С приходом холодов в Уфе традиционно наступает сезон проблем с отоплением. Пока горожане активно жалуются на отсутствие горячей воды в их батареях, жители старинных аварийных домов в центре города не могут себе позволить даже этого. Например, владельцы квартир в доме
«Беспечные» уфимцы
Квартал, ограниченный домами
Несмотря на историческую ценность, невооруженным глазом видно, что квартал разваливается. В буквальном смысле: почти все здания покосились, местами даже видны сильные выпуклости деревянных стен, просевших под напором. За зданиями не ухаживали, хотя все они, кроме
Однако даже если бы за домами ухаживали, то избежать одного но вряд ли бы удалось. Почти все здания построили больше сотни лет назад, и вряд ли проектировщики тех лет знали о современных водопроводах, канализациях и вентиляции. Естественно, здания возводили без учета всех этих на тот момент еще несуществующих новшеств, не догадываясь, что оно доживет до этого момента.
Например, в том же доме Прохоровых нет вообще никаких коммуникаций, кроме газа — его пустить проще всего. До признания здания аварийным местные жильцы ходили в туалет на улицу, воду набирали на соседней колонке, а стирали, не поверите, в тазиках. В XXI веке это кажется возможным разве что в отдаленных сёлах, но нет, речь идет о самом центре региональной столицы.
Дому
Из-за того, что проектировали здание после появления трубопровода, в доме официально есть вода, но лишь холодная. Также из коммуникаций есть канализация с газом и электричеством. Но один момент всё-таки и не был учтен — для отопления в поместье установили обычные каменные печи. И именно они спустя 106 лет стали камнем преткновения.
«И как мы не взлетели?»
О проблеме с отоплением в доме
Напомним, со слов Досановой, в доме сломалась каменная печь. Источником ее работы служила газовая горелка, которая, со слов активистки, не работала. В мэрии заявили, что дом уже давно находится на прямых договорах с ООО «Газпром межрегионгаз Уфа», поэтому за ремонтом газовой установки нужно обращаться напрямую к ним. При этом представитель власти заявил, что при необходимости пострадавшие могут собственными руками разжечь огонь.
На деле же всё оказалось не так. Во-первых, жители аварийного дома — признали его таковым год назад — заявили, что причина поломки печи не в горелке, а в обвалившихся с внутренней стороны трубы кирпичах. Их, кстати, видно невооруженным глазом. Когда это заметили Рида и ее соседка Наталья, то они сразу же вызвали специалистов из ЖЭУ. Те отключили конструкцию от газа, после чего просто ушли. В таком состоянии печь находится уже вторую по счету осень.
— Тут 4 семьи проживают, вот так мы топили и ничего даже не знали. Как мы не взлетели — загадка. Горелка отключена, потому что огню и дыму попросту негде выходить, — рассказала Рида.
Речь идет только об одной печке, которая находится на общей территории, где поместились кухня, прачечная и туалеты. Собственно, вариантов не ходить туда попросту нет. У каждой отдельной квартиры имеются свои отдельные печи, которые построили уже в более позднюю эпоху. Они чугунные. За них тоже приходится платить — по 4–5 тысяч рублей, если верить Досановой и ее соседке.
— Вода у нас холодная только, но платим по 1,5 тысячи рублей в месяц, газ зимой выходит по 4–5 тысяч рублей. Причем все эти системы за последние 40 лет толком никак не обслуживались. Мы чуть ли не каждый день слышим, как у нас в чугунных трубах что-то осыпается. Если завалит и их, то это будет вообще. Я не знаю, сможем ли мы дожить до весны, — остановившись на этом, высказалась соседка Риды Наталья.
Как отмечают жители дома, они неоднократно звонили в ЖЭУ, обращались в администрацию Уфы и даже писали главе Башкирии Радию Хабирову, однако это не возымело никакого эффекта. Уже год печка находится в таком состоянии. В прошлую зиму из-за этой оказии на кухне не просто нельзя было работать из-за замерзших кранов, даже воду в туалете не получалось смыть — в бачке был лед.
— Я не знаю, сможем ли мы пережить зиму. Мы и так всё сами делаем, сколько еще можно нам терпеть? Нас обещали расселить, но предлагают варианты не лучше нынешнего. Мы едим не дома, моемся не дома, может, нам уже самим тогда съезжать на улицу? — возмутилась активистка.
Аварийные будни
Печь — это лишь часть одной большой беды, вернее, выходящая из нее проблема. Речь идет о статусе аварийности у дома. Уже год местные жители находятся в подвешенном состоянии. Так как они живут в муниципальной собственности, по закону город обязан выделить им новое жилье, однако, как нам сообщали ранее в мэрии, такового в наличии пока не имеется. Поэтому перед пострадавшими два варианта: обратиться к маневренному фонду и платить за право жить в неизвестно насколько убитой квартире или же просто остаться.
— Вариантов немного. В ипотеке мне отказывают, потому что мало зарабатываю, маневренный фонд — лотерея, в которой можно проиграть насовсем. Вот поэтому мы и живем там, где привыкли, хотя это больше похоже на скитания, — говорит Досанова.
Жить в этом доме действительно опасно, в частности из-за его структурных особенностей. Например, фундамент здания представляет собой кирпично-бетонное основание, середину которого засыпали землей, а поверх нее протянули деревянные рейки и построили дом. С годами ландшафт под конструкцией просел, из-за чего доски, а вместе с ним и более твердые подпорки начали рушиться.
Способствует этому процессу и сам материал, из которого сделан дом, — доски. С годами они напрочь отсырели, из-за чего оба этажа активно подтапливает 7–9 месяцев в году. Еще этому помогает и вентиляция. Спросите как? Ответ прост: она представляет собой железную трубку диаметром 20 сантиметров, идущую сквозь весь дом, выходя на крыше. Благодаря этому ночью, например, можно разглядеть звезды на небе, даже не выходя из дома.
— Я родилась в этом доме почти 40 лет назад. Соседка сюда переехала тогда, ей 20 было, уже шел разговор, что дом снесут. Как вы думаете, на сколько еще затянется этот процесс? У нас владельцы половины дома уже погибли, на их часть никто не претендует. Может, и нашего череда ждут, не знаем. Уже внуки подросли, а мы всё еще здесь, — подытожила женщина.
Со слов Досановой, эта проблема коснулась и жителей других домов. Например, в уже почти 150-летнем доме
Напомним, аналогичная проблема коснулась жителей аварийного дома