В Уфе вынесли приговор начальнику отделения военкомата Калининского района Константину Выропаеву. Суд подтвердил, что бывший военный помог нескольким призывникам откосить от армии за деньги. В этом материале UFA1.RU коротко рассказывает, как всё началось и к чему привело.
Началось всё с задержания бизнесмена Фарита Самигуллина — его заподозрили в продаже военных билетов известным спортсменам: хоккеистам Анвару Сулейманову, Владиславу Лукину и Михаилу Воробьеву и бывшему футболисту Дмитрию Белозерову. До них силовики тоже добрались и довели дело каждого до суда:
- Анвар Сулейманов — взятка 158 тысяч рублей, наказание — 4 года условно;
- Владислав Лукин — взятка 159 тысяч рублей, наказание — штраф 2,2 миллиона рублей;
- Михаил Воробьев — взятка 200 тысяч рублей, наказание — штраф 2 миллиона рублей;
- Дмитрий Белозеров — взятка 175 тысяч, наказание — штраф 400 тысяч.
Белозеров в своих показаниях рассказал про сотрудника военкомата Константина Выропаева: вместе с Самигуллиным они ходили к нему на прием.
— Осенью 2019 года после начала призывной кампании я пришел в военкомат для прохождения призывной комиссии. По результатам обследования я получил категорию А1, то есть был годен. Мне сообщили, что я поеду в спецназ ГРУ и буду служить в части на территории Санкт-Петербурга. <...> Самигуллин сказал мне, что лучше не идти в армию, — следовало из показаний Дмитрия Белозерова.
В тот же день, когда футболист указал на военкома, того арестовали по решению суда. Это произошло через три дня после его очередного дня рождения. Может, совпадение, а может и нет — вдруг ему дали время побыть с семьей «напоследок»? На фотографии, которую опубликовала старшая дочь Выропаева, будущий подсудимый в свой праздник выглядел счастливым. Впрочем, силовики пришли к нему еще летом. В изоляторе Выропаев просидел недолго — в конце ноября его освободили под домашний арест.
До суда Выропаев занимал должность начальника отдела призыва в военкомате, звание — подполковник. В прошлом участвовал в боевых действиях, однако неизвестно, в каких именно — суд проходил частично в закрытом формате. С 2011 года он упоминается на сайте администрации Уфы — и сначала занимался контрактниками, а потом уже призывниками. Мэрия часто публиковала материалы, связанные с призывом, и Выропаев там фигурировал, иногда выдавая фразы вроде «армия — школа для мужчин». Он также осуждал тех, кто в свои 27 лет (текущий потолок призыва) не получил военный билет.
Тем не менее суд подтвердил данные следствия: военком в 2019–2021 годах помогал отмазывать призывников. И не абы каких, а именитых — перечисленных выше. Также он помог избежать армии нескольким гражданским — тоже за деньги. Это были знакомые его жены Анжелики — они знали, что Константин работает в военкомате и, видимо, полагали, что может помочь. Трое человек отдали ей по 170 тысяч рублей, а часть этих денег она отдала мужу.
Семья неплохо обогатилась за это время. Но настала пора расплаты. В суде оба супруга вину признали. Если для жены реальный срок был маловероятен, то для военкома за не менее 7 эпизодов взяток грозил реальный срок — его-то прокурор и просил. Он считал необходимым посадить Выропаева на 8 лет строгого режима, однако суд учёл признание и сделку со следствием, а также, вероятно, многочисленные награды от государства (в том числе от президента России) — и дал 6 лет условно со штрафом 1,8 миллиона рублей. Его жена прежде получила 3 года условно и 510 тысяч рублей штрафа.
Таким образом, на обоих они получили 9 лет (условно) и 2,3 миллиона рублей штрафа.
Сейчас продолжаются расследования против Семена Кошелева — форварда магнитогорского «Металлурга» (его дело уже в суде) и Фарита Самигуллина — если не найдется других фигурантов, то, вероятно, его дело отправят наконец в суд. Впрочем, из показаний обвиняемых выяснилось, что Самигуллин способствовал получению не только военных билетов, но и водительских прав, а также помог поступить в один из университетов Уфы (и сделать так, чтобы не отчислили).
В суде Выропаев, выступая с последним словом, сказал, что «повелся на просьбу матери», которая просила освободить ее единственного сына от армии. Однако деньги за услуги он всё равно взял.