Компания «Садовое кольцо» начала строить жилье в Уфе совсем недавно, но уже заняла лидирующие позиции среди других игроков на рынке. В рамках нашей постоянной рубрики «Кто строит Уфу» мы решили разобраться в том, чем обусловлен успех этого застройщика, кто за ним стоит, а также есть ли какие-то основания у версии о том, что компании покровительствует сам глава Башкирии.
В этой статье разбираемся в истории компании, распутываем ее сложную схему владения, а также изучаем доходы тех, кто за ней стоит.
Уверенный старт
Группа компаний «Садовое кольцо» в рейтинге Единой информационной системы жилищного строительства Минстроя РФ на октябрь 2023 года занимает второе место среди девелоперов Башкирии с 7,15% от объема рынка по площади проектируемых объектов. Застройщика нередко связывают с нынешним главой республики Радием Хабировым: подобные рассуждения подогревают как феноменальный успех, так и родина компании — подмосковный Красногорск, где политик в свое время работал мэром.
Основатель группы — уроженец Казани 50-летний Сергей Колунов, ныне депутат Госдумы. Согласно официальной биографии, в 1995 году он окончил Государственную академию управления имени Серго Орджоникидзе. Информагентство ТАСС также указывает на то, что в 1997 году он стажировался в Вулверхэмптонском университете в Великобритании по направлениям «Психология управления» и «Реклама», а в 1995–2003 годах был представителем неназванной итальянской мебельной компании в России.
В 2003 году появилось «Садовое кольцо», которое быстро установило контакты с правительством Москвы. При поддержке властей в 2005 году было учреждено некоммерческое партнерство «Садовое кольцо — Милосердие МГОИ», выступавшее организатором акций и благотворительных мероприятий. Помимо того, группа участвовала в организации фестиваля «Семь нот Подмосковья», выступала благотворителем при строительстве Никольского храма в Павшино, строила пешеходный мост из Москвы в Красногорск и другие важные для региона объекты.
В компании также регулярно указывают на свое участие в социальных проектах, в частности «Садовое кольцо» выступает спонсором красногорских волейбольного и футбольного клубов «Зоркий», концертной студии «Непоседы». Примечательно, что в 2017–2018 годах Радий Хабиров, находясь на посту мэра Красногорска, был президентом СК «Зоркий», и именно там он познакомился со спортсменом Джеффом Монсоном, которого сначала привлекли на службу депутатом Красногорской гордумы, а теперь он заседает в Курултае Башкирии.
В 2018 году, когда Хабиров возглавил республику, в регион за ним приехал не только американский спортсмен, но и целый штат чиновников, работавших с ним в Подмосковье. Открыла для себя Башкирию и тюменская стройфирма «Реалист», получившая в регионе несколько «жирных» госконтрактов. В Красногорске связанные с ней подрядчики работали над некоторыми важными для Хабирова проектами.
На этом фоне экспансия в Башкирию «Садового кольца», до того местным жителям незнакомого, у некоторых участников рынка вызвала подозрения. Так, директор консалтингового агентства «План-А» Иван Зорин связывал «пертурбации на строительном рынке Уфы» в 2020–2021 годах с появлением красногорской компании. Об этом он рассказывал в одном из своих постов в Facebook (деятельность соцсети запрещена в РФ).
— Застройщик «Садовое кольцо» пришел вместе с главой республики. И «Садовое кольцо» — вообще не крупный застройщик, я бы даже сказал, местечковый застройщик, даже не регионального уровня, — высказался тогда он. — Это событие (появление компании на рынке. — Прим. ред.) стало стартом масштабной кампании, развернутой властями против застройщиков, уже работающих на строительном рынке Уфы. «Садовое кольцо» при этом пачками получало участки под застройку без торгов — до поры до времени.
Именно тогда, указывал Зорин, «были урезаны» проекты почти всех крупных девелоперов в башкирской столице, начались протесты против некоторых из уже ведущихся строек, в том числе на улице Шота Руставели, куда приезжал и сам Хабиров, потребовав остановить работы и пригрозив строителям, что они «кишку порвут с ним воевать».
Объект строила одна из крупнейших региональных компаний «ПСК-6», аффилированная с бывшим депутатом Горсовета Уфы Андреем Носковым. В 2021 году, комментируя в ходе пресс-конференции возникшие у него проблемы с властями и протесты активистов, он высказал свое мнение об истинных причинах происходящего.
— Это чисто мое мнение: под кого-то готовится рынок, — заявил тогда он. — Зачищаются застройщики сформированные, и, видимо, должны зайти другие игроки.
В ходе той же пресс-конференции он упоминал, что процессы эти начались после появления «Садового кольца», однако не стал прямо обвинять власти в том, что они содействуют подмосковному девелоперу.
В самой компании несколько иначе описывают причины, по которым они зашли в Башкирию. Так, по версии представителей группы, в конце 2019 года власти региона стали искать партнера, который помог бы решить давнюю проблему с обманутыми дольщиками. В тот момент «Кольцо» вовсю вело свою деятельность в Татарстане — на родине ее основателя Сергея Колунова. Как он сам рассказывал в одном из интервью, в 2018–2019 годах он решил принести туда наработанный в Москве и Подмосковье опыт. Именно успехи в Татарстане, по версии самой компании, и привлекли к ней внимание руководства соседней республики.
Впрочем, нельзя сказать, что в Башкирии у «Садового кольца» всё пошло совсем уж гладко. В 2020 году у антимонопольщиков возникли вопросы к тому, насколько законно компания получила землю под строительство ЖК «Tau House» на улице Лесотехникума. Впоследствии надзорный орган снял свои претензии, однако возникли другие проблемы. Так, жители уфимского Глумилино начали протестовать из-за планов компании вести застройку возле Кошкина леса — компания взялась благоустроить эту территорию в обмен на возможность построить ЖК. Недовольство местных не утихает и по сей день.
Самой же громкой и скандальной историей стала, пожалуй, передача «Садовому кольцу» недостроенных уфимских объектов другого некогда крупного девелопера — ГК «Госстрой». Владелец группы, экс-депутат Горсовета Уфы Кирилл Бадиков сейчас находится под арестом, этому предшествовал его конфликт с красногорской компанией.
Весной 2022 года «Садовое кольцо» обвинило его в том, что он в одностороннем порядке расторг с компанией договоры генподряда и договоры на услуги техзаказчика, что лишило ее возможности достроить ЖК «Эрмитаж, Горсовет», ЖК «Дом на Ленина» и ЖК «Белая река», исполнив таким образом обязательства перед дольщиками.
Сам Бадиков назвал тогда заявление компании пиаром, направленным на то, чтобы «не выполнять свои обязательства по строительству объектов», а расторжение договоров объяснил необходимостью заключить вместо них новые — с откорректированными графиками и обязательствами. Суды по делу «Госстроя» продолжаются.
Заинтересованные лица
Несмотря на всю эту турбулентность, «Садовому кольцу» удалось занять лидирующие позиции в новом для себя регионе — и самое время рассказать о людях, которые являются бенефициарами этой компании. Основатель группы Сергей Колунов по-прежнему остается ее основным учредителем, однако действует он совместно с членами семьи и бизнес-партнерами, биография которых довольно примечательна.
Рассмотрим круг выгодополучателей бизнеса на примере башкирской «дочки» девелоперской группы в Башкирии — компании «Садовое Кольцо Уфа». Структура владения у нее витиеватая, но в ней стоит разобраться, чтобы установить всех причастных. Итак, компания, по данным сервиса «Контур.Фокус», принадлежит на 95% фирме «Садовое Кольцо Инвест» и на 5% — «Блицпроект», обе они зарегистрированы в Красногорске. Владельцами первой выступает сам Сергей Колунов, а также Светлана Белоус — советник гендиректора группы по финансовым вопросам, руководитель этой и ряда других компаний ГК.
Женщина, по всей видимости, приходится родственницей бывшему вице-спикеру Заксобрания Ленобласти Алексею Белоусу — с его семьей, как писало издание «Деловой Петербург», уже много лет совместно ведет бизнес экс-министр промышленности РФ Илья Клебанов, к которому мы еще вернемся.
Учредителями «Блицпроекта» в равных долях являются организации «Пронто» и «Инвестпроект» из Красногорска и Москвы соответственно. Первая принадлежит предположительной супруге основателя «Кольца» Елене Колуновой, директором выступает его сын — замгендиректора группы Илья Колунов (о родстве с Сергеем Владимировичем он сам рассказывал в соцсетях).
В интервью светскому изданию Peopletalk (оно представило его как певца и автора хита «Она звезда») он рассказывал о том, что с 9 лет занимался в уже знакомом нам театре-студии «Непоседы», после восьмого класса уехал на учебу в Лондон, куда его отправил отец.
— Он всегда говорил, что я обязательно должен отучиться в Англии, — делился Илья. — Родители считали, что я должен получить «серьезное» образование и стать более самостоятельным, и у меня не было возможности протестовать, хотя я дико не хотел уезжать, потому что вся моя жизнь была здесь. Мне было сложно, но меня никто не спрашивал. Я закончил школу-интернат на границе с Шотландией, а потом поступил в лондонский университет UCL и получил там специальность (почти как у отца) project management of construction — управление объектами в области строительства.
Однако парень грезил музыкальной карьерой, которую жизнь в Великобритании, по его словам, «поставила на паузу». Поэтому по окончании учебы он решил сосредоточиться на творчестве. Илья рассказал, что дружит с рэпером Loc-Dog и певицей Ёлкой, но не упомянул о том, что все-таки имеет отношение к строительному бизнесу своего отца.
Вернемся к остальным собственникам «Садового кольца». Учредителями «Инвестпроекта» числятся две компании — это «Инвестиционные Проекты» и «Галафор», обе связаны с бывшим министром промышленности России и полпредом президента в Северо-Западном федеральном округе Ильей Клебановым.
72-летний предприниматель ушел из политики в 2011 году, после чего активно занялся бизнесом. Клебанов, писал «Деловой Петербург», решил тогда консолидировать семейные предприятия, установив прямой контроль над рыбопромысловыми и транспортными активами, которые приобрела его дочь Екатерина. Помимо родни, учредителями и руководителями предприятий, которые с ним связывают, выступали «его старые товарищи» Николай Ульянов и Дмитрий Кожарский, отмечало издание.
Собственно, именно Ульянов сейчас владеет фирмой «Инвестиционные Проекты», ее директором выступает Алексей Паршин, в разное время руководивший и другими предприятиями Ульянова и семейства Клебановых. Он же выступает директором и в компании «Галафор», на которую, как писал «Деловой Петербург», в десятых бывший министр перевел часть активов, купленных его дочерью.
Екатерина и Илья Клебановы в прошлом были владельцами этой организации, однако сейчас учредителем числится Андрей Хромой — прежде он делил вместе с дочерью экс-чиновника доли в питерской компании «Кофейные автоматы», а в 2022-м от него 100% в калининградской «Российской инвестиционной компании» достались самому Илье Иосифовичу.
Подытожим, конечными бенефициарами компании «Садовое Кольцо Уфа» являются Сергей Колунов (примерно 80,75%) — депутат Госдумы из Казани, сделавший карьеру в Москве, его предположительная жена Елена (2,5%), а также партнеры бывшего министра промышленности РФ Ильи Клебанова: Николай Ульянов и Андрей Хромой (по 1,25%), вероятная родственница бывшего вице-спикера Заксобрания Ленобласти Алексея Белоуса Светлана Белоус (14,25%).
Финансовая сторона
Оценить прибыльность всей ГК «Садовое кольцо», как и в других подобных случаях, достаточно затруднительно. Понятия «группа компаний» в российском законодательстве не встречается, и потому явление это слабо формализовано. Остается лишь попытаться оценить суммарные показатели компаний, связанных с владельцами застройщика, а также посмотреть на уровень их доходов и имущество.
По данным сервиса «Контур.Фокус», за 2022 год суммарная выручка компаний, в которых директором или учредителем является Сергей Колунов, составила 421 миллион рублей, чистая прибыль — 60 миллионов. Для компаний Светланы Белоус эти показатели составили 842 и 158 миллионов рублей соответственно (при этом часть организаций ушла в минус, суммарно их убыток за год составил 52 миллиона рублей).
Судя по благосостоянию ключевых фигур, связанных с «Садовым кольцом», бизнес приносит хорошие деньги. С помощью базы Российского союза автостраховщиков (РСА) мы обнаружили у Елены Колуновой автомобиль Mercedes-Benz G-класса с цифрами 007 в госномере (в базе есть данные о двух действующих полисах ОСАГО на этот номер, второй — на Land Rover Ranger Rover, принадлежащий другому физлицу). Автомобиль не упоминается в декларации о доходах Сергея Колунова за 2021 год.
У музыканта и замгендиректора группы Ильи Колунова с помощью РСА мы нашли премиальный автомобиль Rolls-Royce Wraith с «симметричным» госномером серии ХХХ. В зависимости от комплектации и года выпуска цена на такую машину на вторичке колеблется от 18 до 85 миллионов рублей.
Согласно декларации самого Сергея Колунова за 2021 год, при доходе в 125,89 миллиона рублей у него в собственности имелись доля в небольшом нежилом помещении, 14,54 сотки земли и дом в 805,5 квадрата в безвозмездном пользовании, а также еще одно арендованное нежилое помещение в 158,8 квадрата. Из транспорта, согласно отчету депутата, имелись только квадроцикл CAN-AM Outlander XMR 650, снегоход Yamaha RS10VTGT и прицеп. При этом в РСА мы нашли оформленный на его имя действующий полис ОСАГО на «Ладу-Калину».
Кстати, жена Сергея Колунова, согласно той же декларации, в 2021 году получила 192,42 миллиона рублей доходов. Помимо совместных с мужем земли и жилого дома, она отчиталась об одной пятой доле в квартире в 69,4 квадрата.
Что касается Ильи Клебанова и его партнеров, то основу их доходов вряд ли составляет именно строительный бизнес, так как к их активам относят и множество других, куда более крупных предприятий. Тем не менее мы поискали в РСА и их автомобили.
Илья Иосифович оказался владельцем Volvo XC90, лимузина Aurus «Сенат» (в РСА модель авто указана как «Другая», но на фото очевидцев обнаруженный нами госномер висит именно на таком авто), Mercedes-Benz S-класса. Также он выступает страхователем автомобилей Mercedes-Benz V-класса и Mercedes-Benz G-класса Любови и Александра Белоус.