«Бывшая вышла замуж, но сидела на моей шее»: уфимец вернул детей и бьется за их потраченный маткапитал

Дом приобретен на средства маткапитала, но в нем нет электричества и даже стекол

Поделиться

На первый взгляд, эта история — развод, конфликт, спорная недвижка — ставшие теперь обыденными семейные дрязги. Адекватный человек в такое встревать не станет и вникать не захочет. Ситуацию выделяет из рядовых настойчивость отца, который пятый год обивает пороги надзорных органов и судов, доказывая, что его бывшая супруга обидела собственных детей, присвоив материнский капитал и лишив их возможности улучшить жилищные условия. Деньги ушли на приобретение дома в глухой деревне в 100 км от Уфы, но жилье оказалось в аварийном состоянии и даже не оформлено на детей, как того требует закон. Дело сейчас рассматривает Верховный суд Башкирии, и его решение может стать прецедентом для подобных споров, где пострадавшие — дети.

Заварили детям кашку

Антон и Анна развелись в 2012 году, когда двойняшкам, Артему и Маше (имена детей изменены. — Прим. ред.), только исполнилось по 4 года. Антон теперь говорит, что сын и дочь практически с самого начала просились жить с ним. В то время, однако, еще были живы оба родителя Анны и дети большую часть времени проводили у них.

— Я уходил из семьи по-мужски, оставил им однокомнатную квартиру. Думал, что она квартиру продаст, добавит материнский капитал и купит двухкомнатную. Алименты платил, но в ее дела особо не вникал, у нее была своя жизнь, у меня — своя. Детей часто навещал, пока тесть был жив, с ее родителями отношения нормальные были, они меня всегда пускали, без лишних вопросов доверяли детей, — рассказал Антон.

Двойняшкам было по 10 лет, когда умер дед. Бабушка ушла из жизни еще раньше. К тому времени сам Антон женился на женщине с ребенком, дочерью примерно того же возраста, что и его родные дети. Жили они в двухкомнатной квартире ближе к центру Уфы.

Бывшая жена Антона тоже нашла мужчину и родила ему сына. Для нее это был третий ребенок. Новой семьей, впятером: Анна со вторым мужем, младшим сыном и двойняшками — ютились в однушке в Инорсе.

— Дети боялись ее до ужаса, часто жаловались, что она их бьет. Как-то в очередной раз приехали, попросились жить у меня. Объяснил им, что сам я такое решение принять не могу, нужно разрешение матери. Мы развод оформляли через суд, и в решении прописано, что дети остаются с ней, — объяснил Антон. — Они в тот день уехали, а вечером дочь позвонила по видеосвязи, вся в слезах, рассказала, что мать избила их палкой.

Со слов отца двойняшек, его реакция оказалась довольно острой — написал заявление в полицию. Но дети, которых опрашивали при родительнице, побоялись повторить свои обвинения против нее. И после были наказаны запретом на мобильники и общение с отцом. Всё это происходило еще в 2019 году.

Разрушенный дом в глухой деревне

— Я полгода добивался, чтобы мне разрешили общаться с детьми. К ним тогда едва ли не каждый месяц приходили с комиссией по делам несовершеннолетних (далее КДН. — Прим. ред.). И каждый раз мне отвечали, что с детьми всё отлично, условия проживания соответствуют нормам, — поделился Антон. — Именно в тот период я и выяснил множество любопытных фактов. Например, что она [Анна] со своим мужем нигде не работали и вся семья села мне на шею, жила на алименты, которые я выплачивал двойняшкам. А я, помимо алиментов, еще и одевал их, покупал что-то для учебы, мобильники обоим подарил.

Главное же, что удалось выяснить негодующему отцу, — на средства материнского капитала мать двойняшек приобрела дом в глухой деревне Благоварского района республики. Согласно открытым источникам, в этом населенном пункте в 100 километрах от Уфы в 2020 году проживали 80 человек.

— Поехал выяснять, что за дом. Увидел и ужаснулся: полуразрушенная изба без электричества. В самой деревне даже магазина нет, не говоря уже о школе. Поспрашивал соседей, нашел бывшую владелицу, и она призналась, что стоимость в договоре завысили и на самом деле она выручила за дом только 100 тысяч рублей, а еще 300 тысяч вернула покупателю, то есть моей бывшей, — этим обвинениям Антона есть косвенное подтверждение — расписка Анны в получении денег от продавца дома (копия этого и других документов имеются в распоряжении редакции).

Еще чуть-чуть и видео загрузится
Пустующий дом с годами пришел в аварийное состояние

Видео: Антон А.

В январе 2020 года Антон получил в сельсовете справку о состоянии дома.

«Дом 1955 года постройки, бревенчатый, кровельный материал — шифер. Общая площадь дома — 29,8 квадратного метра. Износ конструкций предельный. Конструкции крыши, полов, потолка местами провалена. Деревянные стены прогнили, частично разобраны. Оконные и дверные проемы перекошены и выбиты. Стекла в окнах разбиты. Дом непригоден для жилья», — указано в акте обследования и справке местного сельсовета.

С этими документами отец двойняшек пошел в суд с иском о признании сделки недействительной ввиду незаконного распоряжения материнским капиталом. Но не тут-то было…

Проигранный суд

Согласно договору купли-продажи, Анна сначала заплатила за земельный участок 100 тысяч рублей и обязалась заплатить еще 400 тысяч за дом. Подписав договор, она обратилась в Пенсионный фонд для получения маткапитала. Там рассмотрели ее заявление и удовлетворили просьбу — 400 тысяч рублей перечислили продавцу недвижимости. Это происходило в октябре-ноябре 2014 года. Расписка о возврате продавцом 300 тысяч датирована 25 декабря 2014-го.

Судебный процесс о признании сделки недействительной Антон проиграл, несмотря на имеющееся на руках подтверждение об аварийности жилья. UFA1.RU обратился к юристам дистанционного сервиса юридических консультаций Advostar с общим вопросом по теме, и вот что нам ответили:

— В некоторых регионах страны, когда на материнский капитал приобретается частный дом, направляют запрос в органы опеки об исследовании дома на предмет пригодности проживания для детей. Закон, однако, к этому не обязывает, поэтому исследование домов проводится на усмотрение соцфонда, — объяснили нам юристы.

Исследование перед сделкой, как выяснилось, всё же проводилось. Правда, сейчас и в местной администрации уверены в том, что избу приобрели только для обналичивания маткапитала.

— Они бы хоть раз приехали, посмотрели, порядок навели, хотя бы месяц тут пожили. Когда дом покупали, он был нормальный, а теперь сколько лет прошло. Им только обналичить маткапитал надо было, вот из-за этого весь сыр-бор, — прокомментировали UFA1.RU в администрации местного сельсовета. — Там и сарай был, и дом прекрасный был, с газом и светом. Воды только не было, из колодца. А теперь там всё так заросло, что по двору не пройти.

Собеседник редакции оговорился, правда, что обследование было только визуальным. Но его оказалось достаточно для выдачи справки о соответствии дома требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Вспомнить, сколько времени дом пустует и когда его отключили от коммуникаций, он затруднился, но уверен, что разрушение дома началось уже после продажи, потому что за ним никто не следил.

Дом с похожими характеристиками, дворовыми постройками и богатым садом в 2021 году продавался сначала за 270 тысяч рублей, потом цену уронили до 230 тысяч

Дом с похожими характеристиками, дворовыми постройками и богатым садом в 2021 году продавался сначала за 270 тысяч рублей, потом цену уронили до 230 тысяч

Поделиться

Снова в суд — с детьми

В октябре 2022 года двойняшкам Артему и Маше исполнилось по 14 лет. Первое, что сделали дети, достигшие возраста ограниченной дееспособности, — собрали вещи и пришли жить к отцу. И тут главным препятствием стали уже возражения не матери, а школы и чиновников в районной администрации — они отказались переводить детей в новое учебное заведение по обычному обращению — это право пришлось доказывать в суде.

Полгода семиклассники просыпались по утрам на полтора часа раньше привычного, чтобы проехать через весь город и успеть к началу уроков. Пока шел судебный процесс, в обе семьи наведалась КДН — для проверки условий проживания. Самим же школьникам пришлось пообщаться с психологом.

— Артем испытывает к отцу позитивный интерес, высокую степень поддержки в отношениях, к матери — неоднозначное, тревожно-амбивалентное. Мария к отцу испытывает положительные чувства, отношение доверительное, к матери — тревожно-амбивалентные, — это заключение психологов процитировано в решении суда, где определялось место жительства детей.

Но еще раньше выяснилось, что дом, купленный Анной на материнский капитал, так и не оформлен на детей. И прокуратура Калининского района Уфы пошла в суд с иском о выделении долей — в доме, который ныне находится в аварийном состоянии. Первую судебную инстанцию надзорный орган выиграл. Как указано в решении суда, мать двойняшек оправдывалась некими ограничениями на регистрационные действия, наложенными на дом.

Антон не согласился с решением суда Калининского района и подал апелляционную жалобу. Он настаивает на том, что его детям не нужны никакие доли в развалившейся избе в глухой деревне. Антон считает, что справедливым в этой ситуации будет, если мать детей выделит доли в ее собственном жилье.

Анна сейчас живет в однушке, которая принадлежит ей наполовину (вторая половина в собственности сестры). Антон полагает, что его детям положено по четверти, а бывшая жена со своим вторым мужем и ребенком должны переселиться в квартиру в малосемейке, принадлежащую, по его сведениям, Анне.

Комментарий адвоката

— Подобных решений в судебной практике у нас нет, и сложно рассчитывать, что отец добьется желаемого в таком виде, — уверена адвокат Замбиля Курманкаева, специализирующаяся на жилищных спорах. — Верховный суд не может выйти за рамки исковых требований прокуратуры. Возможен вариант, что апелляционная инстанция решит рассмотреть иск по правилам первой инстанции. В этом случае прокуратура сможет уточнить свои исковые требования. Но мне видится реальнее выигрыш в том случае, если прокуратура подаст новый иск и по другим основаниям — возврат денежных средств в связи с недобросовестным расходованием матерью детей материнского капитала. Об этом факте свидетельствует, в частности, расписка о возврате денег продавцом уже после осуществления сделки и вывода средств из Пенсионного фонда. В любом случае любопытно, каким будет решение суда — ситуация иллюстрирует правовую коллизию, решение которой пока не прописано. Если отец добьется своего, дело может стать прецедентом для других подобных случаев.

Каким будет решение, предугадать невозможно. UFA1.RU направлял запрос в прокуратуру, однако к моменту публикации ответа не поступило. Как рассказал сам Антон, сейчас он ожидает выезда на место межведомственной комиссии, только после их заключения продолжится судебный процесс.

Отметим, что несколько лет назад ситуацию обсуждали в известном скандальном ток-шоу по ТВ, и тогда мать Артема и Марии рассказала журналистам, что бывший муж устроил против нее травлю. В то же время она поясняла, что приобрела дом для ведения хозяйства. Почему этого хозяйства до сих пор нет, неизвестно, когда мы обратились к Анне, она от комментариев отказалась и пригрозила судом.

Total
0
Shares
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts