Битва за автобусные маршруты: почему самый непокорный перевозчик Уфы бросил транспортный бизнес

Время пазиков на дорогах Уфы давно истекло, и это стоило немалых нервов не только частным перевозчикам, но и пассажирам

Поделиться

В конце апреля — начале мая жители северной части Уфы и пригорода в очередной раз прочувствовали на себе весь эффект транспортной реформы, инициированной главой Башкирии Радием Хабировым 4,5 года назад. Тогда, в октябре 2018-го, у Виктора Искалина не было причин опасаться за свой бизнес: лицензии имеются, машины зарегистрированы, маршрутные карты на руках. Сначала реформа даже оказалась предпринимателю на руку: от нелегальных перевозчиков, которым пришлось убраться с дорог, к нему шли толпами водители автобусов. Но довольно скоро ситуация изменилась: уже с лета 2019 года перевозчик Искалин непрерывно судится, и каждая тяжба сопровождается скандалом.

Виктор Яковлевич Искалин осуществлял пассажирские перевозки в Уфе и пригороде от лица собственного ИП (действует с 3 августа 2009 года; маршруты № 118, 165т, 267, 272 и 298) и двух юрлиц: ООО «Регион-Авто» (действует с 21 ноября 2003 года; маршруты № 110м, 242 и 256) и ООО «Уфа-Север» (действует с 7 октября 2014 года; маршрут № 104). Далее, дабы не путаться, мы обойдемся упоминанием только маршрутов, подразумевая, что их обслуживал один предприниматель — Виктор Искалин. Отметим, что, пока мы готовили этот текст, предприниматель занимался ликвидацией своих фирм, и к моменту публикации часть либо же все они могут оказаться ликвидированными.

Борьба с нелегальными перевозчиками позволила тем, кто работал по закону, набрать новых водителей

Борьба с нелегальными перевозчиками позволила тем, кто работал по закону, набрать новых водителей

Поделиться

До последней капли крови

К началу текущего года у когда-то крупного пассажирского перевозчика Виктора Искалина от прежних 9 оставалось только 2 маршрута: из Черниковки в село Балтика (автобус № 118) и в поселок Тавтиманово (автобус № 165т). Его решение бросить эти направления, остановив 25 апреля свои последние автобусы, стало неожиданным сюрпризом для пассажиров, но не должно было удивлять чиновников.

— Это вызвало, конечно, большой общественный резонанс, коллеги из Минтранса сейчас всё, что можно, делают, — докладывала 2 мая на правительственной оперативке начальница управления по социальным вопросам Елена Прочаковская.

Искалин подал заявление о прекращении деятельности 14 апреля и по закону должен был отработать 3 месяца. Однако он бросил всё уже через 10 дней. В ответ Хабиров поручил подчиненным вопрос «на контроль взять, чтобы этого больше не было».

— Он крови-то много, насколько я понимаю, попил вам, уважаемые коллеги. Если он нарушил обязательства, значит, через суд всё, — прокомментировал руководитель региона. — В суд и наказать. Мы в свое время волю проявили, призвали бизнес работать на наших условиях, в интересах людей. Кто-то услышал и неплохо работает, кто-то не услышал — всё.

И тогда же министр транспорта Башкирии Александр Клебанов заявил, что иски уже поданы в суд. Что могут предъявить предпринимателю после его собственного отречения от бизнеса, пока непонятно, последний иск к Искалину зарегистрирован в Арбитражном суде 26 сентября 2022 года, решения по нему пока нет, очередное заседание запланировано на 14 июня. И, как стало известно UFA1.RU, речь в этом исковом заявлении Минтранса идет о лишении предпринимателя свидетельства на право перевозок по маршруту № 165т.

Начало. Маршрут № 110м

За последние четыре года предприниматель Искалин участвовал в 12 судебных тяжбах. Для сравнения: за десяток лет, предшествовавших транспортной реформе, процессов с его участием было всего 7, большей частью по искам, которые можно считать проходной текучкой: пара споров по страховым выплатам, несколько оспариваний штрафов (в основном с успешным для предпринимателя исходом), мелкие задолженности, требование оплаты оказанных услуг.

В марте 2019 года мэрия Уфы объявила конкурс на маршрут № 110м. Предполагалось, что автобус будет возить пассажиров через весь город с Дока до ТЦ «Мега» и обратно. Итоги конкурса на право перевозок подвели в конце мая, выиграл Искалин. Но сразу получить документы на маршрут было не суждено.

Конкурс не понравился государственному перевозчику «Башавтотранс» (далее ГУП «Башавтотранс», или просто БАТ. — Прим. ред.), поскольку 110м дублировал схему движения маршрута № 110с, который к тому времени уже обслуживал БАТ. Разница лишь в том, что госперевозчик осуществлял перевозки по регулируемым тарифам, а стоимость проезда на новом маршруте не регулировалась, то есть предприниматель не получал бы субсидий из бюджета и имел право устанавливать свою цену на билет.

БАТ обжаловал конкурс и его итоги, УФАС усмотрел признаки нарушения антимонопольного законодательства и выдал предписание об устранении, но вместо досконального разбирательства по делу городское управление транспорта просто аннулировало весь конкурс. А Искалин пошел в суд — доказывать, что он выиграл честно, и требовать выдачи документов.

Пока шел суд, в управлении транспорта решали свои задачи. К марту 2020 года, когда наконец было вынесено решение о незаконности отмены конкурса, 110м исключили из реестра маршрутов. Сначала, в декабре 2019-го, его убрали полностью. Уже через три месяца после, как установлено судом, необоснованного исключения маршрута чиновники нашли повод — 110м решили перевести на регулируемый тариф. Восстановлению маршрута в реестре был посвящен отдельный процесс в арбитраже, не вдаваясь в подробности: Искалин выиграл. Но на это потребовалось время, окончательное решение вынесено в апелляционном суде в Челябинске только в феврале 2022 года.

И тогда же, в феврале 2022 года, в том же апелляционном арбитраже Искалин добился полного удовлетворения его требований о признании незаконными отмены конкурса и выдачи ему свидетельств и маршрутных карт. Вот только к тому времени у перевозчика на полноценный запуск автобусов не осталось ресурсов: разгорелся новый скандал вокруг автобусов № 272 и 298, и водители начали отказываться от работы на Искалина.

Разгром Искалина

Когда на очередном витке транспортной реформы власти объявили войну пазикам, на дорогах появились представители всевозможных надзорных ведомств. Автобусы проверяли прямо на рейсах, когда салоны были заполнены пассажирами. Перевозчику Искалину эти проверки стоили двух весьма популярных маршрутов: № 272 (Док — Телецентр) и № 298 (Док — ТЦ «Мега»).

Автобусы на дорогах Уфы проверяли прямо во время выполнения рейсов с пассажирами в салонах

Автобусы на дорогах Уфы проверяли прямо во время выполнения рейсов с пассажирами в салонах

Поделиться

В картотеке арбитража по этим маршрутам тоже два дела. В первом случае в суд пошел сам предприниматель, он пытался оспорить замену маршрутных карт. Второй иск направило управление транспорта уфимской мэрии — чиновники явили суду доказательства многочисленных нарушений, которые в итоге и стали поводом для лишения Искалина права на перевозки.

Если кратко и по сути, у перевозчика было по 40 карт на каждый из указанных маршрутов. Маршрутные карты, в отличие от свидетельства предпринимателя на право перевозок, должны быть на руках у водителей. В ходе судебных разбирательств выяснилось, что Искалин неоднократно заявлял об утере этих документов и просил в управлении выдать новые. В конце концов мэрия заменила простые бланки на ламинированные бумаги с голографическим оттиском.

Замена карт сопровождалась чехардой со сменой класса автобусов, власти потребовали заменить автобусы малой вместительности (да, ПАЗ — автобус малого класса) на средний класс. Искалин это требование, как он сам тогда заявлял, выполнил, закупил новые автобусы, но это его не спасло.

В ходе надзорных проверок вдруг всплыли «утерянные» карты. Проверяющие также выявили, что на маршрутах работает не по 40 автобусов, а больше. Хуже того, у части машин имеются неполадки, с которыми возить пассажиров в принципе нельзя.

Юрист и руководитель уфимской ассоциации перевозчиков «Аспер» Наталья Тептерева, которая представляла интересы перевозчика в судах, объясняет потерю маршрутных карт недобросовестностью самих водителей:

— Водители не привязаны к перевозчику, они работали, как правило, на собственных машинах, которые предоставляют владельцу маршрута в аренду. И в любой момент любой водитель мог пропасть с концами вместе с маршрутной картой, заявив, что документ утерян, — прокомментировала Тептерева UFA1.RU. — В материалах дела по иску о лишении права Искалина на перевозки по маршрутам № 272 и 298 имеются протоколы о нарушениях водителей, которые к Искалину вообще никакого отношения не имеют. Почему они указали, что работают на Виктора Яковлевича, я не знаю, но эти протоколы использовались управлением транспорта Уфы для доказательства его недобросовестности. И суд эти доводы принял.

Окончательное решение по лишению права Искалина маршрутов № 272 и 298 вынесено в кассации в октябре 2022 года. Предприниматель пытался его опротестовать в Судебной коллегии Верховного суда России, однако его жалобу в феврале текущего года отклонили, шансов доказать свою правоту больше нет.

Остатки не сладки

Пока шли скандальные разборки в судах, Искалин отказался от части других своих маршрутов. Например, от № 267, следовавшего от Колхозного рынка в Старые Турбаслы, который, по словам Тептеревой, не отличался высокой рентабельностью, а после появления дублирующего большого автобуса «Башавтотранса» и вовсе стал бессмысленным. В какой-то момент усилилась конкуренция и на маршрутах № 242 и 256, биться за них Искалин тоже не стал.

Немало нервов перевозчикам стоила и единая карта «Алга», которую внедрили без каких-либо конкурсов. Уфимцы нередко жаловались (и продолжают это делать) на водителей, отказывавшихся принимать карту к оплате. Свою позицию они объясняли просто: деньги с «Алги» не доходят до самих предпринимателей. Искалину довелось из-за этого судиться. И этот процесс он выиграл.

От маршрутов № 118 и 165т Искалин, как мы уже писали выше, отказался, не выдержав, по его собственному заявлению, травли со стороны чиновников. Нерешенной на сегодня остается судьба одного маршрута, № 104, который возил пассажиров из Благовещенска на Колхозный рынок в Уфе.

Свидетельства на маршрут № 104 Искалина лишили проверенной теперь уже схемой: изменили класс транспортных средств и схемы движения, что позволило Минтрансу объявить новый конкурс. Коснулось это не только Искалина, но и ряда других маршрутов в пригород. Из-за этого в декабре прошлого года случился очередной скандал: пассажиры не оценили старания чиновников об их комфорте, когда не обнаружили привычные маршрутки и не смогли добраться в привычное время на работу и учебу. Люди потребовали вернуть автобусы, и власти, в общем-то, прислушались. Вот только это не помогло уже отстраненным от дел перевозчикам.

— Виктор Искалин вынужден был последние четыре года непрерывно судиться с госорганами, вместо того чтобы выполнять свои прямые обязанности — возить пассажиров. Вместо организации и развития перевозочного процесса на своих маршрутах предприниматель вынужден был обивать пороги контрольно-надзорных и судебных ведомств, пытаясь защитить свой бизнес, — резюмировала Тептерева.

Обобщить всю историю транспортной реформы в Уфе позволил себе уфимский эксперт по транспорту Олег Арефьев:

— Перевозчики не смогли перестроиться на новую модель, заявленную властями. Их перестроение усложнили тем, что новая модель так и не появилась. Радий Фаритович [Хабиров] заявлял, что надо работать по правилам, но сами эти правила так и не появились, — прокомментировал Арефьев.

Накануне стало известно, что «Башавтотранс» уже скоро будет приватизирован. Власти заверяют, что после смены формы собственности предприятие по-прежнему будет принадлежать республике.

Total
0
Shares
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts