В России наблюдается беспрецедентный интерес к подержанным автомобилям. По данным агентства «Автостат», за пять месяцев 2023 года реализовано
Объем вторичного рынка по итогам пяти месяцев 2023 года возрос сразу на четверть. Май и вовсе установил локальный рекорд — было продано более полумиллиона подержанных машин, что в полтора раза больше, чем в мае 2022 года. Последний раз столь высокая активность на вторичке наблюдалась еще до начала СВО, в конце 2021 года, и тогда триггером был постковидный дефицит машин.
А при чем тут Куба? Остров Свободы прославился на весь мир колоритностью своего автопарка, который даже в наше время пестрит старомодными американскими и советскими автомобилями. Причины этого похожи на те, что разрушают авторынок России: в 1959 году постреволюционная Куба попала под эмбарго США, поставки машин в страну прекратились, а гражданам запретили продавать автомобили, выпущенные после 1959 года. России подобный сценарий в чистом виде не грозит, потому что страна обладает собственным автопромом плюс поставки продолжает Китай. Но полпути до кубинского варианта мы все-таки прошли.
Резкое увеличение цен на первичном рынке толкает вверх и стоимость б/у автомобилей. Их средняя цена достигла
Рейтинг марок и моделей
Уже который месяц в лидерах вторичного рынка отнюдь не «Лады», а Ford Focus: он перепродается в количестве более 10 тысяч штук в месяц. За ним идет Hyundai Solaris, а далее лучшая из «Лад» —
Lada же предсказуемо лидирует в зачете марок, за ней расположилась Toyota (в том числе за счет праворульных экземпляров), далее KIA и Hyundai, а замыкает пятерку Nissan.
«Китайцы» буксуют
На первичном рынке чайнакары бьют личные рекорды, и их доля приближается к 50% от общего числа проданных машин. Поэтому всё чаще возникает вопрос, реально ли продать китайский автомобиль на вторичном рынке? Пока новости не слишком обнадеживающие — продажи «китайцев» на вторичке стагнируют, и за первые пять месяцев было куплено 42,5 тысячи машин из КНР, что соответствует уровню прошлого года. Доля китайцев на вторичном рынке по-прежнему ничтожна — лишь 2%. По итогам же первых четырех месяцев продажи китайских автомобилей на вторичке и вовсе упали.
Большая часть спроса приходится на «китайцев» в возрасте более 10 лет, они обеспечивают половину всех продаж. Чайнакары пока выбирает небогатая клиентура, которая ищет иномарку по низкой цене. Например, Chery Tiggo (T11) в возрасте 10–13 лет стоят в среднем около 400 тысяч рублей (есть и дешевле): это вдвое меньше, чем новая Lada Granta в бедненькой комплектации.
Из китайских автомобилей на вторичном рынке наибольшей популярностью пользуется бренд Chery, за ним следует Geely, потом обанкротившийся Lifan, далее Great Wall и Haval. Впрочем, этот рейтинг не говорит о ликвидности марок: «Чери» лидирует, потому что продается дольше и активнее других марок уже почти 20 лет. А тот же Haval пришел в Россию лишь в 2014 году, поэтому и на вторичном рынке его меньше.
Постепенно растет интерес к китайским машинам новой волны, например, доля чайнакаров в возрасте 3–6 лет увеличилась за год с 10 до 18%. Но вот продажи китайских трехлеток, наоборот, сократились, что связано, скорее, с отказом продавцов расставаться с достаточно свежей машиной. Интересно, что в случае со многими китайскими автомобилями цена перепродажи выше, чем стоимость новой машины в год покупки. Например, по данным «Автостата», трехлетний Chery Tiggo 4 стоит сейчас в полтора раза больше, чем три года назад стоил новый.
Последнее обстоятельство справедливо и для других моделей. Например, Toyota Corolla турецкой сборки (такие поставлялись в Россию) в 2019 году в версии с вариатором стоила в районе
Электромобили разменяли тысячу
Из других экзотических тенденций — увеличение спроса на подержанные электромобили. В мае их купили более 1000 штук, и сегмент демонстрирует уверенную динамику. Лидером был и остается Nissan Leaf, занимающий почти 60% рынка, на втором месте Tesla Model 3, а вот третьим идет «параллельный» Hyundai Kona. Остальные модели электромобилей на вторичном рынке расходятся в штучных количествах.