Семья убитой в Белорецком районе Башкирии чиновницы хочет добиться наказания полицейских, к которым та обращалась за помощью незадолго до гибели. Напомним, после смерти Дины Махияновой выяснилось, что она неоднократно обращалась на систематическое насилие со стороны мужа Алика и преследование после развода. Алика признали виновным, но приговором (10 лет заключения) ни родственники погибшей, ни подсудимый недовольны. Как рассказала UFA1.RU мама Дины Зайра Хатмуллина, после окончательного вердикта над ее бывшем зятем предстоит разобраться с тем, как свою работу выполнили полицейские, которым жаловалась ее дочь.
Сама Зайра считает, что правоохранителей следует наказать за ужасную работу. По ее словам, она сама становилась свидетелем, как стражи порядка бездействуют, пока Алик Махиянов на их глазах устраивает беспредел.
— Это же он в мне окно камень швырнул [до убийства Дины, которая тогда жила с мамой], разбил его, дети прямо под окном лежали, — рассказала Зайра. — Я заявление написала, а мне отказ [в возбуждении уголовного дела] пришел, мне еще сказали, мол, ну он же вас не убил. Я тогда спросила: «Будете ждать, когда убьет?» Дождались. Тогда смешно было, но я только потом узнала, что Дина тоже много раз обращалась в полицию, но никто ей не помог.
По словам Хатмуллиной, зять смог избежать наказания благодаря своим связям — во всяком случае, так он хвастался в разговоре с бывшей тещей и ее дочерью.
— Он же смеялся, когда я заявление на него писала, — вспоминает Зайра. — Говорил, что я зря бумагу пачкаю, что он сейчас мешок комбикорма погрузит и тем же полицейским отвезет, чтобы они не обращали внимания на наши заявления, что им подотрутся. И я уж не видела, чтобы он кого-то подкупил, но ведь вышло почти так, как он и сказал: никто из полиции за Дину не заступился. Получается, продали мою дочь за мешок крупы.
Ранее она рассказывала, что ее дочь с самого начала брака терпела насилие со стороны мужа. По словам матери, она призывала дочь обратиться в полицию, но та сначала отказывалась.
— Она говорила, что не может отца своих детей отправить за решетку, не сможет жить с этим, — пояснила Зайра. — Она на него заявление написала, когда он совсем ей житья не давал, вся в синяках ходила. Но она заявление напишет, а ему 500 рублей штрафа, и вот он снова рядом, снова с кулаками. Она боялась на него лишний раз пожаловаться, чтобы не разозлить и снова не получить.
Судя по словам Зайры, она считает, что ее внуки не захотят общаться с убившим их маму отцом, когда тот отбудет наказание. К тому же, она уверена, что 10 лет за такое убийство мало.
— Он про детей сейчас вспомнил только, когда встал вопрос об имуществе: мол, чтобы я ничего не продавала. Мать его жаловалась, что я с внуками не даю видеться. Я органам опеки сразу сказала, мол, приезжайте хоть прям сейчас вместе и пусть заберут детей, если те захотят. А они ни в какую, даже младшая, прячутся у меня за спиной, — говорит мама убитой Дины. — Через 10 лет они уже взрослые будут и точно сами смогут решить, общаться с ним или нет. Но я сейчас занимаюсь тем, чтобы ему ужесточили приговор. Он, насколько я знаю, хочет его смягчить. А по мне, как раз 10 лет за то, что он сделал, это слишком мягко. После этого буду призывать полицейских [которые получали жалобы] к ответственности.
Напомним, о вопросах к работе полиции говорил еще, когда стало известно о смерти Дины, глава Белорецкого района Андрей Иванюта. В посте, посвященном гибели чиновницы, он отметил, что та «неоднократно обращалась в полицию, но это не помогло предотвратить убийство». Позже появилось видео, как Алик угрожает супруге на глазах полицейских. Следком возбудил уголовное дело по статье «Халатность». В МВД пояснили, что Махиянова привлекали к административной ответственности за побои и мелкое хулиганство, а также за появление пьяным в общественном месте. В феврале 2022 года, за полгода до убийства, он был поставлен на учет как семейный дебошир. В полиции утверждают, что мужчину регулярно проверял участковый. Всю историю и новости о деле Махиянова мы собрали в едином сюжете. Отметим, что с марта 2023 года в МВД новый руководитель — Александр Прядко прибыл с аналогичного поста в Архангельской области. 21 ноября в МВД сообщили, что по жалобам Махияновой была проведена проверка.
— В действиях сотрудников полиции нарушений законодательства Российской Федерации не установлено, — сказали UFA1.RU в пресс-службе ведомства.
Ранее мы обращались за комментарием в республиканский центр «Семья», который помогает оказавшимся в трудной ситуации женщинам. Тогда замдиректора Ангелина Девятерикова признавала, что добиться возбуждения уголовного дела по домашнему насилию крайне трудно.
— Даже если женщина обращается к нам с сильнейшими побоями, мы отправляем ее на судмедэкспертизу, и очень тяжело даже со степенью средней тяжести возбудить уголовное дело. Как правило, это административка и штрафы. Даже 15 суток — редкость, — сообщила она.
В Госдуме пытались продвинуть законопроект о домашнем насилии, который ужесточал ответственность дебоширов, но его так и не приняли. Авторами инициативы выступали Оксана Пушкина и депутат Ирина Роднина. По мнению Пушкиной, в случае принятия их проекта подобных трагедий можно было бы избежать.
— Я убеждена, что для комплексной профилактики домашнего насилия необходим именно специализированный закон. Профилактика важна своей целостностью, ее механизмы работают, когда полиция обучена и четко знает, как действовать. Все институты государства должны быть нацелены на помощь жертве, а не ее насильнику, — сообщила UFA1.RU экс-депутат.
Читайте также о жителе Кемеровской области, которого судили за жесткое убийство пытавшейся бросить его возлюбленной. Он оказался на свободе.