«Неудобно и стыдно для архитектора»: что не так с реконструкцией сада Аксакова в Уфе за 248 млн рублей

Скульптуру «Аленький цветочек» «срежут», а набережную озера сделают более открытой

Поделиться

Проект благоустройства сада Аксакова в Уфе, как и любая другая инициатива по изменению облика города, был воспринят общественностью неоднозначно. С одной стороны, все прекрасно понимают, что территорию нужно приводить в порядок (по крайней мере, публичных призывов оставить всё в запущенном виде мы не встречали), а с другой — что такое порядок? Понимание того, как должен выглядеть сад после обновления, у активистов Архзащиты, чиновников и авторов проекта сильно расходится. Конфликт не вышел на уровень общегородского скандала, да и в мэрии неоднократно заявляли, мол, горожане сами выбрали это благоустройство. Однако UFA1.RU изучил ситуацию и выяснил, что это не совсем так. Предлагаем читателям самим ознакомиться с визуальной частью проекта, доводами архитектора, аргументацией его противников и самостоятельно сделать вывод, насколько эффективно будет потрачена почти четверть миллиарда рублей из городской и государственной казны.

Что сад в грядущем нам готовит

Во-первых, сад Аксакова планируют зонировать. Историческую часть сконцентрируют вдоль аллеи, которая рассекает территорию по диагонали, соединяя входные группы на улицах Пушкина и Новомостовой. Тематику здесь обещают подчеркнуть соответствующими стилизованными светильниками и мощением.

Во-вторых, в парке появятся «Литературная гостиная», детская и событийная площадки. «Литературная гостиная», стилизованная под ранний русский классицизм, должна стать частью исторической зоны. Архитекторы надеются, что объект войдет в туристические маршруты по Уфе. Детскую зону организуют у входа на Новомостовой, на участке, который сейчас покрыт асфальтом (его заменят на безопасное покрытие). Рядом, кстати, появится еще и скейт-парк. Событийная же площадка должна заменить театр Виденеева, снесенный в 1991 году.

Утраченный Летний театр Виденеева

Утраченный Летний театр Виденеева

Поделиться

— Прототипом утраченного театра станет событийная площадка*. Она расположится в непосредственной близости к участку, где находился бывший Виденеевский летний театр, и будет зоной для проведения различных мероприятий, — сообщила пресс-служба мэрии Уфы 4 апреля, когда парк закрывали на реконструкцию.

* Очевидно, в формулировку закралась ошибка, имелось в виду, что прототипом событийной площадки станет утраченный театр, но мы цитируем дословно. После попытки UFA1.RU уточнить эту деталь формулировку на сайте мэрии изменили, избавившись от упоминания прототипа. Однако для нашей редакции в мэрии уточнили, что при разработке проекта архитекторы опирались на старые фотографии.

Ремонт коснется и осыпающейся набережной озера — ее подремонтируют, часть ограждения уберут, открывая подходы к воде на спусках. Покрытие дорожек заменят на брусчатку, обновят растения — тут ничего особенного, обычное современное благоустройство. Часть обычных скамеек намерены заменить многоуровневыми конструкциями с навесом.

В мэрии подчеркивают: обновление сада Аксакова выбрали сами горожане. Онлайн-голосование, напомним, состоялось в прошлом году с 15 апреля по 30 мая на платформе «Жилье и городская среда».

— Под благоустройством территории сада вокруг пруда предполагалось обновление и ремонт существующих покрытий, организация доступа маломобильных групп населения к пруду, обновление освещения, организация звукового сопровождения в парке. И что немаловажно, с сохранением исторического ландшафта при благоустройстве, — отметили в мэрии в ответ на запрос редакции.

«Аленький цветочек» свое отцвел, его уберут

«Аленький цветочек» свое отцвел, его уберут

Поделиться

Интересным объектом должна стать лиственница, растущая в саду еще с детства писателя Сергея Тимофеевича Аксакова (примерно 1834 год), дерево декорируют подсветкой. А вот скульптуру «Аленький цветочек», которую сами чиновники называют «визитной карточкой» сада, уберут.

— Металлическая композиция «Аленький цветочек» уже потеряла свою былую привлекательность. Вместо нее в исторической аллее «посадят» новый «Аленький цветочек», — уточнили в городской администрации.

Как сообщил UFA1.RU автор проекта благоустройства, символический «Цветочек» заменят памятником, изображающим семью Аксаковых (в мэрии оперативно подтвердить эту информацию затруднились, до сих пор пресс-служба сообщала, что в «аллее “посадят” новый “Аленький цветочек”»). Все работы планируют завершить до конца сентября, контракт с подрядчиком уже заключили.

Почему активисты против

Внимание нашей редакции обратили активисты Архзащиты, отстаивающие сохранность исторического наследия города.

— Они делают из сада Аксакова парк, как в Дёме, без исторической идентичности, — в этой реплике Зульфии Байбуриной суть претензий общественников.

Архзащитники сочли кощунством в том числе установку «конструкции из современных материалов» вместо каменных ворот на входе со стороны Новомостовой.

Так выглядела входная группа с улицы Новомостовой до начала благоустройства

Так выглядела входная группа с улицы Новомостовой до начала благоустройства

Поделиться

Такой входная группа должна стать в ходе благоустройства

Такой входная группа должна стать в ходе благоустройства

Поделиться

Сад Аксакова зарегистрирован как объект культурного наследия — в ансамбле, а не отдельными его частями. К предметам охраны отнесены в том числе композиционно-пространственные характеристики, то есть «визуальные взаимосвязи с ценным историко-градостроительным и природным окружением», и «характеристики ценных объектов историко-градостроительной и природной среды, обеспечивающие полноту восприятия объекта», — это дословные формулировки из соответствующего приказа Башкультнаследия от 25 марта 2019 года.

Активисты уверены, что представленный уфимцам проект благоустройства сада Аксакова нарушает закон об охране ОКН. Но тут мы упираемся в трактовку предметов охраны.

— Вместо классицизма парк приобретет черты современного техностиля. Что само по себе, конечно, неплохо, но не в том случае, когда речь идет об объектах культурного наследия, — объяснила UFA1.RU соратница Байбуриной по Архзащите Кристина Абрамичева. — Современная входная группа, амфитеатр и прочие элементы, которые планируются в парке, стилистически не соответствуют общему архитектурному облику сада и стилю.

Однако эксперты, исследовавшие проектную документацию по заказу управления коммунального хозяйства и благоустройства администрации Уфы, не нашли никаких нарушений и выдали положительное заключение. Соответствующий акт опубликован на сайте Башкультнаследия 16 февраля текущего года.

Глухие прослушивания

Публичные слушания по проектам в Уфе не ведутся уже давно, но мэрия периодически организовывает общественные обсуждения (хотя и они не обязательны еще с пандемийного 2020 года). Тем не менее проект благоустройства сада Аксакова всё-таки выносили на обсуждения. Состоялись они 20 декабря минувшего года — это был вторник.

— Обсуждения были организованы в рабочее время, начало — в 16:00, то есть многие неравнодушные уфимцы не смогли на них попасть. Да еще и место проведения в последний момент перенесли из БГПУ в помещения БАГСУ, — рассказали редакции архзащитники, хоть и с опозданием, но попавшие на мероприятие. — Участники обсуждений высказались за сохранение исторического облика парка, чтобы сохранили его идентичность, имеющиеся дорожки, деревья, входные группы, детскую площадку попросили сделать из экологичных материалов и с отсылкой к сказке «Аленький цветочек».

По данным мэрии, мероприятие посетили всего порядка 60 человек: «активные жители всех возрастов, жители близлежащих домов, посетители сада имени С. Т. Аксакова, а также представители муниципалитета, депутаты». А по словам активистов, на обсуждениях присутствовали в основном студенты, учащиеся УКСиВТа, но даже те, кто зависит от оценок преподавателей, просили отказаться от установки амфитеатра, «как в других парках», и восстановить театр Виденеева.

— Собравшиеся жители задали авторам проекта ряд вопросов. Предложения и идеи будут проработаны, — об этом мэрия сообщила на своем сайте в тот же день, сразу после обсуждений.

В проекте эта конструкция обозначена как портал сцены

В проекте эта конструкция обозначена как портал сцены

Поделиться

Но вернемся к акту экспертизы проекта: на первом же листе указана дата начала — 20 декабря 2022 года. Тем удивительнее комментарий мэрии на наш запрос, отправленный при подготовке данного материала:

— Предложения от населения были учтены при разработке проектной документации, — сообщили в пресс-службе администрации города.

Общественники однако сомневаются, что архитекторы смогли моментально проработать замечания участников обсуждений и внести корректировки перед отправкой документов на экспертизу.

— Это действительно важный для Уфы объект, так почему не провели прозрачный конкурс архитектурных проектов, не провели конкурс среди архитектурных бюро, не представили разные варианты проекта благоустройства? Почему проект благоустройства объекта культурного наследия делается в спешке, без учета пожеланий уфимцев сохранить исторический вид сада Аксакова? — задается вопросами Зульфия Байбурина. — Все парки Уфы становятся похожими друг на друга, теряют свою идентичность. Почему нельзя за эти деньги сделать проект, который бы соответствовал стилю парка?

Видение архитектора Винкельмана

Одним из авторов проекта стал уфимский архитектор Дмитрий Винкельман. В разговоре с корреспондентом UFA1.RU он указал, что в действительности в парке нет какой-то одной общей стилистики.

— Реально есть стилистика прекрасных ворот со стороны улицы Пушкина — это замечательная советская архитектура 1950-х годов. А другой стилистики там нет, — отметил Винкельман. — Но когда говорят о несоответствии стилистики, наверное, имеют в виду воспоминания уфимцев о замечательном Виденеевском театре, которого уже нет, и место теперь совершенно запущено.

Так озеро выглядит сейчас

Так озеро выглядит сейчас

Поделиться

Архитектор отметил, что мысли восстановить театр были, но реализовать такое сейчас нереально, поскольку требует значительно больше времени и денег, чем имеется. Фундамент постройки сохранился, и место оставляют нетронутым. Возможно, его облюбуют под пленэры студенты института искусств и художники. Авторы проекта оставили возможность восстановить театр в будущем, когда позволят ресурсы.

— Мы хотели, не имитируя ретроархитектуру (что я считаю неудобным и даже стыдным для архитектора), сделать современное пространство с отсылкой к той замечательной провинциальной (но не народной!) деревянной городской архитектуре конца XIX — начала XX века, — объяснил Дмитрий Винкельман. — Стилизация построек решена за счет дощатых элементов обшивки с резьбой. И это буквально мотивы, которые были исполнены в фасадах театра Виденеева.

Архитектор добавил, что при проработке визуальной части проекта авторы опирались на старые фотографии. И всё же новая архитектура, по его мнению, должна быть созвучной современности, сохраняя уважение к истории.

— Каждое время должно говорить своим языком. Неправильно прятаться за спинами старой архитектуры и стесняться того, что есть сейчас, — выразил уверенность собеседник редакции. — Я очень хорошо умею делать стилизации, но не люблю такую работу. Ощущение, будто врешь, я так не могу.

Сохранить историческую идентичность, по мнению Винкельмана, возможно было бы при заботливой реставрации, что однако делать у нас не очень-то и умеют.

— У нас умеют делать ужасающие новоделы карамельные. Посмотрите, что стало с Казанью — теперь это город-муляж, — добавил архитектор. — Да и реставрировать в саду Аксакова нечего. Что было — сметено за годы советской власти. Никто не помнит, каким был вход со стороны улицы Новомостовой, фотографий нет. Сейчас там стоит совершенно ужасная трансформаторная будка.

Дмитрий Винкельман работал над проектом по договору с компанией ООО «Альбит», вся проектно-сметная документация представлена от имени этой компании и завизирована ее директором Павлом Варфоломеевым.

Скамеечки, каким они были до начала работ

Скамеечки, каким они были до начала работ

Поделиться

Скамеечки, каким они должны стать по задумке архитектора

Скамеечки, каким они должны стать по задумке архитектора

Поделиться

Невероятное везение

ООО «Альбит» зарегистрирована в Уфе в июле 2018 года. Единственным учредителем и руководителем выступает Павел Варфоломеев. Согласно сервису проверки контрагентов «Контур.Фокус», в каких-то других бизнес-проектах мужчина никогда не участвовал. У ООО «Альбит» есть допуск на проектные и строительные работы на ОКН, в госзакупках участвует с апреля 2019 года, за это время взял 109 контрактов на общую сумму 823 млн рублей. Только за последние 8 месяцев компании отдали благоустройство Советской площади (90 млн рублей), территории вокруг стелы «Город трудовой доблести» (45 млн рублей), ремонт здания главного управления МВД Башкирии на Ленина, 7 (80 млн рублей).

Про эту фирму мы рассказывали в конце марта, когда стало известно, что она взяла госзакупку на 27 млн рублей. Однако тогда речь шла только о части проекта, в целом же город заплатит ООО «Альбит» за благоустройство почти четверть миллиарда.

Сначала, в ноябре прошлого года, компания выиграла госзакупку на разработку проекта. Контракт на 4,96 млн рублей был подписан 2 декабря, финансирование — из городского бюджета Уфы. Заявлялись два участника, ООО «Альбит» выиграл за счет более дешевого предложения.

Далее компания взяла одну за другой еще пять госзакупок, уже на реализацию своего же проекта. Тот самый контракт на 26,6 млн рублей — это только «Объект 1», а есть еще «Объект 2» — 46,3 млн рублей, «Объект 3» — 58 млн рублей, «Объект 4» — 48,4 млн рублей и «Объект 5» — 61,9 млн рублей. Сумма по всем контрактам, в том числе на проектирование, — 248,31 млн рублей. Финансирование — из казны федеральной, республиканской и городской.

Обновленный сад Аксакова должны открыть осенью

Обновленный сад Аксакова должны открыть осенью

Поделиться

Что касается последнего «объекта», то к участию была подана только одна заявка, от ООО «Альбит», поэтому он выиграл как бы вне конкурса. В остальных же случаях конкурсной комиссией, как указано на сайте госзакупок, «принято решение о признании только одной заявки соответствующей требованиям».

Любопытно, что один из конкурентов пытался оспорить результаты, сочтя его отстранение от конкурса безосновательным. Якобы комиссия нашла несуществующую ошибку. Однако юридически значимых последствий это не возымело, результаты по госзакупке на текущий момент не изменились.

Чтобы разобраться, чем отличаются объекты, нужно изучать сметы. Или можно заглянуть на тот самый сайт, где уфимцы голосовали за объекты благоустройства. В мэрии уверяют, что при голосовании проекты обновления общественных пространств были представлены жителям. Однако теперь на сайте нацпроекта «Жилье и городская среда» этих проектов не найти, лишь некоторые эскизы, которые и близко не похожи на то, что представлено в визуальной части утвержденного проекта благоустройства сада Аксакова. Зато по оставшимся картинкам понятно, что каждый объект — это какой-то кусок парка, то есть зонирование привязано к территории. А еще понятно, что из пяти объектов победителями признаны только два, а остальные три в программу на самом деле не попали.

Оценивать, насколько вся ситуация в целом отвечает требованиям законодательства, — функция правоохранительных органов. Работы там уже начаты, остановить их сейчас очень сложно.

Арка на входе с улицы Пушкина выполнена в стиле сталинского классицизма, который хотели бы сохранить активисты Архзащиты

Арка на входе с улицы Пушкина выполнена в стиле сталинского классицизма, который хотели бы сохранить активисты Архзащиты

Поделиться

— Проект благоустройства сада Аксакова прошел государственную историко-культурную экспертизу, одобрен экспертами, — прокомментировала для UFA1.RU еще один представитель движения Архзащиты и член Совета по правам человека при главе Башкирии Эльза Маулимшина. — Единственный законный способ отменить либо изменить проект благоустройства — оспорить в судебном порядке результаты этой госэкспертизы, в том числе с помощью судебной экспертизы.

Подобные процессы, как объяснила общественница, весьма дорогостоящи, их стоимость может достигать сотен тысяч рублей, конкретная сумма зависит от расценок экспертного бюро, которое назначит судья.

— Тем, кто соберется оспаривать в судебном порядке государственную историко-культурную экспертизу, придется доказать, что исследование проведено с нарушениями, и обосновать — в чем именно эксперт был неправ, — резюмировала Маулимшина.

Total
0
Shares
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts
Read More

Главный медвуз Башкирии нашел деньги на продолжение строительства заброшенного корпуса на западе Уфы

Здание уже несколько лет находится в состоянии недостроя Фото: «Яндекс.Карты» Поделиться Башкирский государственный медицинский университет (БГМУ) решил достроить…