В Башкирии продали имущество кумертауского конструкторского бюро «Ротор» за 31,6 миллиона рублей. Его купила московская компания «Аэроэлектромаш», по инициативе которой разработчик вертолетов и был обанкрочен. Рассказываем, как предприятие развивалось и почему закрылось.
Кумертауские вертолеты
Основатель и владелец Опытно-конструкторского бюро (ОКБ) «Ротор» — Виктор Хрибков. Он рассказывал, что в 1984 году, когда он работал инженером оборонного завода в Свердловске, ему предложили возглавить дельтаклуб в Кумертау. В 1996 году был образован Кумертауский клуб сверхлегких летательных аппаратов. В числе учредителей — Хрибков, пилот Юрий Бушуев, Александр Бородин и «КумАПП».
ОКБ «Ротор» было зарегистрировано в 2004 году в Кумертау. Предприятие разрабатывало дельталет Р-16 «Урал», крылья дельталетов «Апогей», сверхлегкий самолет R-20M «Птенец-3» для гражданских полетов, летных школ и сельскохозяйственных работ и известный вертолет «Роторфлай». Кроме того, компания обслуживала аппараты, обучала пилотов и проводила экскурсионные полеты. Предприятие превратило Кумертау в столицу республики по производству сверхлегкой авиации.
Еще команда «Ротора» принимала участие в соревнованиях по спорту сверхлегкой авиации. В соцсетях предприятия указано, что они были многократными чемпионами России, призерами чемпионатов мира и Европы. По данным сервиса «Контур.Фокус», в 2019 году чистая прибыль ОКБ составила 11,7 миллиона рублей при выручке в 25,8 миллиона.
Провалившаяся сделка
В 2018 году московский производитель бортового электрооборудования «Аэроэлектромаш» стал инвестором строительства сверхлегких вертолетов R-34 «Ротора». Однако столичную компанию не устроила работа кумертауского ОКБ и она потребовала деньги назад через суд. По материалам дела Арбитражного суда Москвы, «Аэроэлектромаш» взыскивал 51,5 миллиона рублей.
Как писал «Коммерсант», в суде инвестор заявил, что «Ротор» не успел завершить строительство в обговоренные сроки, обвинив предприятие в неосновательном обогащении. В том числе «Аэроэлектромаш» отмечал, что часть средств бюро потратило на цели, не связанные с исполнением контракта. Представитель «Ротора» в суде сообщил, что кумертауское предприятие потратило на проекты даже больше, чем инвестор вложил — 58 миллиона рублей. Но суд оказался на стороне «Аэроэлектромаша» и удовлетворил его требования в 51 миллион.
В 2021 году москвичи обратились в Арбитражный суд с требованием признать «Ротора» банкротом из-за долга, который «Аэроэлектромаш» взыскал через суд. В апреле 2022 года суд ввел на кумертауском предприятии внешнее управление.
ОКБ «Ротор» тоже успел взыскать с бывшего партнера немалую сумму. В 2022 году бюро выиграло суд на 21,7 миллиона рублей. По данным арбитражного суда Москвы, в 2019 году кумертауское предприятие изготовило по заказу своего инвестора макет вертолета R-34. С этим макетом московский производитель участвовал в выставках HeliRussia-2019 и «Золотые крылья МАКС — 2019». Кумертауская компания заявила, что потратила 12,8 миллиона рублей на строительство и 8,9 миллиона рублей на конструкторскую документацию. Макет и документы остались у москвичей, но оплату они не произвели.
Имущество «Ротор» выставлялось на торгах в течение двух лет. Теперь всё перешло «Аэроэлектромашу». Это разобранный самолет-амфибия Че-27, опытный образец вертолета R34/3 и его выставочный макет, авиационные запчасти. Помимо этого, компания выкупила склад «Ротора» площадью 1,2 тысячи квадратных метров и участок в 3,6 тысячи квадрата, которые находятся в Кумертау на улице Палатникова. Также среди приобретенного имущества: автомобиль Lada Largus, производственное оборудование, бытовая техника и компьютеры.