«Любуюсь дорогими продуктами и покупаю дешевые»: как прожить на пенсию в Уфе и на чём экономить

Для тех, кто зарабатывал неплохие деньги на работе, размер пенсии окажется непривычным

Поделиться

В течение всей жизни человек так или иначе задумывается о пенсии: нарабатывает трудовой стаж, делает накопления, обзаводится недвижимостью. Но зачастую ожидания совсем не совпадают с реальностью: вместо кучи свободного времени — те же бытовые хлопоты, да еще и при снижении дохода, ведь многолетний стаж не гарантирует заоблачной пенсии. Если для жителей некоторых развитых стран пенсия — это время для путешествий, саморазвития и отдыха, то для многих жителей Башкирии и России — это «возраст дожития». В этом материале UFA1.RU расскажет истории трех уфимских пенсионеров с разным уровнем дохода и условиями жизни.

«Я, как интеллигент, привык обходиться чуть меньшим необходимого»

По данным Башстата, средняя пенсия в Башкирии на ноябрь 2022 года — 18 043 рубля. У наших героев, исходя из этих цифр, пенсия выше среднего, но это не значит, что они могут могут позволить себе жить на широкую ногу, — напротив. Александру (имя изменено по просьбе героя публикации. — Прим. ред.) 75 лет. Он живет в частном доме вместе с супругой, тоже пенсионеркой. На двоих у них выходит меньше 40 тысяч рублей в месяц.

— У нас две пенсии по 19 тысяч рублей, — рассказывает мужчина. — Раньше, до 2022 года, у меня были халтурки, которые приносили дополнительные 4 тысячи рублей в месяц, и это очень помогало. Сейчас, конечно, экономим.

Экономить приходится на всём.

— Ищем скидки, акции, лоукостеры и прочие ухищрения. В таком случае хватает на оплату ЖКХ, еду, мелкую одежду. Пока у нас есть старые запасы денег, — рассказывает Александр.

Развлечения лучше вычеркнуть и списка расходов. Составить компанию внукам мужчина не против, но и тогда надо строго следить за бюджетом.

— Развлечения для меня почти исключены. К сожалению, в театр я ходить не могу — по вечерам становится трудно куда-то ходить. Иногда в кино что-то смотрю с внуками. С таким звуком, какой в кинотеатрах сейчас, это превращается в пытку, но приходится. Дома же есть телевизор, где что-то да проскальзывает. Интернет. Еще у меня есть небольшой круг общения — это люди, с которыми я стараюсь видеться почаще, — объясняет пенсионер.

До пенсии Александр создал небольшую коммерческую фирму. Ещё раньше — работал преподавателем и переводчиком. По его словам, накопить что-то с пенсии, которой впритык хватает на повседневные нужды, у него не получалось, и первое время к новому статусу пришлось привыкать.

— Переход из статуса работающего в разряд пенсионеров был ощутимый. Не сказал бы, что резкий, мы все-таки были готовы психологически, да и доходы были невысоки в тот момент. Но ощущались перемены, — вспоминает он. — Еще до 2016 года была индексация, потом ее отменили. Если для рабочих ее уже не было, то мне несчастные полторы тысячи гонораров [за публикации] не могли проиндексировать несколько месяцев.

Александр освоил искусство разумной экономии, но без накоплений пришлось бы тяжко

Александр освоил искусство разумной экономии, но без накоплений пришлось бы тяжко

Поделиться

Без экономии, судя по словам Александра, на пенсии не обойтись. Мужчине в этом смысле повезло: недалеко от дома есть магазин, а доставкой еды они с женой пользовались разве что во время локдауна 2020 года. Но Александр отмечает, что так экономить получается не у всех, у людей разные приоритеты: одни все-таки пытаются что-то откладывать, другие распределяют оставшуюся после оплаты счетов сумму на месяц, у третьих есть требующие расходов увлечения, у четвертых — домашние животные.

— У нас недалеко живет женщина за 70, она перестала месяц назад подрабатывать. Пенсия у нее примерно как у нас. Она очень скудно питается, верхнюю одежду ей дают знакомые. Остальные деньги у нее уходят на кошек, даже бездомных. Она их кормит, лечит в ветклиниках, — делится пенсионер.

У Александра тоже есть домашние животные, и на корм, игрушки, наполнители и прочие кошачьи радости тоже надо потратиться — это отдельная статья в семейном бюджете.

— Ощутимая сумма на наших кошаков уходит да на семечки для птиц. Если котиков выгнать, а птиц забросить, то, наверное, хватило бы денег на что-то еще. Но на многое, чего хотелось бы, уже не хватает сил, — признаётся Александр. — Каждый случай индивидуален. У кого-то запросы высокие, требующие больших затрат, у кого-то запросов на блага цивилизации вообще нет. Я когда-то писал, что я, как интеллигент, привык обходиться чуть меньшим самого необходимого.

Мужчина не унывает: хоть и приходится жить впритык, это не значит, что на ограниченную сумму нельзя порадовать себя и близких. Относится это и к еде.

— Допустим, у меня есть лимит в 300 рублей. И я знаю, что могу приготовить что-то вкусное: к примеру, можно на эту сумму закупиться продуктами и приготовить четыре порции лазаньи, еще и листы самому сделать, — говорит мужчина.

Мы спросили Александра, какой размер пенсии, на его взгляд, можно считать оптимальным для счастливой жизни.

— Для меня на сегодняшний день это было бы тысяч 30–35. Это бы помогло и в непредвиденных тратах: два года назад мне пришлось менять агрегат для отопления дома. Это обошлось в 65 тысяч рублей, и мне до сих пор не удалось эту трату восполнить, — заключает мужчина.

«Накопили бы больше, если бы не сомнительные организации»

Наша следующая героиня — уфимка Яна (имя изменено по просьбе героини. — Прим. ред.). Ей 68 лет, из которых 35 она подарила работе. Выйдя на пенсию, Яна полностью переключилась на внуков. Она живет вместе с мужем, тоже пенсионером, и на двоих у них получается более 50 тысяч рублей.

— Моя пенсия — 22 тысячи, а у мужа — 30 тысяч рублей. Для нас этих денег вполне хватает для насущных нужд, — рассказывает она.

Такую сумму тоже нужно разделять, чтобы хватило на квартплату, еду и непредвиденные ситуации. Яна признаётся, что об экономии на продуктах она не задумывается.

— На питание тратимся по-разному: иногда много, если праздники или пришли гости, а иногда — мало. Скажем, в месяц около 20 тысяч. Мы не ищем специально какие-то скидки и акции. Думаю, что пока нам хватает денег, это и не нужно, — рассказывает она. — На коммуналку в трехкомнатной квартире в среднем мы отдаем около 8000 рублей. А если речь о тратах на одежду, то мы давно новую не покупаем, донашиваем старую. Бывает, конечно, и покупаем, если очень нужно.

Яна однажды попалась на удочку мошенников

Яна однажды попалась на удочку мошенников

Поделиться

Кто-нибудь наверняка скажет, что не считать деньги на еду — это «расточительно». Но Яна старается соблюдать баланс.

— Незапланированные расходы случаются не каждый месяц. А у нас бывает такое, что мы несколько месяцев не тратим ни на что, кроме еды и оплаты ЖКХ. Тогда и деньги копятся немного. А потом случается проблема — а у нас есть средства на ее решение, — говорит Яна.

В качестве альтернативы слесарям и электрикам у Яны собственный муж — он, по ее словам, «рукодельный» и мелкие поломки прекрасно чинит сам. Кроме того, Яна гордится, что им удается справляться с жизнью на две пенсии самостоятельно и обращаться за помощью к детям пока не приходилось. Но далеко не всё так радужно. По сей день пенсионеры попадаются на удочки мошенников: то «ваш сын попал в аварию», то финансовые пирамиды, то продажа каких-нибудь товаров за огромные деньги. Яна до сих пор сожалеет, что несколько раз оказывалась в ловушке.

— У меня хоть и есть накопления, но я часто думаю, что их могло бы быть больше. Кредиты мы предпочитали никогда не брать, а вот на удочку сомнительных организаций пару раз попадались, — говорит Яна. — Еще в девяностые годы я отнесла деньги в «Русский Дом Селенга» (акционерное общество, которое появилось в 1992 году и превратилось в финансовую пирамиду. В 1997 компания закрылась, но от ее действий успело пострадать около 2,5 миллиона человек. — Прим. ред.), а недавно, четыре года назад, нарвалась на УК «Финансист», они тоже не вернули деньги.

Яну мы тоже спросили, какой размер пенсии был бы оптимален для нее. Конкретной цифры женщина не назвала, но рассказала немного о пожеланиях.

— Было бы неплохо увеличить пенсии, чтобы мои ровесники могли спокойно позволить себе отдохнуть. Я раньше очень любила плавать на пароходе, несколько раз так до Москвы и Астрахани добиралась. Сейчас путевки дорогие, это мы уже не осилим. Да и за здоровье боимся: вдруг что случится, а медицина тоже не дешевая, — делится она.

«Вылезаю из задолженности по кредитке»

Наш третий герой — 66-летний Леонид. У него довольно большой трудовой стаж — 38 лет. «Столько некоторые даже не живут», — шутит мужчина. Пенсия соответствующая — около 25 500 рублей плюс надбавка как ветерану труда.

— На УМПО сильная кадровая служба, они оформили всё по высшему разряду, ведь я практически всю жизнь был связан с заводом, — рассказывает Леонид. — Пришлось побегать с оформлением звания ветерана труда, я в молодости потерял удостоверение «Гвардейца пятилетки» (знак отличия, который давал право на послдующее получение звания «Ветеран труда», в 1985 награждение прекратили. — Прим. ред.)

Выход на пенсию не вызывал у Леонида страха или вопросов — он «не парился» о ее размере. По сравнению со средним показателем, сумма получилась приличной.

— Как говорят пенсионеры: «У меня хорошая пенсия, но маленькая». Хотя не у всех и зарплата такая, — шутит Леонид. — Я стараюсь, конечно, себе ни в чём не отказывать, хожу в сетевые магазины и любуюсь на «красивые» продукты, но покупаю то, что подешевле, для проформы глядя на состав мясозаменителей. Смешно сказать, но я даже не всегда могу позволить себе купить огурцы-помидоры, чтобы поесть овощей.

Переход к новому статусу, как и многим другим, Леониду дался непросто. До ухода на заслуженный отдых у него, по его словам, была приличная по меркам Уфы зарплата. А первые два года пенсии ему и вовсе удавалось совмещать с работой.

— Привычка жить с хорошей зарплатой вынуждает делать себе подарки, покупать «ненужные» вещи и иногда обедать в кафе, — добавляет он. — Сейчас я просто на пенсии, подработки никакой нет. Еще занимаюсь общественной работой, но активизм тоже приносит только расходы.

У Леонида есть кредитная карта, с которой он старается обходиться осторожно

У Леонида есть кредитная карта, с которой он старается обходиться осторожно

Поделиться

Затрат с такой пенсией у Леонида немало: помимо коммунальных платежей, еды, одежды и посиделок с друзьями, нужно еще и обслуживать автомобиль: тратиться на ремонт, бензин и прочее.

— Свободных денег у меня не остается. Периодически трачу на «подарки», вроде ТО для машины, техобслуживания, колес, ремонта домашней техники, покупки хотелок, — признаётся Леонид. — До пенсии я тратился на всё это, не думая об остатке на карте. Да и сигареты, кофе и счета за ЖКХ были дешевле. Конечно, сдерживался от пустых расходов — делали ремонт в квартире. Теперь об этом только мечтать.

Из-за этого, по словам нашего героя, его попытки экономить очень нестабильны. Более того, в попытках жить полноценной жизнью можно глубоко увязнуть в долгах. Леонид старается «искать общий язык» с кредитной картой.

— Я после таких «праздников души» подолгу вылезаю из задолженности по кредитке. Правда, стараюсь не задолжать больше размера пенсии, поэтому тогда начинаю сильно экономить и «переходить на макарошки», — рассказывает уфимец.

Мы спросили у Леонида, какой размер пенсии был бы оптимален для безбедной жизни. Мужчина понимает, что с увеличением дохода растут и потребности: по его мнению, «больше денег» не означает «больше свободных денег».

— Чем больше денег, тем больше потребностей. Конечно, ты переходишь на другой уровень ценовой: покупаешь более дешевые продукты и вещи. Поэтому на том уровне потребления, который у меня сейчас, это было бы около 40 тысяч. Кто-то скажет, что это слишком много, кто-то — слишком мало. И опять же, не у всех есть такие зарплаты. Но по ощущениям — где-то так.

Total
0
Shares
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts
Read More

«Попытка пересадить экономику на китайскую иглу». К чему в России привело двухлетие «технологического суверенитета»

Свои газированные напитки точно научились делать Фото: Олег Фёдоров / CHITA.RU Поделиться Двухлетие новой экономической политики — технологического…