Еще несколько десятилетий назад торговые ряды на рынках были сосредоточением общественной и экономической жизни Уфы. Сегодня этот формат торговли почти полностью уступил позиции торговым центрам и супермаркетам. Тем не менее некоторые из рынков продолжают работать. Мы решили узнать, в каком они сейчас состоянии, кому принадлежат, а также вспомнить, с чего всё начиналось.
Сердце уфимской торговли
Активно торговать в Уфе начали более 400 лет назад, с основания города-крепости, писала газета «Уфимские ведомости» в своей исторической статье о ярмарках. Первый рынок расположился на Троицкой (Нижнеторговой) площади, ныне носящей название Первомайской (она находится за Монументом Дружбы). Краевед Сергей Синенко в своей статье для издания «Посреди России» рассказывал, что в конце XVII века из-за пожара, в котором сгорели весь деревянный гостиный двор, бывший губернаторский дом и трактир, торговля с этого места постепенно переместилась на Верхнеторговую площадь. Построенный там каменный Гостиный двор существует и по сей день.
По данным интерактивного энциклопедического портала «Башкортостан», торговые ряды на Верхнеторговой площади в Уфе построили в 1825–1867 годах, проект разработал знаменитый петербургский архитектор Авраам Мельников. Тогда, в XIX веке, как рассказывал «Аргументам и Фактам» историк Михаил Роднов, в Уфе происходил «стремительный рост татарского бизнеса», купцам принадлежали «фруктовые подвалы», лавка с «бумажным товаром», была развита хлебная торговля.
На Гостином дворе проводились ярмарки, в которых участвовали купцы в том числе из удаленных губерний, для них поблизости стали появляться «нумера». Возникли тут и торговый дом братьев Крестовниковых (сейчас в нем находится «Вкусно — и точка»), и торговый дом Косицкого, и здание Общества взаимного кредитования. На знаменитой старинной фотографии Верхнеторговой площади виден павильон кондитера Дмитрия Берштейна.
В советские времена, рассказывала общественница и экскурсовод Кристина Абрамичева, власти не оценили «всю эту купеческую роскошь», здания стали использовать для военных нужд в годы ВОВ, здесь размещалось оборудование прядильных и ткацких фабрик, эвакуированных из Московской и Смоленской областей, следует из данных энциклопедического портала «Башкортостан». Когда фабрика съехала, здание пришло в упадок.
По словам Абрамичевой, в
Сейчас Гостиный двор — один из основных коммерческих и культурных центров башкирской столицы, большая часть его принадлежит компаниям, связанным с влиятельным олигархом Дамиром Мугиновым, который контролирует этот бизнес. К активам этого бизнесмена относятся также предприятия группы «Тау» — в частности Стерлитамакский нефтехимический завод, «Синтез-каучук» и другие. Руководит своей бизнес-империей олигарх через фирму «Управление активами», в которой, по данным сервиса «Контур.Фокус», ему принадлежит доля почти в 87%.
А вот не менее популярный Центральный рынок на улице Цюрупы с длинной историей оказался в менее выигрышном положении спустя десятилетия после своего основания. Когда-то, в далеком декабре 1965 года его первый павильон возник тут на месте бывших конюшен (до них эту территорию занимал концлагерь для военнопленных времен Первой мировой войны), рассказывали в мэрии Уфы.
Как рассказывали в газете «Вечерняя Уфа», в
В тот период управлялся рынок МУП «Центральный рынок Уфы», следует из «Контур.Фокуса», принадлежало оно комитету по управлению муниципальной собственностью города. Однако в нулевых предприятие приватизировали, появилась новая компания — «ТК “Центральный”» во главе с гендиректором Иосифом Марачем (он же выступал ликвидатором вышеупомянутого МУП). В дальнейшем предприниматель стал депутатом уфимского горсовета.
Компания «Центральный» принадлежит фирме «Финвесторг-Уфа», связанной с известным в городе предпринимателем и меценатом Василием Пегановым. Его называли бывшим бизнес-партнером олигарха Бориса Березовского, к активам Пеганова относили ресторан «Тихая гавань», развлекательный комплекс «Веселый Роджер» в парке Якутова, его компания управляла пакетом мэрии в выставочном комплексе «Башкортостан».
В 2019 году началось банкротство «Центрального», связанное с долгами бизнесмена перед банком «Траст». Громкий процесс продолжается и до сих пор. Согласно данным «Контур.Фокуса», сейчас все доли в «Финвесторг-Уфа» разделены между карибским офшором «Хорат Лимитед», компанией «Грантор» (ранее принадлежала Марачу, а сейчас — «Хорат Лимитед» и Наталье Пегановой), УК «Управление инвестициями», которое через фирму «Менеджмент капитал» принадлежит финансисту Алексею Гуськову и кипрскому офшору «Балмур Лимитед». Первые две доли находятся в залоге у компании «УК Геокапитал» Василия Пеганова.
Рынок порешал
Но, помимо Гостинки и Централки, в Уфе существовали и продолжают существовать и другие торговые площади, которые куда больше похожи на те самые рынки в привычном нам понимании. Например, по-прежнему функционируют торговые ряды на Колхозном рынке в Черниковке, история которого берет свое начало в
Колхозный рынок было решено построить в 1953 году, сказано в книге «История Бузовьязовского района. Люди и судьбы» его будущего владельца Айрата Сулейманова. По информации уфимской мэрии, рынок возник на месте базара, который был в Черниковске и прежде. В те времена, отметили в администрации, все рынки в Уфе фактически были колхозными — крестьяне привозили излишки продукции и сбывали их по выходным.
Городские власти указывают на то, что это место в девяностых стало «главной барахолкой северной части города». Под занавес прошлого тысячелетия один из бывших директоров рынка Тагир Мухамедьянов стал фигурантом нашумевшего «голубого дела», писала «Российская газета». Его и подельника обвинили в убийстве двух гомосексуалов на улице Лотовой в Уфе на почве ревности.
После этого скандала Колхозным рынком стал управлять нынешний владелец — бывший депутат Курултая, скандальный предприниматель Айрат Сулейманов, о котором мы рассказывали в отдельной статье. В прошлом году там произошел крупный пожар, принесший огромные убытки местным торговцам.
Управляет рынком УК «Меркурий-Инвест», директором и владельцем компании является, согласно «Контур.Фокусу», дочь экс-депутата Эльвира Сулейманова. Вместе с ней он выступает совладельцем фирмы «Финанс Меркурий Маркет Групп», которая через организации «Орбита» и «Караван» управляет торговыми комплексами «Юлдаш» и «Караван» в Уфе, Центральным рынком в Белебее.
Еще меньше с девяностых изменился рынок «Юрматы» в уфимском Инорсе. Точно установить, когда именно он появился, трудно, но в конце прошлого века он точно уже существовал. В последние годы ходило множество слухов то о грядущей реконструкции, то о закрытии этой торговой площадки, однако до сих пор там особо ничего так и не поменялось.
Невидимая рука Запада
Остались в Уфе и рыночные ряды, спонтанно возникшие на проходных местах еще в прошлом веке — правда, сейчас они переживают не лучшие времена. Например, популярный фермерский рынок на площади перед Дворцом спорта по улице Зорге — традиционное место для проведения различных ярмарок еще с девяностых. Сейчас городские власти пытаются торговцев разогнать, чтобы провести здесь благоустройство сквера.
Возникший в конце прошлого века Затонский рынок на проспекте Дружбы народов недавно попал в уголовную историю, когда одного из его сооснователей, бывшего главу таджикской диаспоры Абдурахмана Рахимова вместе с родней арестовали по подозрению в вымогательстве денег у торговцев. Это место, в прошлом популярное у местных жителей и прославившееся в 2011 году из-за массовой драки представителей чеченской и таджикской диаспор, которые вели здесь дела, сейчас находится в упадке.
Впрочем, в отличие от торговых рядов на Зорге, здесь есть и плодоовощная база «Евразия», и одноименный новый агрокомплекс. По данным сервиса «Контур.Фокус», сейчас ими владеют предпринимательница Наталья Сакаева — бизнес-партнер депутата горсовета Уфы Артура Шайнурова по логистической фирме «Уршак» и владелец казанского автосервиса «КарСервис» Фуркатжон Икромов — предположительный родственник Абдурахмана Рахимова. Сам Шайнуров в качестве вице-президента Ассоциации импортеров плодоовощной продукции курирует развитие этого агропарка.
Под свое покровительство власти взяли и так называемый «вьетнамский рынок» в Дёме (он же Дёмская торговая база) на улице Вахтангова. Он также возник в девяностые, став основным местом торговли для выходцев из Китая, Вьетнама, Кыргызстана. Юридически рынок оформлен как потребительское общество — это объединение пайщиков, представленных отдельными физлицами и организациями. До 2022 года, по данным «Контур.Фокуса», в их числе были Башпотребсоюз, бизнесмены Венир Хамидуллин (владелец продуктового магазина «Кристалл» в Дмитриевке), Андрей Сюсин (в прошлом занимался розничной торговлей в палатках и на рынках) и другие. Актуальной информации о нынешних пайщиках в базе не представлено.
Примечательно, что в последние годы в руководстве Башпотребсоюза происходила кадровая чехарда — то и дело возникали скандалы, когда очередного нового руководителя обвиняли в рейдерском захвате, а потом он резко сменялся другим менеджером, об этом мы подробно рассказывали в отдельной статье.
В 2021 году, по данным Минторга Башкирии, совет союза возглавил сам министр Алексей Гусев, пообещавший ввести кооперацию в региональные программы, заняться подготовкой профессиональных кадров, увеличением объемов производства. Руководителем Дёмского рынка, согласно «Контур.Фокусу», на данный момент является экс-председатель регионального отделения «Партии дела», бывший депутат Курултая Ильдар Исангулов, известный также в качестве телеведущего и автора передачи «Дознание».
С 1997 года в Уфе действует Гурьевская оптовая база, она же Гурьевский или Кировский рынок на улице Гурьева. Эта торговая площадка функционирует и до сих пор, управляется МУП «Кировский», принадлежащим городской администрации. Южный рынок на улице Ухтомского в Дёме действует с 1994 года и также принадлежит уфимским властям. В Черниковке есть еще и рынок «Табын» на улице Вострецова, которому власти с конца 2019 года пытаются придать легальный статус, снеся старые торговые ряды и создав новый павильон, рассказывало радио «Спутник FM», однако о каких-либо продвижениях в этом вопросе пока ничего не сообщалась.
Печальная история произошла с универсальным рынком ХБК, возникшем вместе с ТЦ «Иремель» на месте бывшего Уфимского хлопчатобумажного комбината на улице Менделеева. Оба этих объекта принадлежали олигарху, экс-депутату Госдумы и основателю бренда «Индюшкин» Марселю Юсупову и были созданы в 2006–2007 годах.
В 2018 году некогда успешного предпринимателя, имевшего связи с крупными политиками в Челябинской области и Башкирии, объявили банкротом из-за долгов, с которыми он не мог рассчитаться, после чего его бизнесы постепенно начали сбывать с молотка. И пока конкурсный управляющий бизнесмена пытается вернуть в конкурсную массу многочисленное дорогостоящее имущество, переписанное Юсуповым на дальнюю родню еще в конце прошлого десятилетия, часть его активов ищут своего покупателя. В том числе это касается и рынка ХБК, который уже несколько раз пытались продать, но не нашли желающих — в последний раз лот выставляли на торги за 310 миллионов рублей.
Часто рынками называют еще и ТСК «Красинский» и «Свердловский», которые появились уже в наше время на улице Красина и Свердлова соответственно. Первым рынком управляет одноименная компания, принадлежащая, по данным «Контур.Фокуса», экс-депутату Курултая Вадиму Гатауллину, его бизнес-партнеру Владимиру Богданову и бизнесмену Олегу Тыртышному через нефтетрейдера «Интэкхим». Гатауллин известен как бывший владелец компании «Башкирский кирпич» и сын бывшего зампрокурора Башкирии Валерия Гатауллина. В одном из наших расследований мы уже рассказывали о том, что совладелец «Красинского» в последние годы ведет строительный бизнес в Майами.
В прошлом Вадим Гатауллин и Владимир Богданов также владели компанией «Бетапром», управляющей ТСК «Свердловский», однако сейчас его делят между собой малоизвестные предприниматели Айсылу Алтынбаева, Артем Шевченко и Руслан Куля, о других их бизнес-проектах сведений нет. Директором «Бетапрома» был и остается Антон Казаев, он же занимает аналогичный пост в ТСК «Красинский».
Экономист Рустем Шайахметов, отвечая на вопрос о том, в каком состоянии сейчас находятся рынки классического формата «из девяностых» и какие у них перспективы, отметил, что для поклонников такого формата торговли решающую роль играет контакт покупателей с торговцами.
— Уфимские рынки в определенной степени востребованы, но реализация других форматов торговли значительно сузила их возможности, — отметил он. — Сейчас они занимают небольшую нишу в торговле. У них есть стойкие сторонники, которые воспринимают процесс покупки товаров как часть общения. Для многих клиентов этих рынков покупка — это как некий ритуал. Тем более многие покупатели и продавцы лично знакомы, и при покупке они обсуждают новости, события. Поэтому для определенной части населения торговые ряды — это и образ их жизни.
Читайте также наши расследования из цикла «Кто стоит за уфимскими ТЦ»: ТЦ «Экватор» и ТРК «Галерея ART», ТЦ «Яй» и ТРЦ «Акварин», ТЦ «Ультра» и «Мир».