Для многих жителей России, да и всего мира, одной из самых ожидаемых кинокартин 2023 года стала «Барби» Греты Гервиг (12+). Несмотря на большой разрыв между всемирной премьерой и показом в России, так или иначе об этом фильме говорят многие. Журналистка UFA1.RU посмотрела «Барби» и решила рассказать, стоит или не стоит смотреть это кино.
Несколько ремарок перед рецензией
Поскольку в хорошем качестве и с хорошей озвучкой фильм найти в интернете почти невозможно, я смотрела «экранку» с испанскими субтитрами, и, возможно, вы также наткнетесь именно на нее. Ввиду этого я не берусь говорить о работе актеров дубляжа и качестве кадра.
У многих из нас (не говорите, что это не так) были в детстве куклы Барби. У меня она была дефолтной, без какого-то набора — обычная блондинка в розовой кофте и джинсах. Да даже если вы не играли с этими куклами, всяко видели в интернете туториалы по макияжу под песню Ava Max — Not your Barbie girl.
Полагаю, если вас заинтересовал фильм, то вы знаете немного об истории кукол Барби. Если нет — в 1959 году первую куклу создала американская предпринимательница Рут Хэндлер. Сделала она это для своей дочери Барбары, чтобы у малышки был выбор, с чем играть — с пупсами или с красивыми пластмассовыми девушками, с которыми можно ассоциировать себя не только в роли матери.
Со временем Барби стала менять внешний вид — появлялись куклы разных профессий и с разными религиозными атрибутами, появлялось разнообразие внешнего вида кукол, вроде Барби в хиджабе, Барби с витилиго, Барби на инвалидной коляске… По задумке, кукла должна была помочь девочкам понять, что они могут выглядеть как угодно и добиваться чего угодно. Впрочем, этот посыл — едва не главная идея фильма.
Посмотрев «Барби» два раза, я так и не поняла до конца, понравилось мне или нет. Давайте разбираться вместе.
Каст и стиль
Сперва немного о касте ленты, который и привлек к фильму внимание. Марго Робби здесь — главная героиня и «стереотипная», дефолтная Барби. Стереотипная Барби, если что, это ее имя. В роли Кена — Райан Гослинг, который не умер в конце «Драйва», а попал в Барбиленд. Химия между главными героями ровно такая, какая должна быть, учитывая развитие сюжета (и то, что у большинства из нас вообще не было Кенов, и Барби жили в женской коммуне, давайте это признаем).
Тут хочется отдельно отметить «странную Барби» в исполнении Кейт Маккиннон. Она олицетворяет изрисованную и поломанную Барби, над которой долго издевались дети, и по совместительству Странная Барби является едва ли не ключевой фигурой фильма. За таким персонажем интересно наблюдать, поскольку у нее нет ожидаемого конфликта с самой собой из-за «странности» и нетипичности.
Актерская игра не расстраивает, а гипертрофированные реакции персонажей друг на друга, особенно в самом начале, оправданы тем, что все главные герои (кроме двух) являются куклами.
Розовый барбикор-стиль, из-за которого, по некоторым слухам, в Голливуде кончилась розовая краска для декораций, работает на атмосферу фильма: всё такое эстетичное, кукольное, домики без стен, душ без воды, машина без двигателя, чай без чая (куклы пьют пустоту). А потом — вуаля — мы попадаем в реальный мир. Откуда тут реальный мир? Значит, настало время поговорить о сюжете.
Патриархат — это когда есть лошади
Барби живет свою счастливую барби-жизнь, поддерживает подруг (почти всех их зовут Барби), общается с Кеном, который в нее влюблен и пытается получить больше внимания, а потом в один прекрасный момент наша главная героиня начинает задумываться о смерти и «очеловечиваться». Чтобы остаться идеальной куклой, Барби приходится отправиться в реальный мир и найти человека, который играл с ней в последний раз. Реальный мир совсем не похож на Барбиленд: здесь есть неравенство, предрассудки, косые взгляды и сальные предложения, к которым Барби просто не готова.
Кстати, за Барби в реальный мир увязался Кен, и ему такая жизнь больше по душе: если в Барбиленде он лишь приложение к Барби, то здесь он приходит в восторг от того, что «его уважают лишь за то, что он — мужчина». Кен узнает, что такое патриархат, и сразу считает, что это что-то крутое и про лошадей (это важно для сюжета).
Барби тем временем встречает Глорию и ее дочь Сашу, и вместе они должны разобраться с проблемами Барби. Попутно корпорация, которой принадлежит Барби (Mattel), пытается ей помешать.
Здесь расставляются основные конфликты: Барби хочет оставаться стереотипной, Кен хочет быть значимым, Глория переживает кризис среднего возраста, а Саша — подросток, который просто хочет покоя.
Но центральное противостояние — идеальный Барбиленд и неидеальный, но живой мир людей. Две реальности должны влиять друг на друга и учиться новому, но подробнее об этом — позже. Спойлер — не слишком-то научились.
Почему фильм стоит посмотреть
Главная причина для многих — ностальгия. Все эти подружки Барби и различные Кены, которые существовали в виде продукции Mattel, помогают снова окунуться в детство, когда вы на лоскутном одеяле с несколькими наборами разыгрывали нехитрые сюжеты. Это мило и весело, особенно что анатомия кукол у персонажей соблюдена.
Также он на начальном уровне объясняет про феминизм и патриархат, рассказывает нам историю и роль кукол Барби для реального мира и ставит вопрос — а правда ли они помогли маленьким девочкам почувствовать себя лучше или же, напротив, посеяли комплексы?
Некоторым может понравиться и то, что фильм проговаривает многие проблемы и пороки общества, в котором приходится жить: женщина должна быть карьеристкой, но также должна завести детей, а мужчина вроде как считается лидером, но вроде как у него совсем нет времени, чтобы поплакать или устроить на совещании сеанс щекотки. Из-за такого проговаривания кому-то может стать легче, а кто-то и вовсе впервые узнает о существовании таких проблем.
Дальше — забавные отсылки. Самая очевидная в начале — на «Космическую Одиссею» Стэнли Кубрика, чуть дальше — множество деталей, взятых из «Матрицы». Их узнавание может поднять настроение, как и некоторые шутки: либо комедийные ситуации, либо разговоры о специфике физиологии кукол (но таких шуток на фильм немного).
В фильме множество речей, которые потенциально могут вдохновить: либо рассказать о проблеме, как это было выше, либо мотивировать героя работать над собой и искать свой жизненный путь. Если рассматривать фильм как семейную комедию, то он может оставить хорошее впечатление.
Странная Барби — лучшая. Она оживляет фильм, играет важную сюжетную роль и даже получает развитие своей личности. Хотелось бы спин-офф с ее историей. Также может порадовать появление в одном из эпизодов «призрака» создательницы Барби — Рут Хэндлер. У нее тоже есть довольно значительная миссия для главной героини.
Почему фильм не стоит смотреть
Теперь перейдем к менее приятной части: что же может не понравиться в фильме и кому он вряд ли подойдет? Первое и самое явное — обилие социальных проблем, многие из которых не раскрыты до конца. У нас есть и конфликты человека с обществом, и любовная линия, и разрушение «розовых очков», но этих сюжетов настолько много, что в какой-то момент можно от них устать.
Еще часть социальных проблем, которые раскрывают авторы, — неравенство общества. Мол, в Барбиленде правят женщины, и у них идеальный мир, а в реальности всё наоборот. Хоть это и похоже на пособие по феминизму для начинающих, истины вроде «не нужно подстраиваться под общественные стандарты» и «ты можешь сама выбрать свой путь» подаются в лоб, прямым текстом. То ли дело в переводе, то ли в самом сценарии.
Мы через слово слышим о том, как трудно жить женщинам, но у нас слишком мало персонажей, чтобы увидеть это, а не просто услышать. Главная героиня сталкивается с двумя вещами — сальными высказываниями от полицейских и пониманием, что в компании, основанной женщиной, собственно женщины ничего не решают. Но помимо двух явных моментов есть и другие трудности, которые фильм просто декларирует, без какого-либо развития мысли. Ну и как бонус, если вам не нравятся идеи феминизма, а плоские мужские персонажи кажутся оскорбительными, то лучше не смотрите.
Отсылки, упомянутые ранее, никуда не ведут: просто визуальный «привет» фильмам, ставшим классикой. Кроме первой сцены фильма, пожалуй. Да и повествование ощущается затянутым во второй трети фильма и слишком ускоренным в третьей, где все конфликты потихоньку разрешаются. Тяжело понять, какое кино ты смотришь — серьезное с социальной подоплекой или легкую комедию. Будто «Барби» пытается усидеть на двух стульях, но в итоге всё слишком сильно перемешивается. О шутках мы вообще забываем на добрую треть фильма, от чего теряется ощущение комедии, а под конец фильм резко вспоминает, что должен быть смешным.
Побочные персонажи, вроде сотрудников Mattel, не имеют своей личности и остаются плоскими. Ближе к концу мы получаем неожиданное разрешение внутреннего конфликта у одного из них, и примерно тогда же мы узнаем, что этот конфликт вообще был. У них одна роль — быть глупыми и смешными, но ощущается, что этого мало. Не могут похвастаться проработанностью и главные герои-люди (не куклы). Если с Глорией всё более-менее понятно, то о ее дочери особо и сказать нечего. Слишком мало известно зрителю о ее личности, чтобы сопереживать.
Элемент гротеска — персонажи намеренно озвучивают вещи, которые зритель и так может понять. Вроде «я свободен от стереотипов, и поэтому я плачу» или «я сочетаю в своей работе логику и эмоции, и это не делает меня слабее». Такие простые вещи и впрямь могут помочь кому-то с кризисом личности, да и в картине повествования смотрится органично.
Что же не так с «Барби»
В этой части рецензии содержатся спойлеры.
Первое и самое важное: Барби начала думать о смерти, замечать целлюлит на ногах и становиться «неидеальной», когда ее личность начала объединяться с личностью Глории. Как побочный эффект — она начала чувствовать эмоции. Вопрос: кто тогда играет с Кеном, что он к концу истории превращается в комок истерики? Эта деталь ломает правила, которые построены во вселенной. Может, конечно, он стал таким из-за того, что побывал в мире людей, но доподлинно мы так это и не узнаем.
Огромный сюжетный провал — Кен возвращается в Барбиленд и решает построить там «патриархат»: чтобы мужчины в мире Барби были важнее, чем женщины, чтобы получить хоть какое-то уважаемое положение в обществе. Кенов в Барбиленде примерно столько же, сколько и Барби.
Вопрос: как он провернул революцию? Мы об этом ничего не знаем (и не узнаем), а сцена, в которой Кен мог бы объяснить товарищам «прелести» реальной жизни, могла бы дать его персонажу дополнительного объема. Ну и, как водится, мы не понимаем, из-за чего он это сделал. Будто, говоря устами киношного директора Mattel, судьба Кена и впрямь «мало кого волнует».
До превращения Барбиленда в Кенолевство нам кажется, что причина — жажда занять высокое положение в обществе. В конце фильма почему-то оказывается, что Кен сделал это, чтобы «Барби поняла, как ему больно». Отсылаю к первому вопросу: откуда Кен вообще знает про боль? Кто им играет? Откуда он знает, что такое конституция, если общался с реальными мужчинами в совокупности минут 10?.. Неизвестно.
Феминизм и патриархат. Едва ли не самая важная тема фильма (ну после философии и экзистенциальных вопросов из известной картинки «кто я?»). Предельно тяжело было воспринимать тезисы, которые известны, и не только тебе, а простого проговаривания уже маловато.
В фильме проблему патриархата предлагают решить совместным «дезомбированием» Барби, которые забыли о своих личностях. Возможно ли это в реальном мире? Едва ли. Такой ход сработает в Барбиленде, но не на планете Земля, где борьба женщин за свои права длится уже не первое поколение и не первую волну феминизма. Мне, как феминистке, это показалось несерьезным и грустным.
Пожалуй, это одна из самых серьезных, на мой взгляд, проблем фильма, которая встречается сразу в плюсах и в минусах. Глория проводит «дезомбирование» всех Барби с помощью вдохновляющей речи о непростой судьбе женщин. И они магическим образом расколдовываются. В связке с предыдущим пунктом также показалось слишком ожидаемым ходом, будто сценаристы уже ленились под конец фильма прописывать что-то интересное.
Патриархат же в фильме будто существует сам по себе, как некое абсолютное «злое зло», к которому люди не имеют ни малейшего отношения. Авторы вроде как вели нас к корню проблем — к жажде власти, контроля и худшим чертам капитализма, но посреди фильма всё это резко забывается. Почему Кены отказались от своей идеи — не знаю, наверное во всём виноваты чудесные блестки дружбы, которые заставили персонажей косплеить мюзикл «Бриолин»…
Далее — тон повествования. Да, с ним есть некоторые беды, но я остановлюсь на самом главном: шутки про первичные половые признаки! Их здесь полторы штуки, но если первая половина (где Гослинг говорит, что «у него есть все гениталии») и впрямь смешная, то последняя шутка заставила меня сильно расстроиться. Что же с ними не так? Придется вернуться чуть назад.
В конце фильма есть замечательная сцена, где Барби встречается со своей создательницей, и у них происходит диалог, который напоминает разговор Гарри и Дамблдора из седьмой части «Гарри Поттера». Наша главная героиня понимает, что не хочет быть стереотипной и дефолтной, она хочет создавать смыслы, быть хозяйкой своей судьбы, и в своем стремлении стать человеком она не боится даже смертности. В общем-то, лучшая сцена фильма — камерная, теплая, минималистичная. Ты понимаешь, что ради этого, в общем-то, фильм и создавался.
И вот ты приближаешься к концовке фильма, чтобы узнать, как же будет жить Барби. Оказывается, что она получила фамилию, живет с семьей Глории, Саши и мужа Глории (он появился ровно в двух сценах). Мы видим, как она едет куда-то. Моей версией было поступление в колледж, версией моего компаньона по просмотру — поиск работы.
Она поехала к гинекологу. Казалось бы, что тут такого? Но эта финальная, самая «сильная» сцена фильма, которая призвана сделать его запоминающимся и оставить пищу для размышлений, отсылает нас к той самой половине шутки про гениталии. Ага, первым делом Барби решила, видимо, исправить свою физиологию куклы и отсутствие первичных половых признаков. Что мешало укоротить эту сцену буквально на 15 секунд и оставить открытую концовку? Непонятно.
Именно последний пункт убивает всё желание воспринимать происходящее серьезно. А у нас есть такой неплохой кризис личности Кена, хороший задел на размышление, помогла Барби женщинам или нет, критика современного общества со стеклянными потолками и токсичной маскулинностью, которая так непривычна идеальным и чистым жителям Барбиленда.
Эти моменты вся гротескность будто сделала менее важными, отодвинула на задний план. По ощущениям, лучше бы подошел более серьезный и мрачный тон повествования, чтобы выдержать баланс между кукольными героями и совсем недетскими проблемами.
Вместо послесловия
Смотреть «Барби» или нет — личное дело каждого. Пожалуй, я бы посмотрела этот фильм добровольно, а не только ради рецензии. Он по-своему смешной, яркий и заставляющий дискутировать о его содержимом, а значит, почти два часа хронометража прошли не зря. Разве что детям вряд ли будет весело при просмотре такой семейной комедии — они тоже будут думать, что патриархат — это что-то про лошадей. Моим любимым фильмом Греты Гервик по-прежнему остаются «Маленькие женщины».
Недочеты и вопросы не означают, что фильм ужасен, как и не значит, что он очень хорош. А будет ли актуален такой масштабный срез нашей жизни через несколько лет — будет понятно, собственно, только через несколько лет.