«Ар-Рахим», увы, не единственный религиозный объект, который никак не могут достроить в Уфе. На Комсомольской улице Воскресенский собор ждет завершения работ с 2007 года. За строительство брались банки и фонды, а чиновники обещали разыскать средства и закончить начатое. Собор так и стоит недостроенным, с голыми стенами и коврами вместо полов. Как он выглядит спустя 20 лет после начала возведения и почему он так и стоит недоделанный, читайте сегодня, 13 августа, в материале UFA1.RU.
История
В XIX веке на месте нынешнего Башдрамтеатра стоял Воскресенский кафедральный собор. Здание в форме креста строили в стиле классицизма. Алексей Тишайший, второй царь династии Романовых, подарил собору крест с мощами. В храме находилась небольшая библиотека из 150 древних книг.
В 1931 году советская власть решила церковь закрыть, а через год разобрать. Кирпичи собора использовали для строительства Дома специалистов на углу улиц Ленина и Заки Валиди.
В 90-е годы православие в России начало возрождаться и встал вопрос о возведении новых церквей. Казанско-Богородской церкви на улице Ферина в Инорсе и Рождество-Богородской на Кирова верующим не хватало. На десятки километров от них храмов больше не было, добираться приходилось далеко и долго.
Кирилло-Мефодиевский приход в те года был самым многолюдным. 20 лет назад около леса заложили фундамент под маленькую деревянную церквушку. В том же году «Межпромбанк» профинансировал строительство большого кирпичного храма. Его начали возводить в 2003 году на территории женского монастыря.
Новую церковь решили сделать памятником Воскресенскому собору. Архитектор делал проект по фотографиям.
«Бизнесмены, никто не хочет пожертвовать на храм?»
Само здание достроили в 2007 году. Оно готово на 80%. На пожертвования удалось утеплить маленькую комнату собор ещё не доделан. Внутренняя и внешняя отделки не готовы. Строительство заморозили. Митрополит благословил на молитвы в незавершенном соборе, но разрешения на ввод в эксплуатацию нет.
Церковь строится силами уфимской епархии РПЦ на пожертвования — по заявлению чиновников, в собор вложено примерно 250 миллионов рублей. В 2016 году тогдашний мэр Уфы Ирек Ялалов сказал, что «не допустит, чтобы храмы строились десятилетиями», несмотря на кризис. В качестве решения проблемы чиновник предложил скинуться бизнесменам:
— Уважаемые бизнесмены и руководители крупных предприятий, никто не хочет пожертвовать на храм? Хотя бы чисто символически.
Через год чиновники решили, что создадут рядом парк, а заодно благоустроят территорию собора в рамках реконструкции улицы Рехмукова. Да и строительство тоже уже задумали завершать. Профинансировать вызвался фонд «Имэн Кала». Председатель наблюдательного совета — Сергей Веремеенко, экс-руководитель банка, который и начинал стройку. Мужчина метил в президенты Башкирии как раз в 2003 году, а в 2017-м, за год до назначения нового главы республики, вновь взялся за стройку. Священники с 2018 года перестали видеть в соборе инвесторов.
Пару лет назад власти обещали достроить собор к 450-летию Уфы, то есть к следующему году. И песня о благоустройстве церкви вместе с реконструкцией микрорайона зазвучали вновь.
— По словам подрядчиков, на начальном этапе потребуется 75 миллионов рублей. Всего же на завершение всех работ — около миллиарда рублей, — говорил премьер-министр Башкирии Андрей Назаров.
Это заявление датируется концом января ковидного 2020 года, когда еще не было карантина и роста цен. Нужный миллиард так и не нашелся.
«Тут никто не виноват»
Территория забора огорожена серым профнастилом. Краска слетает с него пятнами.
За садом стараются ухаживать. Недалеко от закрытого входа разбиты клумбы с кованой оградой. Растут розы, петуньи и еще маленькие елочки. Колонны потрепались временем, а детская площадка немного выцвела. Это вход в пристрой, где раньше велись службы.
На остальной части территории — сорняк и строительный мусор.
Колонны у действующего входа тоже ржавые. Бетонная лестница неровная, в некоторых местах выглядывают металлические прутья. Цветочные горшки на крыльце соседствуют с ведрами краски.
Внутри храма стены и потолки голые, проход закрыт полиэтиленом. Пол заливал местный охранник с золотыми руками, как о нем отзываются коллеги. Выровнять его не удалось. Полы накрыты кусками линолеума и большим количеством ковров с метками скотча. В это здание церковь переехала из пристроя на Пасху.
Возле входа в собор обустроено игровое место с детской кухней и письменным столом.
Несмотря на то, что собор недоделан, люди приходят сюда поставить свечку и помолиться. Иконы висят на кирпичных стенах и металлических колоннах.
— Храм сам по себе красивый же, чего не достраивают? — спрашивает прихожанка.
— Финансирования нет, — отвечает работница храма. — Купол красивый, рушится.
Как нам рассказали в соборе, строители в соборе не появляются. Чиновники приходят, что-то пишут и уходят, но ничего не меняется. Только в прошлом году к зиме провели отопление. В холода температура в соборе стояла +17 градусов.
— К следующему году разве это сделают? Денег ни копейки нет. Вот нам дают на храм пожертвования, мы что-то вот такое благоустраиваем (речь идет об убранстве. — Прим. ред.). Как можем. А так денег нет. Мы помрем, тогда и достроят, — смеется сухонькая женщина. — 10 лет он точно в таком состоянии стоит.
Мы попытались уточнить у уфимской епархии, как обстоят дела с продолжением строительства и почему работы заморожены.
— Тут никто не виноват, — коротко ответил управляющий делами Дмитрий Кондрашов.
Историю других уфимских церквей читайте на сайте UFA1.RU.