Лучше гор могут быть только горы? Тогда почему бы не поступить в Уральский государственный горный университет в Екатеринбурге — первый вуз на Урале, созданный еще в 1914 году указом императора Николая II? Регион богат драгоценными камнями, медными рудами и другими полезными ископаемыми, а значит, проблем с производственной практикой у вас точно не будет.
При слове «горняк» воображение рисует образ чумазого человека под землей с киркой в руках? Вы определенно отстали от жизни. Сегодня горные инженеры — это крутые специалисты, которые работают в комфортных условиях, используют современное высокотехнологичное оборудование и получают высокую зарплату. Самые талантливые даже имеют ученые степени и возглавляют исследовательские центры.
Так, выпускница УГГУ Вера Юрак защитила докторскую диссертацию в 31 год и сегодня уже руководит целой сетью лабораторий. Заниматься наукой девушку вдохновила родная альма-матер. «Это просто ауф» — скажут современные абитуриенты и будут правы. Всё реально, когда за спиной у тебя мощная поддержка в лице родного вуза.
Какие возможности предлагает УГГУ? Серию материалов о том, как выбрать тот самый вуз мечты, продолжает интервью Веры Юрак. Девушка откровенно рассказала об отношениях с наукой и призналась, что, если бы у нее была возможность вернуться в прошлое, она выбрала бы Горный университет снова.
— Вера, с теплотой вспоминаете учебу в родном вузе?
— Конечно. Уральский государственный горный университет — это красивый старт, прекрасные люди вокруг, место, где я сделала свои первые шаги в науке. Мое рождение и становление как научного сотрудника произошло в Уральском Горном, где знания идут рука об руку с самыми передовыми технологиями и создана плодотворная среда для изучения целого ряда наук о Земле.
Я горжусь тем, что окончила этот вуз. В Уральском Горном дают хорошее качественное образование, сегодня университет серьезно обновил лабораторную базу — не только научную, но и учебную.
— Кем мечтали быть в детстве? Как выбирали факультет? Какую специальность получили?
— Я решила не изменять семейным традициям, мои мама и бабушка — бухгалтеры-экономисты, поэтому выбрала именно эту профессию. Поступила на инженерно-экономический факультет УГГУ, кафедра экономики и менеджмента — старейшая экономическая школа на Урале. Получила специальность «экономика и управление на предприятии горной промышленности», позже окончила магистратуру по направлению менеджмента.
— Расскажите о бывших одногруппниках — они из Свердловской области или из других регионов?
— Большинство местные, из Свердловской области и с Урала, но были ребята и из Кабардино-Балкарии, Казахстана, Ханты-Мансийского автономного округа. С большей частью дружим до сих пор.
— В вузе много иностранных студентов? Где они живут?
— В университете учатся студенты из стран СНГ — Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Киргизии. Также в числе учащихся ребята из Китая, Конго, Мали, Гаити, Камеруна, Кот-д’Ивуара, Гвинеи, Нигерии, Ирака, Туркменистана, Индии, Алжира, Марокко, Египта. Африканские студенты очень ценят инженерное образование, многие мечтают стать горными инженерами. Все ребята обеспечены жильем — у вуза четыре общежития в центре города для иногородних студентов.
Екатеринбург привлекает иностранцев тем, что это красивый, динамично развивающийся город и именно здесь проходит граница между Европой и Азией. Студенты из-за рубежа любят посещать наш геологический музей, где много любопытных экспонатов. Например, «Малютка» — гигантский кристалл горного хрусталя весом 737 кг.
— Какие специальности в Горном университете самые востребованные?
— Смотря какую форму обучения выбирает абитуриент. Если это специалитет, то популярностью пользуются все специализации «горного дела» — «обогащение полезных ископаемых», «горные машины и оборудование», «электрификация и автоматизация горного производства», «маркшейдерское дело», «открытые горные работы», «подземная разработка рудных месторождений», «геофизические методы поиска месторождений», «геология», «геологическая съемка», «поиски и разведка месторождений», «сейсморазведка».
На бакалавриате наиболее востребованы специальности «мехатроника и робототехника», «информатика и вычислительная техника», «электроэнергетика и электротехника», «машиностроение», «автоматизация технологических процессов и производств», «техносферная безопасность», «геодезия», «землеустройство и кадастры».
— Многие ребята после окончания школы стремятся поступить в вузы Москвы и Санкт-Петербурга. Думаете, игра стоит свеч?
— Это выбор каждого. Но если говорить о профориентации, то Урал всегда был опорным краем державы, у нас в регионе богатая минерально-сырьевая база. Уральский государственный горный университет — это вуз, который в течение многих десятилетий накапливает и развивает фундаментальные и практические знания по природопользованию, недропользованию, промышленности и городскому хозяйству. Наш вуз специализируется на изучении рудных полезных ископаемых. Этим мы выгодно отличаемся от того же Университета науки и технологий МИСиС в Москве и Санкт-Петербургского горного университета. Где там рядом месторождения?
Если вы предрасположены к изучению природы и минералов, то лучше поступать в наш университет. В России, и в частности на Урале, огромное количество месторождений полезных ископаемых с различным генезисом, это расширяет спектр для исследований и разработки новых технологий по добыче и обогащению полезных ископаемых. Мы работаем по всей стране.
— Чем студенты занимаются на практике? В какие интересные места ездят?
— По окончании учебного года каждого студента направляют на практику. Она длится от 4 до 14 недель и проводится в разных форматах, всё зависит от специальности и уровня подготовки. У одних студентов это выезды на экскурсии, другие знакомятся с работой профессионального оборудования и с физическими свойствами горных пород в полевых условиях, кто-то решает производственные задачи.
Отправляясь на производственную практику, можно заново открыть для себя Россию. География мест проведения производственной практики очень обширна — от Калининграда до Камчатки.
На преддипломной практике студенты изучают оборудование и технологии конкретных производственных процессов профильных предприятий, учатся применять полученные теоретические знания на производстве.