Национальный автомобильный союз призвал Минпромторг, Центробанк и ФАС остановить беспредел дилеров

Цены на автомобили в России выросли, и прогнозы эксперта неутешительны

Поделиться

Национальный автомобильный союз призвал власти вмешаться в ситуацию на рынке и остановить беспредел дилеров. Об этом сообщил в своем телеграм-канале вице-президент организации Антон Шапарин. Письма адресованы министру промышленности и торговли РФ Денису Мантурову, руководителю Федеральной антимонопольной службы Максиму Шаскольскому и председателю ЦБ Эльвире Набиуллиной. Главной проблемой в союзе считают завышенные комиссии дилеров, которые никак не регулируются. Публикуем письмо Антона Шапарина.

Российский автомобильный рынок постепенно восстанавливается после падения, наблюдавшегося в 2022 году. За 9 месяцев 2023 года в РФ продано более 906 тысяч новых автомобилей, более 4,5 миллиона автомобилей с пробегом. Так, по оценке агентства «АВТОСТАТ», средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в августе 2023 года составила 3 миллиона 130 тысяч рублей, средневзвешенная цена автомобиля с пробегом в сентябре превысила 1 миллион рублей.

По данным Национального бюро кредитных историй, в январе — июне 2023 года в Российской Федерации было выдано автокредитов на сумму 499,8 миллиарда рублей, что на 61,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года (в январе — июне 2022 года — 309,7 миллиарда рублей). При этом по сравнению с первым полугодием 2021 года их объем, напротив, немного сократился — на 5,9% (в январе — июне 2021 года — 531,2 миллиарда рублей).

Повышение ключевой ставки — далеко не единственный фактор роста цен. Так, комиссия за оформление кредита у крупных автомобильных дилеров достигает 9% от размера кредита. Естественно, в конечном итоге эти расходы банка на продвижение кредитного продукта перекладываются на покупателя автомобиля. Причем кредит рассчитывается с учетом стоимости целого ряда навязанных продуктов и услуг: страховых продуктов, карт «помощи на дороге», аксессуаров, оборудования и прочего, что ведет к дополнительному росту размера кредита на сотни тысяч рублей и, соответственно, к росту комиссии дилера за его оформление.

Так как касаются не только коммерческих отношений автодилера и кредитной организации, но и покупателей автомобиля, которые в конечном итоге и оплачивают эти поборы.

С 21 января 2024 года период охлаждения увеличивается с 14 до 30 календарных дней, причем распространяется не только на «услуги», но и на «товары/работы». Банки начнут нести ответственность и убытки из-за возвратов денежных средств за навязанные автодилерами товары, услуги, работы, к которым банки не имеют отношения. Понятно, что любые риски и расходы банки будут учитывать и увеличивать стоимость кредитов. Одновременно доходы автомобильных дилеров зашкаливают: 9% от суммы автокредита в виде комиссии, 10% от стоимости реализованных страховых продуктов, 5% от стоимости автомобиля от официального дистрибьютора, до 50% от стоимости любых дополнительных товаров и услуг.

Для решения вышеупомянутых проблем государству необходимо рассмотреть вопрос о корректировке законодательства, связанного с процессом реализации транспортных средств юридическими лицами. Сейчас регулируется только и исключительно деятельность поднадзорных Банку России банков и страховых компаний, а автомобильные дилеры могут позволить себе любое навязывание работ, товаров и услуг, заключать любые соглашения с клиентом, в том числе прямо ограничивающие его права.

Также необходимо ограничить размер комиссии за оформление кредита на уровне других каналов продаж, где размер комиссии не превышает 4%.

В этой связи прошу:

  • разработать поправки к федеральному закону от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» с введением определения «автомобильных дилеров», установлением жестких требований к осуществлению деятельности такими организациями, в том числе с установлением требований запрета на установку дополнительного оборудования, аксессуаров перед выдачей автомобиля клиенту, жесткого запрета на навязывание любых дополнительных товаров, работ и услуг, по ограничению размера взимаемых комиссий с других субъектов предпринимательской деятельности. Предельный размер комиссий может устанавливаться отдельным постановлением правительства;
  • разработать поправки к Кодексу об административных правонарушениях с установлением ответственности за повторное навязывание автодилерами товаров, работ и услуг в размере двукратной стоимости навязанных товаров, работ и услуг. Также разработать поправки к Уголовному кодексу РФ с установлением уголовной ответственности за регулярное, систематическое (более трех раз) навязывание потребителям товаров, работ или услуг. Данная мера будет сдерживающим фактором, который позволит радикально увеличить ответственность автодилеров;
  • провести проверку деятельности автодилеров в части навязывания дополнительных товаров, работ и услуг, принуждения граждан к получению кредитов путем завышения стоимости автомобиля при расчете за наличные или по безналичному расчету для получения комиссий за выдачу кредитов.

Total
0
Shares
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts
Read More

Одна по цене двух: утильсбор на заграничные авто взлетел в 200 раз — россияне влезают в долги из-за уже оплаченных машин

Table of Contents Hide Ловушка для покупателяКуда жаловатьсяЗачем нужны драконовские меры Покупатели автомобилей из-за границы оказались в сложной…