый комплекс из магазинов. В отличие от описанных выше, это сетевые, которые есть в каждом городе республики. Рядом расположились аптеки, несколько цветочных магазинов, бар, пункт выдачи известного маркетплейса, салон красоты, аренда инструмента, автосервис.
Это не самое бедное село, здесь есть почти всё для спокойной жизни. Город — под боком, в любой момент туда можно съездить или даже сходить пешком.
Однако надо понимать, что жить — это не только сидеть дома и смотреть телевизор. Это еще и где-то провести время, а в селе его, в общем-то, негде проводить. Можно один-два раза сходить к пруду возле Дома культуры — да и всё. Можно сгонять половить рыбу на Изяк, но это на любителя. Покорять холмы за пределами города особо не имеет смысла, с них ничего не увидишь, да и клещей подхватишь.
Пожить недельку-две — еще куда ни шло, но жить тут постоянно городскому человеку будет сложно. Сельская жизнь быстро начнет угнетать. Старшее поколение привыкло к иному. У них говорится: «Где родился — там и пригодился», они редко меняют место проживания, даже если чему-то не рады здесь или, наоборот, рады где-то там. Они просто привыкают. Мне как-то довелось прожить две недели в селе года полтора назад. Не зашло.