Сегодня, 24 июля, в Октябрьском районном суде Уфы прошло очередное заседание по делу Андрея Смышляева — основателя сети магазинов «Таганка», знакомой многим жителям Башкирии. История оглушительного успеха «шинного короля» успела сменить свой настрой на более драматический — предприниматель обанкротился, позже и вовсе стал фигурантом уголовного дела. Рассказываем, за что судят Смышляева, а также почему он не согласен со следствием, и кто, по его версии, на самом деле виноват.
Во время заседания Смышляев впервые за все время лично высказался на публике о подробностях судебных разбирательств с ООО «Нокиан Шина» — поставщиком, заявившем о хищении предпринимателем около 1,3 миллиарда рублей. Со слов Смышляева, отношения между его компанией ООО «Русшина-Тюмень» и пожаловавшимся партнером тянутся еще с начала десятых годов.
«Нокиан Шина» — российское подразделение финского бренда Nokian Tyres. Начиная с апреля этого года, по данным сервиса «Контур.Фокус», предприятие переименовалось в «Айкон Шина», избавившись от финских соучредителей в пользу единственного владельца — «Татнефти». Исполнительным директором компании является Дмитрий Шмаров.
Будучи дистрибьютором «Нокиан Шина», Смышляев стремился создать доверительные отношения с руководством компании, став чуть ли не главным распространителем их продукции на территории Башкирии. Со слов предпринимателя, вместе с партнерами они вели взаимовыгодную торговлю: ему — шины по выгодной цене, а менеджерам — высокие показатели продаж, которые после плавно перетекали в их премии.
— Все это делается для того, чтобы сотрудники «Нокиан Шина» получали очень большие премии по итогам квартальных продаж. Об этом свидетельствуют постоянные отгрузки в адрес «Русшина-Тюмень» именно в конце каждого квартала 2014 года, — рассказал Смышляев.
В 2015 году, когда в Россию нагрянул экономический кризис в связи с санкциями и нестабильной политической обстановкой, отношения между «Нокиан Шина» и «Русшина-Тюмень» стали накаляться. Со слов подсудимого, поставщик, пользуясь стремительно меняющейся ситуацией на рынке, начал сильно завышать не только цены на продукцию, но и требовать к покупке все большие объемы товара. Это оказалось неприемлемым для Смышляева, поэтому он решил обратиться к конкурентам «Нокиан», которые предлагали больше за куда более выгодный ценник.
— Дело в том, что представители «Нокиан Шина» на протяжении нескольких лет заставляли крупных дистрибьюторов постоянно увеличивать количество покупаемых у них шин, — высказался подсудимый. — Из-за плохих продаж и кризиса, который наступил в 2015 году, а также увеличения стоимости продукции «Русшина-Тюмень» в моем лице, как директора организации, решила не участвовать более в подобных схемах и временно прекратить закупки у «Русшина-Тюмень» до продажи товарных остатков.
По заверениям Смышляева, это сильно задело руководство «Нокиан Шина», ведь один из главных их дистрибьюторов решил уйти, порушив планы на 2015 год. Предприниматель, в свою очередь, все-таки намеревался продолжить деловые отношения с поставщиком. С его слов, во время последней закупки управляющий состав просили разместить заказ на поставку 100 тысяч летних шин, но Смышляев вместо этого заказал лишь 30 тысяч.
— Столь малая закупка сильно ударила по продажам «Нокиан Шина» и премиям руководства. Из-за этого сильно ухудшились отношения между мной и представителями фирмы. Могу предположить, что они не захотели терять свою долю рынка, а сеть магазинов «Таганка» продавала за год более миллиона шин. Именно поэтому компания и решила с помощью поддельных накладных, а также копии поддельного, а может и вовсе не существующего акта сверки, присудить «Русшина-Тюмень» в арбитражном суде Санкт-Петербурга несуществующую задолженность, чтобы в дальнейшем начать требовать банкротство и передать долю рынка более локальному дистрибьютору. Я стал показательным примером для других несговорчивых предпринимателей, — рассказал в своем обращении бизнесмен.
Как отметил Смышляев, в это время он находился за границей, так как это позволяла ему его должность. Фактически в компании он занимался заключением договоров, а также обсуждал цены с поставщиками. Всей финансовой подоплекой занимался его партнер — Сергей Горохов. Пока Смышляев временно отсутствовал, бизнесмен-финансист продолжал поддерживать деятельность «Таганки», однако вскоре холдинг начала медленно загибаться, когда «Нокиан Шина» подала заявление о нанесении финансового ущерба компанией «Русшина-Тюмень», Со слов поставщика, Смышляев оформил заказ на более чем 300 тысяч шин, после чего пообещал заплатить за них позже.
— У многих после моих слов может сложиться мнение, что я пытаюсь свалить всю вину на своего компаньона Сергея Горохова, но это не так. Я и мои защитники всего лишь показали, как были распределены обязанности в группе компаний, в которые входила «Русшина-Тюмень», — начал подсудимый. — Рассказать об этом было необходимо, потому что следствие указывало, что все сделал я, а роль Горохова не была оценена. Я не мог всего этого сделать, так как основную часть времени я находился за пределами России. Я не признаю не только факт отгрузки части продукции «Нокиан Шина», но и даже ее заказа в таком количестве.
По версии следствия, Смышляев преднамеренно продал большую часть полученных шин. После этого он вывел деньги и объекты недвижимости, а также совершил «ряд операций», которые привели к тому, что имущества компании «Русшина-Тюмень» стало недостаточно для того, чтобы погасить основной долг перед кредитором в размере 1,1 миллиарда рублей.
— Оспариваемые шины по количеству как раз соответствуют недостающему в материалах дела документу — товарно-транспортной накладной. Это говорит, что мое обвинение неверно. Об этом также говорит и более 30 судебных дел, в которых также, как и в банкротстве ООО «Русшина-Тюмень», ООО «Нокиан Шина» является конкурсным кредитором, — заявил подсудимый.
Во время оглашения речи Смышляев заявил, что банкротство «Русшина-Тюмень» было не его целью, а «Нокиан Шина». Для этого последние якобы подделали подписи в акте сверки и приемки отгруженных шин, где указывается количество товара и сумма. Со слов предпринимателя, большинство документов, которые следствие использует как доказательство, подделаны, ведь он в это время был не в России, а значит никак не мог сделать оригинальные подписи.
— Копия акта сверки, на которую ссылается следствие, носит мою подделанную подпись, а также печать «Русшина-Тюмень». Я и мои защитники не раз настаивали на проведении экспертизы, а также на демонстрацию оригинала, но нет, — возмутился Смышляев.
Именно поэтому, по версии предпринимателя, уголовное дело необходимо вернуть прокурору для повторного рассмотрения с учетом внесенных им замечаний. Также он предлагает привлечь к делу его партнера Сергея Горохова, который в этот период вел активную деятельность от лица «Таганки». Финальное решение примет судья уже сегодня.
Напомним, у предпринимателя действительно было большое состояние, что можно понять, изучив материалы арбитража по банкротству связанных с ним компаний. Процесс стартовал в 2017 году, когда у холдинга «Таганка» Смышляева, управлявшего сетью одноименных шинных центров в Уфе и других городах России, возникли крупные долги перед кредиторами. У родственников и бизнес-партнеров мужчины тогда арестовали 23-метровую моторную яхту Olga, названную в честь бывшей жены, две виллы и более ста гектаров земли в Италии на берегу озера Комо, а также ряд других активов. Подробнее о профессиональном пути Смышляева, истории создании «Таганки», а также падении его «империи» UFA1.RU рассказывала ранее.