Башкирия — национальная республика, которая, как и каждый регион России, имеет свои особенности и отличия. Автор ниже — 24-летний журналист, который переехал в Уфу из Смоленской области в начале осени прошлого года. Ранее он уже делился своими мнением о Дне города, а также успел как поругать, так и похвалить столицу республики и ее кухню. В этот раз он решил рассказать о предрассудках про жителей Башкирии, которые слышал до переезда, и какие из них оправдались после.
Башкортостан — мусульманская республика
Как только я заявил, что собираюсь переехать почти за 2 тысячи километров от дома, то услышал от родственников и друзей много интересного. Конечно же, речь шла о предрассудках, мол, да там живут такие-то, такие-то, зачем оно тебе вообще надо. Моя тетя вообще думала, что Башкирия — это другая страна. Интернет, кстати, также пестрит обилием материалов про культурные особенности жителей республики, однако верить в них — дело оппортунистов или же ярых критиков. «Но зачем везти с собой скепсис в свой новый дом», — подумал я и отправился в Башкирию. И только теперь, прожив здесь почти год, я могу с уверенностью сказать, что из сказанного мне оказалось правдой, а что нет.
Я вырос в христианской семье, где всегда терпимо относились к представителям другой религии, однако тезис о наличии республиканской религии озвучивался чуть ли не каждым, кто узнавал о моем намерении переехать. И проблема как раз таки не в религии, а в культурных особенностях — я и мои близкие росли в обществе, где ислам, как и буддизм, даосизм, индуизм существуют, но где-то далеко, не у нас. Проще говоря, жители Центральной России просто не знают ничего об особенностях поведения и ценностях представителей другой религии.
Именно поэтому многие опасаются, что новоприбывшим в Башкирию будет трудно влиться в культурную и религиозную жизнь. Каково же было мое удивление, что всё это на самом деле глупый предрассудок. Мнение о том, что Башкирия — исключительно мусульманская республика, не очень популярно и внутри региона. Да, местные власти всячески поддерживают религиозные настроения у горожан (на фоне того, что главную мечеть Уфы не могут достроить уже несколько лет, в их чаяния верится с трудом).
Факт: в Уфе расположено главное представительство Духовного управления мусульман России. Но всё-таки это, как и вся наша страна, многонациональный и поликультурный город. Здесь можно встретить представителей разных наций, вероисповедания, цвета кожи. И это круто! Возможность общаться со всеми ними, узнавать их особенности, порядки. Причем я как христианин не чувствую никаких притеснений, наоборот, в городе много церквей и храмов. Да и в мечеть зайти никто не запрещает, сам глава ДУМ Башкирии не раз заявлял о светскости республики.
Свой — чужой
Эта установка, наверное, особенность российского менталитета в целом. Удивительная привычка, которая появилась еще в советские времена, делить людей на своих и чужих. Свой — это тот, кто рядышком, твоей национальности, земляк и прочее. А чужой — любой, кто выглядит не так, как ты, или говорит только на другом языке. Эта тенденция порой даже сталкивает лбами жителей разных регионов, которые открыто оскорбляют друг друга.
Когда я собрался в Башкирию, один из первых тезисов, который я услышал, был о том, что жители Башкирии плохо относятся к «понаехавшим». Отчасти это так. Я не раз оказывался в положении аутсайдера. Например, я как-то отправился с моим местным другом в легкое путешествие по деревням Альшеевского района. В одном из поселков мы решили узнать дорогу у старушки — коренной жительницы республики. Она намеренно обратилась к моему другу именно на башкирском, ведь он в ее понимании должен понимать язык из-за внешнего сходства. Как я понял, что она сделала это намеренно? К сожалению, культурный код дал сбой — башкирского мой товарищ не знал, поэтому она перешла на русский.
Но подобных ситуаций было около 2–3 за всё время пребывания, и притеснениями их назвать сложно — просто старание сохранить родную культуру. Подобная же установка была и в моем родном регионе.
Свободолюбие
Наконец-то мы подобрались к стереотипу, который на деле является правдой. Сразу скажу, это мое собственное наблюдение, которое не основывается на научных исследованиях. Жители региона действительно отличаются от многих других соседей тем, что они буквально не любят обременять себя чем-либо. Касается это как рабочих, так и семейных отношений.
Я много раз был в Москве, но даже в Охотном Ряду в середине недели я не видел столько людей, сколько тусуется на Гостином дворе в Уфе в обычный летний денек (если судить по пропорциям населения). Когда я сюда приехал, то сразу задался вопросом: откуда столько людей среднего возраста на улицах в самый обычный рабочий день, не надо ли им на работу.
Мои знакомые местные, например, часто увольнялись с работы, потому что им не нравились условия, которые только лишь ограничивают их действия. В Смоленской области такие решения встречали непонимающим взглядом, а тут, как мне сказали, это норма. В этом, конечно, ничего плохого нет, но лично мне кажется странной та беззаботность, с которой живут уфимцы. Но, как говорил один известный репер, это фишка, которую нужно чувствовать, а не пытаться что-то менять.
Наивность и упертость
Это, кстати, тоже один из частых стереотипов, которые я слышал от своих знакомых. Как и ожидалось, лишь часть из этого — правда. Назвать жителей Башкирии наивными я не могу, наоборот, скажу, что они довольно ушлые. Знали бы вы, сколько мне пытались здесь агрессивно что-то впарить уличные продавцы и зазывалы. Причем эта ушлость стала в основе и другой черты — предприимчивости. Именно в Башкирии я впервые познакомился с настоящей торговлей. Например, моя знакомая купила в магазине новую электрическую батарею себе домой, однако уже на следующий день она перепродала ее на 500 рублей дороже, решив, что уж лучше померзнет, чем потеряет выгоду. Другой мой знакомый, например, продавал на «Авито» ненужные трусы.
Для меня это лично странно, ведь там, откуда я родом, не принято продавать свои собственные вещи, если они реально уже не нужны. Мы лучше будем это складировать на балконе или в гараже, а потом потеряем при переезде, нежели найдем какую-то выгоду. Порой мне это кажется вовсе диким, ведь иногда речь идет о нескольких сотнях рублей, а драка за них, как будто они последние в мире.
Про упертость говорить долго не буду — это правда (ну я так считаю). Спорт с жителем Башкирии требует искусной подготовки, профессионализма и долгой выдержки. Многие мои знакомые местные считают, что только их социальный опыт является верным, а доверять другой информации они не хотят, пока не увидят всё своими глазами. Эти скепсис и настойчивость делают жителей региона уверенными в газах других людей.
Всё это — лишь часть всех тех предрассудков, о которых я слышал. Весомых из них лишь около десятка, так что на вторую часть, вероятно, хватит. И еще раз отмечу: все эти мифы и домыслы придумывал не я, а мои знакомые или же сами жители республики. Я лишь поделился своими наблюдениями. Напоследок развею еще один стереотип: не все жители региона выглядят как азиаты. Смиритесь с этим, если вы до сих пор, как моя тетя, считаете, что Башкирия — это что-то типа Казахстана.