Всё еще «давите тапку в пол» на желтом сигнале светофора, чтобы не ждать? Зря. В последнее время суды всё чаще дают за это штраф. Формулировка «не было возможности экстренно затормозить» уже не срабатывает. Две уфимки попали в ДТП из-за желтого сигнала светофора еще в 2021 году и продолжают судиться до сих пор. Как так вышло и почему больше нельзя проскакивать предупреждающий сигнал светофора, читайте в этом материале.
В конце ноября 2021 года Юлия (имя изменено. — Прим. ред.) на «Мазде» ехала по перекрестку улицы Кольской и проспекта Октября. Она поворачивала налево со стороны Горсовета в сторону
ДТП попало на камеру видеонаблюдения.
По словам Юлии, Антонина получила ушиб, но от медосвидетельствования отказалась. На двух иномарках повредились передние фары, капот, передние крылья, решетка радиатора. У «Киа» также разворотило бампер, сработали две подушки безопасности. В ГИБДД определили, что в аварии виновата Юлия, потому что не уступила дорогу, а у «Киа-Рио» не было возможности резко затормозить. Владелица «Мазды» с таким решением оказалась не согласна. Юлия считает, что нельзя было ехать на желтый сигнал светофора, когда вскоре должен был загореться красный.
— Въезд на перекресток на желтый запрещен. Но некоторым гражданам можно, применяя уловку
В попытках доказать свою правоту она подала заявление на повторный разбор, но решение ГИБДД осталось в силе. После этого Юлия отправилась в Октябрьский районный суд, но и там с нее вину не сняли.
— Факт столкновения на полосе движения, получение характерных механических повреждений свидетельствует о том, что была создана помеха, — говорится в решении суда.
Заседание проходило 9 марта этого года. За то, что она при повороте налево не уступила дорогу автомобилю, который ехал прямо, ей назначили штраф в 1000 рублей. У «Киа-Рио» в этом случае было преимущество, как гласят документы.
С решением районного суда Юлия и ее адвокат не согласны. Их позиция отражена в судебных документах: «выехала на разрешающий сигнал светофора, перед поворотом убедилась, что все автомобили со встречного движения остановились». По мнению Юлии, «Киа» выехала на запрещающий сигнал.
6 июня Верховный суд отменил постановление о виновности Юлии в ДТП «за недоказанностью обстоятельств». По решению суда, на предыдущих заседаниях доводы Юлии никто во внимание не принял, а штраф вменен неправомерно.
Страховая Антонины выплатила 50% ущерба Юлии, а компания «виновницы» — 100% ущерба Антонине. Но, когда постановление ГИБДД отменил суд, страховая подала иск о возврате половины компенсации с Антонины. Она в свою очередь тоже пошла в суд и заявила о том, что не согласна возвращать половину компенсации.
Тогда Советский райсуд назначил экспертизу ДТП. Специалисты признали вину Юлии, сославшись на то, что «Киа» затормозить уже не могла, а вот «Мазда» всё же должна была дорогу уступить.
В итоге в Верховном суде оказалось три иска — от Юлии о несогласии с виной, от Антонины о несогласии с возвратом 50% от компенсации и от страховой компании о несогласии с виновностью Юлии.
Выводы суд сделал на данных экспертизы и всем в жалобах отказал. Юлию опять признали виновницей ДТП.
— У водителей нет представления о всей последовательности. Получается, что их обманывают некоторые юристы, лишь бы заработать деньги, не проговаривают, что их ждет впереди. Может, по деньгам даже лучше согласиться со своей виной. Много людей просто не доводят дела до судов. Я на сегодня потратила 230 тысяч рублей, — говорит Юлия.
А вот еще случай
В прошлом году в Москве двое водителей проехали на желтый и попали в аварию. Московский городской суд признал одного из участников ДТП виновным. Другой столичный водитель пролетел на желтый прямо под камерой — за это ему назначили штраф.
6-й кассационный суд счел виновным еще одного водителя из Уфы, который проехал на желтый и угодил в ДТП. При этом видеозапись зафиксировала, что у него не было возможности резко затормозить.
В ХМАО суд также назначил штраф за проезд на желтый. Даже началось преследование нарушителя сотрудниками ГИБДД. Водитель пытался доказать свою невиновность тем, что резко затормозить он не мог, но повторный суд оставил решение в силе.
Если раньше водители могли оправдать себя тем, что не могли экстренно затормозить, то теперь суды всё меньше принимают это во внимание. Автоюрист Валерий Галеев объяснил, что сейчас светофоры усовершенствовали и водителя видят время, которое осталось до переключения сигнала, но всё равно хотят успеть проскочить.
— Есть пункт 6.14 ПДД. Он разрешает водителю проезд на желтый сигнал светофора, если водитель не смог остановиться перед стоп-линией или светофором экстренным торможением. Оно применяется для предотвращения ДТП. Этот пункт был включен в те далекие времена, когда светофоры были несколько иными, это был момент неожиданности. Сейчас практически каждый светофор имеет табло с обратным отсчетом времени. По ГОСТу светофор должен быть установлен так, чтобы его было видно не менее чем за 150 метров. Водитель, приближаясь к перекрестку, имеет представление, надо ему ускориться или притормозить. Теперь этот пункт в судебной практике не используется, — говорит юрист.
Эксперт Лев Воропаев подтвердил, что в последнее время судьи оставляют решение ГИБДД о виновности водителя, проскочившего на желтый, даже если автовладелец предоставил доказательства о невозможности резкого торможения. По мнению эксперта, так государство пытается снизить количество ДТП.
Согласно КоАП, первое нарушение обойдется водителю в 1000 рублей. Повторное стоит 5000 рублей, но может грозить и более суровое наказание в виде лишения прав на срок от 4 до 6 месяцев. Подробнее о том, почему водителей стали чаще штрафовать за проезд на желтый сигнал светофора, читайте здесь.