Вывески, афиши, логотипы различных компаний и заведений — всё это делают дизайнеры. Всем известен мем про результат работы без четкого ТЗ, и именно дизайнеры больше всего страдают от этого. В рамках нашей рубрики о том, что раздражает людей в их профессиях, UFA1.RU поговорил с уфимским дизайнером: в профессии он уже давно, работает из дома и на себя, а также дизайн является основным источником его дохода. Он анонимно рассказал нам о том, что больше всего расстраивает, огорчает и откровенно бесит его в своей работе.
«Уфимские автобусы — полный треш»
Беситься, конечно, глупо, но разные вещи в работе всё равно бесят. Я стараюсь размышлять зрело, так что список небольшой. Бесит очень сильно плохая работа коллег! Когда ты идешь и видишь плохо сделанные вывески, рекламу, логотипы, даже новостные сайты. Или приходишь в ресторан, а там абсолютно нечитабельное меню. Это расстраивает, потому что ты, дизайнер, в окружении этого живешь, а у тебя профдеформация — ты видишь эти ошибки!
Ужасно бесит, как в автобусе обозначают остановки. Это ужасно сделано в уфимских автобусах — полный треш. Невозможно читать названия с этой таблички, но ты привыкаешь к этому, потому что ты здесь живешь. А если человек — гость города и он не привык к этому? Или меняется маршрут, появляется новый? Из-за винегрета на табличках даже коренной уфимец может пропустить нужную остановку.
«Золотое правило — не работать с идиотами»
Работа дизайнера, как и многие работы, в большей мере может делаться удаленно, и бывали такие места работы, где ты должен был быть в офисе в определенное время. При этом у тебя сейчас нет никаких проектов, встреч, брифингов, конференций, но тебе всё равно надо прийти… Чтобы что?
Неразумность начальства в этом случае — неумение организовать рабочий процесс. Бесило отсиживать часы на работе, притом что самой-то работы нет! Ты — наемный рабочий, и тебе приходится изображать бурную деятельность. И это часто идет в связке с хамским отношением к тебе и твоим компетенциям.
В некоторых случаях работы с организациями сюда можно отнести корпоративную культуру. Повторюсь, мы — наемные работники, мы просто делаем дизайн. Но некоторые считают, что мы должны не просто любить работу — мы должны любить компанию, на которую работаем. Причем тогда, когда речь идет о внеурочной работе, о том, чтобы что-то сделать бесплатно. Почему никого не устраивают обычные рабочие взаимоотношения?
Есть золотое правило — не работать с идиотами. Если бесят заказчики, это по-хорошему вопрос к самому человеку, но срабатывает это не всегда. Временами так получается, что тебе нужны деньги, и ты работаешь с тем, кто, оказывается, не уважает твой труд.
Бесит необязательность сроков. Твою работу у тебя требуют срочно, потому что «сроки горят», а когда ты спрашиваешь, когда им нужно прислать готовый дизайн, тебе говорят: «Ой, знаете, а нам надо было еще вчера!» В таких случаях так и хочется послать их на три веселые буквы.
У дизайнеров есть конкретный график, и работа над проектом занимает конкретное время в графике. Если компания с заказом опаздывает, пусть обращается заранее, это проблема компании, а не моя.
«Сделайте нам красиво и вчера»
Сюжетное продолжение предыдущего пункта. Если форс-мажор и работу нужно сделать в сжатые сроки, тогда нужно обговаривать цену, и она, конечно, будет выше. Потому что ради одного, допустим, логотипа мне понадобится смещать по времени работу над другими заказами. Это не по-человечески: похихикать, что «нужно было еще вчера», а потом еще и выторговать себе скидку.
Заказчик, честно говоря, может истрепать все нервы со срочностью, я делаю ему «срочный» заказ, и после этого он просто растворяется. Тормозит с правками, с деньгами. То есть работу нужно сделать срочно, а платить можно не срочно?
Почему-то считается нормальным четыре раза задержать дату платежа, а когда я спрашиваю, все удивляются моей «бестактности». Если я задерживаю работу на один день, даже на несколько часов, заказчик сразу начинает напоминать об этом. А когда мне задерживают деньги, которые обещали вчера и я рассчитывал на них тоже вчера, то это будет восприниматься как что-то невежливое.
В таких случаях деваться некуда — приходится обращаться к таким скользким вещам, как микрозаймы. Потому что если таких необязательных клиентов много, то какое-то время приходится жить в долг.
Регулярно попадаются клиенты, которые не знают, чего хотят. У меня были клиенты, которым был нужен новогодний календарь подарочный, но они не знают, что там должно быть. Во-первых, такой календарь в новогодней стилистике будет странно смотреться летом.
Во-вторых, ты делаешь 15 вариантов, а им ничего не нравится. Конечно, им ничего не нравится, они же не знают, чего хотят! В итоге ты остаешься в дураках. Ты работаешь за 5 тысяч, а затрат как на 20. И на тебя обижаются.
Нужно сказать: «Нет четкого ТЗ — я не буду браться за работу, либо присылайте референсы». Был другой случай, меня попросили сделать дизайн открыток. Там были размытые требования вроде: «Что-то с шариками и что-то с роликами». Ну я сделал по пять вариантов и с шариками, и с роликами. Им ничего не понравилось, и они в итоге заказали у меня простой дизайн.
Но проблема в том, что те десять предыдущих вариантов никак не оплачивались. По сути, платят только за итоговый вариант. А такой дизайн, который они попросили, объективно стоит меньше, чем затраченная работа. Даже визитки стоят дороже, чем это.
В результате за каждый конечный вариант я выставил рублей 200–400 вместо 2500, сколько бы стоила вся моя работа в совокупности. Такой же вопрос к людям, которые просят меня по несколько раз полностью переделывать один и тот же заказ: по-хорошему это тоже должно оплачиваться как самостоятельная работа.
Ранее мы уже рассказывали, что бесит курьера, таксиста, сотрудника супермаркета и репетитора.